Газета «Рыбак Приморья»

Покорители вершин

Современный рыбфлот изношен более чем на 80%. Разговоры о поддержке судостроения пока так и остаются разговорами, и компании строят «на свой страх и риск». Потому встреча нового судна для рыбохозяйственной отрасли России – событие незаурядное и значимое. Для рыбаков это настоящий праздник. 24 сентября в Северо-Курильске такой праздник устроила компания ООО «Морепродукт Ко. Лтд.». Впервые за последнее десятилетие с новостроя пришел РС «Пик Фуссо». Корреспондент «РП» стал свидетелем этого события.

Пасмурное небо и моросящий дождик не смогли испортить торжественность момента. На новое белоснежное судно, наряженное в яркие гирлянды флажков, собрались посмотреть горожане, портовые рабочие, присутствовала и администрация МО «Северо-Курильский городской округ». Сказав приветственное слово, председатель совета директоров ООО «Морепродукт Ко.Лтд.» Игорь КИМ, обратился к батюшке с просьбой освятить новое судно. Произнеся молитву, отец Сергий пожелал экипажу удачи и богатых уловов. После капитану «Пик Фусса» Сергею ВАНЬКОВУ по традиции «подложили свинью», т.е. преподнесли зажаренного поросенка. Гостей же ждал «круиз» по Второму Курильскому проливу.

Справка «РП».
Пик Фусса – изолированный вулкан на юго-западе острова Парамушир (Северные Курилы). Расположен в 75 км от Северо-Курильска. Одна из самых высоких вершин всей гряды. Высота вулкана составляет 1772 м. Возраст – 40–50 тыс. лет. Последнее извержение зафиксировано в 1854 году.

РС «Пик Фусса» был построен в Китае в г. Далянь на заводе по строительству рыболовных судов. Построили в поднебесной корабль всего за 8 месяцев – работали слаженно и быстро. Проблемы возникли только при установке аппаратуры, приборов, различных механизмов, электрооборудования. Для этого вызывали бригаду судовых специалистов из России. Однако, по словам капитана, это не самые большие сложности. «Труднее было подготовить документально-правовую базу для этого судна. Изначально оно строилось по китайскому образцу и по китайской правовой основе, под их регистром. Мы выступали лишь в роли покупателя согласно нашему контракту. Однако мы хотели, чтобы этот РС соответствовал требованиям российского регистра, ходил под российским флагом. Пока шли работы по строительству, я находился в Китае, искал контакты, устанавливал связи. При этом мы выдвигали свои требования и к самой конструкции корабля. Дело в том, что строился он по прототипу головного китайского судна. А нам требовался более универсальный рыбак. И мы смогли добиться этого. Например, «Пик Фусса» может работать как тралом, так и снюрреводом. Хотя изначально ставили задачу ловить только снюрреводом. Да и трюм ориентирован не только для работы куботейнерами, также мы можем принимать и наливом. Все это не просто дополнительные затраты, но новые инженерные решения. Такого в природе не было! – с гордостью говорит капитан. – Мы подвели «Пик Фусса» под класс «Рыболовный сейнер». Однако в эти габариты за счет установки нового главного двигателя мы вместили два РСа. Условно наш корабль мы называем РС-600. Здесь стоит двигатель американской фирмы «Камменс». По мощности он в два раза больше, чем на РС-300. А это напрямую влияет и на ходовые качества: судно может развивать скорость в 11 узлов, и на тягловое усилие (возможность буксировать орудие лова): на ходовых испытаниях – 7 тонн». В общем, судно оборудовано по последнему слову техники, радуют глаз и аккуратные, комфортные каюты.

Справка «РП».
Водоизмещение (т) – 390
Длина габаритная (м) – 35,20
Ширина (м) – 7,60
Высота борта (м) – 3,60
Осадка (м) – 2,87
Скорость – 11 узлов
Марка главных двигателей – KTA 19M600

Как рассказал нам Сергей Михайлович, судно уже «прошло боевое крещение» – во время своего следования в Северо-Курильск попало в шторм. «Волнение на море достигало 5 баллов. Мы испытали наш «Пик» на прочность. Скажу, что этот корабль – отличный моряк! Для такого водоизмещения и класса судов, мореходность у него очень хорошая. Механизмы, двигатель – все работало как часы, управление с мостика шло легко. Мы прошли на полном ходу в автоматическом режиме управления 4–5 метровые волны и ветер 25 м/с. Это было хорошим испытанием и для судна, и для экипажа».
К слову, об экипаже. Сергей Михайлович старался подобрать проверенных, грамотных специалистов. Большинство из них – приморцы. «Со многими людьми я ходил в море, других знаю по рекомендациям. Например, у нас на судне очень хорошие механики. Со стармехом – Иннокентием Шангиным – мы вместе работали, я знаю его в деле, второй механик – Сергей Осадчий – зарекомендовал себя как грамотный специалист. Палубная команда: тралмастер – Анатолий Перепелица, боцман – Борис Ким – проверенные морем люди, я сам трудился с ними бок-о-бок. Хороший у меня и старший помощник – Константин Лыков, я ему во многом доверяю. Каждый член экипажа – настоящий рыбак, а вместе мы – отличная команда».
Сам Сергей Ваньков свою жизнь посвятил морю, рыбалке. Закончив в 80 году Калининградское высшее инженерно-морское училище и получив «штурмана», по распределению попал на Дальний Восток. 10 лет проработал в Корсакове на Сахалине, потом перебрался во Владивосток. Ходил на всех типах судов. Рыболовный флот знает «от и до»: от крупнотоннажников до малого флота. Как он сам говорит, его рабочая биография «достаточно пестрая». «Иногда я думал, что все брошу и уйду. Ведь работа в море на рыбе – тяжелая, отчасти экстремальная. Однако душой я прикипел к морю, не могу без него», – говорит капитан.
На Северных Курилах «Пик Фуссо» будет осваивать «прибрежку»: ловить камбалу, треску, минтай. Уже через неделю он выйдет на свою первую рыбалку. Конечно, новому кораблю, прежде чем привозить богатые уловы, еще предстоит тщательно изучить районы лова, настроить промысловые орудия, «приловиться», как говорят члены экипажа «Пик Фуссо». Однако все они уверены, что оправдают возложенные на них надежды, станут гордостью своей компании.

Ксения ПИСАРЕВА