Газета «Рыбак Приморья»

Закон закону – рознь!

По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации вопросы распределения и использования рыбопромысловых участков в настоящее время регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Гражданским кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире», постановлением Правительства РФ от 20 мая 2005 года N 317 «О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» N 316 «Об организации промысла тихоокеанских лососей».

    «Действующее в настоящее время федеральное законодательство в полной мере регулирует вопросы, связанные с формированием рыбопромысловых участков, проведением конкурсов на право пользования такими участками, а также вопросы их использования», – говориться в официальном заявлении МСХ.
    Не успели мы порадоваться и поздравить рыбаков, как в редакцию «РП» обратились из департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края с целью прокомментировать «разъяснения» чиновников Минсельхоза и изложить в целом ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день с рыбопромысловыми участками.
    В настоящий момент, согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в Приморском крае формируется перечень рыбопромысловых участков (РПУ). Однако нормативная правовая база, которая бы определяла принципы и порядок формирования этого перечня, отсутствует.
    В «разъяснении» Минсельхоза России сказано, что утверждение порядка формирования и утверждения перечня рыбопромысловых участков законодательством РФ не предусмотрено и нет необходимости утверждения данного акта. При этом указано, что перечни РПУ должны формироваться без учета цели их использования.
Каким образом можно сформировать перечень РПУ без учета цели их использования – не понятно. Ведь для каждой цели, будь то промышленное, любительское и спортивное рыболовство, промышленное рыбоводство (марикультура), должен быть свой конкурс, точнее – свои критерии. Ведь у каждого вида деятельности своя специфика.
    В Приморском крае пользование прибрежной акваторией в рыбохозяйственных целях имеет многофункциональный характер – промышленная добыча рыбы стационарными орудиями лова, марикультура, любительское и спортивное рыболовство, рыболовство для обеспечения потребностей коренных малочисленных народов, проживающих в нашем крае.
    Кроме того, у нас есть районы специализированного промысла водных биоресурсов, на которых предприятия осуществляют добычу морских ежей, закапывающихся моллюсков, водорослей, медузы. При этом квота на эти объекты промысла выделяется по долевому принципу. Эти районы прибрежные и, в принципе, могут войти в границы предполагаемых РПУ. Если сформировать их перечень, не определяя цели использования участков, поделив при этом все побережье края, могут возникнуть сложности с промыслом указанных объектов.
    Представим, что на предполагаемом аукционе или конкурсе предприятие получает определенную водную акваторию с целью осуществления на ней хозяйственной деятельности, например, добывать рыбу стационарными орудиями лова. Вкладывает в производство деньги, силы. Но вот приходит другой пользователь с квотой, скажем, на морского ежа. И на этом участке запасы морского ежа позволяют добывать его в промышленных объемах. «Держатель» участка на полном основании попросит «пришельца» уйти, то есть, по сути, не пользоваться водой, несмотря на то, что объект промысла у этого «пришельца» совсем иной. Ведь промысел разных объектов сегодня может осуществляться на одной и той же акватории (и это нормально).
Возникает конфронтация между пользователями водными биоресурсами. Подобная ситуация складывается на Сахалине.
    Департамент рыбного хозяйства администрации края считает, что в вопросе формирования перечня РПУ на первоначальном этапе необходимо применять достаточно осторожный подход.
    Согласно ст. 20 N 166-ФЗ «О рыболовстве» прибрежное рыболовство можно осуществлять на основании соответствующего разрешения, не предоставляя при этом рыбопромысловые участки. Также без предоставления РПУ можно осуществлять любительское и спортивное рыболовство.
    В Приморье так и происходит, прибрежное рыболовство на протяжении нескольких лет осуществляется без закрепления за пользователями рыбопромысловых участков, и это показывает свою позитивную сторону. Рыбаки не ограничены рамками, пределами участка, и они могут работать там, где есть рыба.
Вместе с тем для Приморского края особую актуальность имеет промышленное рыбоводство и урегулирование порядка выделения участков для аквакультуры очень важно.
    Но и в этом вопросе имеются определенные проблемы.
Например, вы решили заняться разведением гребешка. В зависимости от технологии, которую вы будете использовать, вам понадобиться от 50 до 100 га. Через какое-то время вам понадобиться расширить свое хозяйство, а вы этого сделать не сможете. Потому как рыбопромысловый участок уже закреплен на определенной площади, и «сдвинуть» границы участка не представляется возможным, так как это не оговорено законом.
     Если рассматривать РПУ для прибрежного рыболовства стационарными орудиями лова, то и здесь вырисовывается подобная картина.
Известно, что рыба мигрирует, перемещается, в связи с чем надо менять и расположение орудий лова, соответственно, опять изменять границы рыбопромыслового участка.
    Все это должен оговаривать порядок проведения конкурсов. А его в представленной пояснительной записке Минсельхоза нет.
Должны быть определены и критерии проведения предполагаемых конкурсов. Что встанет во главу угла при распределении участков: многолетняя хозяйственная деятельность, которая уже ведется пользователем, или предложенные «новичком» выгодные финансовые условия? Сделать перечень, не глядя, особенно в отношении акваторий аквакультуры, на которых уже ведется хозяйственная деятельность, выставить их на конкурс на общих условиях или на условиях финансовой привлекательности, это значит – поставить действующие хозяйства в заведомо невыгодные условия.
    Сегодня на территории края имеется 78 акваторий, занятых под хозяйства марикультуры. Выставить эти акватории на конкурс, значит, – подставить под удар действующие хозяйства. Есть надежда, что впоследствии с пользователями этих хозяйств заключат договоры вне конкурса.
В настоящее время подготовлен перечень рыбопромысловых участков для целей промышленного рыбоводства, на которых еще не ведется хозяйственная деятельность. В данный перечень не включены акватории действующих хозяйств.
    В отсутствие на сегодняшний день нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения конкурсов на рыбопромысловые участки и определяющего критерии его проведения, довольно сложно сформировать полноценный перечень РПУ, который бы в максимальной степени учитывал интересы рыбаков. А это – очень важно. Нет соответствующих приказов и утвержденного порядка (за исключением участков для промысла тихоокеанских лососей).
    Кроме того, в департаменте рыбного хозяйства администрации края считают, что необходима корректировка и самого термина «рыбопромысловый участок». В Приморье в него не обязательно включать сушу. Сегодня соответствующая поправка в закон обсуждается в Госдуме.
    Кроме того, для аквакультуры необходим отдельный закон, – считают в администрации Приморья. Это обусловлено тем, что товарную продукцию в хозяйствах аквакультуры начинают получать на 4-5 год их эксплуатации, а прибыль – только через 7-10 лет.
    Ранее в Приморье действовало постановление Губернатора края N 23, которое регламентировало порядок выделения акваторий для целей аквакультуры. В соответствии с ним предприятие формировало пакет документов, в который входило рыбоводно-биологическое обоснование, заключение экологической экспертизы и так далее. На этом основании предприятие получало соответствующее заключение от Приморрыбвода и разрешение на год для создания хозяйства. Если предприятие выполняло все согласно плану, рабочая группа рыбхозсовета собиралась и принимала решение о переводе данного хозяйства в действующее. И используемая акватория закреплялась за предприятием на пять лет. Сегодня это постановление отменено, а другого – нет.
    Образовался своеобразный правовой вакуум.
В департаменте рыбного хозяйства администрации края полагают, что в целях повышения эффективности осуществления процессов распределения и закрепления за пользователями рыбопромысловых участков, развития береговой инфраструктуры, максимального учета интересов рыбацких коллективов, полномочия в части регулирования аквакультуры и формирования рыбопромысловых участков, а также их использования, необходимо передать субъектам федерации.
    Для этого следует либо внести соответствующие изменения или дополнения в Федеральный Закон «О рыболовстве» (что достаточно сложно), либо заключить соответствующее соглашение с Федеральным агентством по рыболовству. И уже на этом основании субъект федерации сможет на месте регулировать деятельность в области аквакультуры, учитывая специфику региона.

Ксения ПИСАРЕВА