Газета «Рыбак Приморья»
А.Колисниченко и Б.Ельцин

Полвека под звездой рыбака

Ровно в девять утра в дверь рабочего кабинета президента компании ОАО «НБАМР» входит Анатолий Николаевич КОЛЕСНИЧЕНКО. Первым делом он просматривает сводки, отчеты о деятельности предприятия, оценивает, какой улов и выпуск продукции. Несмотря на то, что он в отпуске, Анатолий Николаевич работу не оставляет, кажется, ни на минуту. «Да и как ее оставить, это же вся моя жизнь», - признается он.

Ровно полвека Анатолий Колесниченко посвятил морю, проработав в одной организации – Находкинской базе активного морского рыболовства, где он прошел путь от матроса до руководителя. У штурвала одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий края Анатолий Николаевич простоял ровно 26 лет. Успешно проведя предприятие через тернистые дебри политических кризисов и экономических реформ, сегодня Анатолий Николаевич по праву считается одним из корифеев рыбной промышленности.
Родился он 20 января 1935 года в селе Староивановка Белгородской области в семье крестьян. О своей малой родине Анатолий Николаевич вспоминает с особенной теплотой. Ведь там прошло его детство. Пока мать работала в колхозе, Анатолий занимался с младшим братишкой, следил за хозяйством. Отец в то время, после окончания в 1940 году физико-математического факультета Орловского института, был направлен учителем в Алтайский край. Он уже перебрался туда и должен был сделать вызов. Семья готовилась к переезду. Однако грянула война. Отца призвали на фронт. Николай Колесниченко – старший лейтенант, командир конной артиллерийской установки погиб в одном из боев под Новоельней. Семья так и осталась в Староивановке. Однако неподалеку от тех мест разгорелись ожесточенные бои – там проходила Курская дуга, и село более месяца находилось в оккупации. Постоянные бомбежки, пожары, стрельба, – страшная картина развернулась перед глазами подростка Анатолия. Однако мать смогла уберечь детей. В послевоенные годы помогли дед и тетка.
Анатолий окончил успешно десятилетку и решил пойти в армию. Средств на получение гражданского образования тогда у семьи не было. Однако однофамилец отговорил его от армии и посоветовал пойти в мореходку. Недолго думая, Анатолий выбрал Таганрогскую рыбопромысловую школу. Окончил, а через два года, в 1956 году, его направили на Дальний Восток, в Находкинское УАМР. «Я мечтал попасть сюда, – признается Анатолий Николаевич. От инженеров, которые жили со мной в одном общежитии, я узнал, что тут очень много рыбы, красивые места. Романтика, в общем! Так что с распределением мне повезло». Добирались до Приморья долго – 14 дней поездом «Харьков-Владивосток». Поселили юных судоводителей на паруснике, где не было никаких маломальских бытовых условий. Однако это не испугало Анатолия Колесниченко, не сломило боевой дух. Выйдя в первый рейс на промысел камбалы на СРТ «Бежица» матросом, он вернулся помощником тралмейстера. Несмотря на быстрый старт, рыбацкая биография Анатолия Николаевича началась с нелегких испытаний. Тогда ведь суда были, что консервные банки. «У нас не было ни одного холодильника, даже бытового, – вспоминает Колесниченко. – Пеньковые тралы, которые постоянно рвались, а на морозе становились колом, и починить их было просто невозможно. Лебедки самые примитивные, да и вообще, практически все операции мы выполняли вручную». Однако такая практика, по словам Анатолия Николаевича, была нужна. «Я смог испытать все. Впоследствии этот опыт пригодился мне не раз».
В 1957 году, когда помтралмейстера в очередной раз сошел на берег, его ждал сюрприз. «Под белы ручки» кадровики отвели его прямиком к заместителю начальника по флоту Ивану Михайловичу Хоменко. Молодому штурману в возрасте 29 лет предложили пойти четвертым помощником на БМРТ «Ульяновск». Руководство не ошиблось: вскоре экипаж «Ульяновска» первым перевыполнил семилетний план, добыв сверх нормы 73 тыс. тонн рыбы. А в 1964 году добился рекордного улова по Приморрыбпрому, выловив 140,8 тыс. центнеров рыбы, что составило 220% к плану. «Помню, работали в Бристольском заливе, соцсоревнование между экипажами было жесткое, рейс длился девять месяцев. Тогда мы вымотались и физически, и морально. Добыли 13 тыс. тонн рыбы. Это оказался самый высокий результат. Капитан-директору «Ульяновска» Ломаеву присвоили звание Героя Социалистического труда, а меня наградили золотыми именными часами».

После того рейса «Ульяновск» поставили в ремонт, а талантливому помощнику капитана дали отпуск – небольшой, всего 23 дня. Однако за это время Анатолий Николаевич успел съездить в Таганрог и привезти себе невесту. Свадьбу сыграли тогда же.

Молодого и успешного Анатолия Колесниченко, уже к тому времени набравшего плавательный ценз и получившего второе образование в Дальневосточном мореходном училище, руководство всегда держало «в поле зрения». И вскоре предложило встать у штурвала судна «Басаргин». Однако «Ульяновск» не отпустил его. «Для меня этот корабль был все равно, что дом родной. Я не представлял себе, что смогу уйти».
Однако уже в 1965 году Анатолия Колесниченко перевели капитан-директором на БМРТ «Посьет». С этого времени и начинаются трудовые победы Анатолия Николаевича, отмеченные правительственными наградами. Рыбачили тогда в основном у берегов Америки и Канады. Добывали терпуга, хека, окуня. Несмотря на сложную промысловую обстановку, судно стало рекордсменом по пятилетке. В одном из сложнейших рейсов при плане 81720 экипаж добыл 114197 центнеров рыбы, сверх плана было получено 485 тыс. рублей прибыли. По тем временам, огромные деньги. Судно первым в бассейне освоило современную технологию обработки рыбы. Партия оценила трудовой подвиг молодого капитана и возглавляемого им судна по достоинству, наградив и БМРТ, и Анатолия Колесниченко 7 июля 1966 года орденами Трудового Красного Знамени. Позже экипажу «Посьета», как одному из опытнейших, первому на Дальнем Востоке доверили осваивать активное морское рыболовство в северных районах Тихого океана, испытывать новейшие орудия лова.
После «Посьета» Анатолия Колесниченко назначали старшим помощником тунцеловной базы «Ленинский луч». «Я начал было возмущаться. За что это меня разжаловали?! Однако такой смех поднялся! Ведь «Ленинский луч» за границу ходил!» Однако руководство пояснило: «Необходимо вывести судно на высокие экономические показатели, а это можешь сделать только ты. Сходишь один рейс помощником, присмотришься, а в следующий – капитан-директором пойдешь». Так и сделали.
Сырцом плавбазу обеспечивали шесть ботов и три тунцелова. Все работали в Индийском океане. Там, в тропических водах, кислорода содержится на 15-18% меньше. Потому рыбы живут только за счет того, что активно передвигаются. Попадая в длинный трал, они засыпают. И если не успеть вовремя вытащить тунца, то ценное белое мясо, которое находится по хребту рыбы, наливается кровью, темнеет, становится нетоварным. Промышленники были вынуждены отправлять тысячи тонн такой продукции на муку, и тунцеловы несли громадные убытки. «Наши же умельцы, среди них механик-наладчик Анатолий Украинченко, подали идею перемалывать вместе с печенью и сердцем это мясо на паштет и закатывать в консервы. Так и сделали. Причем купили на мясокомбинате вышедшие из строя кутера, отремонтировали и установили у себя на базе. Таким образом, весь процесс был автоматизирован». Паштет получился отменный. Благодаря такой технологии плавбаза из убыточной стала рентабельной. А новатору Анатолию Колесниченко 26 апреля 1971 года вручили орден Ленина. К тому же преимущества такой технологии обработки были настолько очевидны, что опыт находкинцев распространили на весь рыболовный флот СССР. Представители 12 ведущих плавзаводов страны побывали на «Ленинском луче», чтобы изучить особенности организации труда. Продукцией «Ленинского луча» Советский союз рассчитывался с итальянцами за Волжский автозавод (ВАЗ).
Анатолий Николаевич к каждому заданию относился ответственно, не провалил ни одно дело. Именно ему доверили современный РТМ «Жемчужный», который только пришел с новостроя в 1975 году. Параллельно полный энергии Анатолий Колесниченко поступил в ДВВИМУ на факультет эксплуатации водного транспорта. Отучился три года. Весной 1977-го он возглавил морскую инспекцию БАМР, а осенью крайком партии назначил Колесниченко на должность первого заместителя начальника НБАМР.

«В 1979 году мы ждали приезда министра рыбного хозяйства Каменцева. Все волновались жутко. Наш начальник – Дмитрий Панаев, почувствовал себя плохо, сдавали нервы. Он умер у меня на руках за два с половиной часа до приезда министра. Мне предложили возглавить НБАМР. Я с полгода отказывался. А потом меня вызвал начальник «Дальрыбы» Николай Исаакович Котляр и сказал: не согласишься, все равно придется исполнять обязанности, только уже начальника и первого зама, а зарплату будешь получать одну. Деваться было некуда, и я согласился». 23 июля 1979 Анатолий Николаевич Колесниченко был назначен на должность начальника НБАМР.
Начались первые трудности. Он привык работать в море, со своим родным экипажем. А тут – политика, со всеми надо ладить. Как признается Анатолий Колесниченко, связи наладить было непросто, БАМР всегда был на виду у крайкома. «Но у меня был хороший учитель – Котляр. Его слова я запомнил на всю жизнь и принял за правило. Он сказал: «тебя будут ругать за промахи, но ты всегда должен помнить, что за твоей спиной 15 тысяч работников. У всех у них есть семьи. Ты должен думать о них. И как бы тебе ни было, им должно быть хорошо». Однако за всю «партийную» историю Колесниченко ни разу не сделали выговоров, он ни разу не получил партийного взыскания. Каждый год на его кресло претендовало 4 человека. Но никто так и не смог «стать лучше» этого профессионала.

В 1993 году собранием акционеров Анатолий Колесниченко был избран генеральным директором ОАО «НБАМР». А 26 декабря исполняется ровно 50 лет как он работает в НБАМР. Это время, пожалуй, можно было бы назвать «веком Колесниченко». Жаль только, что не золотым. Поскольку именно на этот период пришлось разрушение основ рыбной отрасли России. Однако, несмотря ни на что, БАМР выстоял. Анатолий Колесниченко говорит, что вовсе не подвержен качке. Видимо, даже государственной. Его твердая рука не дрогнула в период аукционов, разбазаривания имущества, распада страны. Он – настоящий профессионал: опытный моряк, талантливый руководитель, заботливый отец семейства.

Спектр его интересов и забот и сегодня необычайно широк. В свои 71 президент ОАО «НБАМР» выглядит бодро, статно, как настоящий капитан. Этого человека язык не поворачивается назвать старым. Он продолжает жить общими рыбацкими интересами, неотъемлемыми от его жизни. Продолжает работать во славу компании, которой отдал 50 лет. Имя Анатолия Николаевича Колесниченко уже давно вписано в историю рыбной промышленности Дальнего Востока. За время своей трудовой деятельности он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Почета, медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда». Присвоены звания: заслуженный работник рыбного хозяйства РСФСР, почетный гражданин г. Находка, почетный работник ОАО «НБАМР», он является членом рабочей группы Дальневосточного научно-промыслового совета, приморского совета рыбаков. Его опыт и профессионализм по-прежнему востребованы на предприятии. Он не изменил своему призванию. Остался верен своей звезде удачи. Жаль только, что газетные площади не позволяют в полной мере рассказать об этом удивительном человеке, глубоко симпатичном каждому, кто с ним хоть раз встречался.

Редакция благодарит пресс-службу ОАО «НБАМР» за помощь в подготовке материала.

Ксения ПИСАРЕВА

  • А.Колисниченко и Б.Ельцин