В ТИНРО-Центре началась обработка научных данных, полученных в ходе научно-исследовательских экспедиций в 2006 году. В минувшем году флот ТИНРО-Центра проводил традиционные исследования с широким спектром задач (пелагические и донные траловые, ловушечные, гидроакустические съемки, океанологические, планктонологические, трофологические, бентосные и технологические исследования, исследования по селективности орудий лова). Таким образом собиралась промысловая и биологическая информация по основным промысловым объектам.
Подробнее об одном из рейсов на НИС «Профессор Кагановский» нам рассказал заведующий отделом морских экспедиционных исследований ТИНРО-Центра Александр СТАСЕВИЧ.
В октябре-ноябре НИС «Профессор Кагановский» выполнил комплексную съемку верхней эпипелагиали на акватории в южной части Охотского моря с целью учета суммарного поголовья молоди лососей перед уходом ее в океан. В ходе рейса были получены данные о количественном распределении, биологическом состоянии, численности и биомассе лососей и других массовых эпипелагических видов рыб, кальмаров и их молоди. Получены материалы по распределению океанологических параметров и динамических структур, схема поверхностной циркуляции. Эхоинтеграционным методом получены данные по распределению, биомассе и численности пелагических скоплений минтая, сельди и мойвы. В северной части Охотского моря выполнены работы на предзимовальных скоплениях сельди для сбора материалов по численности, биомассе, размерно-возрастной структуре уловов сельди.
Комплексные исследования в южной части Охотского моря
В 1990-е гг. ТИНРО-Центром регулярно выполнялись летние и осенние комплексные съемки эпипелагиали южной части Охотского моря и сопредельных вод Тихого океана с ориентацией на тотальный учет предамадромных (преднерестовых – «РП») лососей и их посткатодромных особей (молоди – «РП»). В последующие годы, подобные экспедиции выполнялись с меньшей регулярностью. В то же время необходимость проведения регулярных исследований морского периода жизни тихоокеанских лососей как традиционных и высокорентабельных объектов промысла диктуется, прежде всего, тем обстоятельством, что морской период их жизни является основополагающим периодом в формировании продукции этой группы рыб, а, следовательно, и в величине последующего их вылова.
К настоящему времени уже наработаны подходы и методы комплексного изучения биологии тихоокеанских лососей в морской период их жизни, отлажены методики тралового учета лососей, разработаны методы оперативного прогнозирования сроков и масштабов подходов отдельных видов лососей к промысловым районам. Практическая значимость подобных работ очень высока. Полученные данные позволят более точно оценивать уровень выживаемости молоди в океане. Непосредственно в период исследований кроме прямого учета численности посткатадромной молоди лососей проводится сбор информации и проб для последующей обработки с целью разработки методов дифференциации крупных региональных группировок лососей. Это должно позволить улучшить качество долгосрочных прогнозов по видам с коротким и многолетним морскими периодами жизни.
Наибольшая смертность молоди лососей приходится па первые месяцы морской жизни (май-июль). Учет величины смертности в совокупности с экспертной оценкой условий нагула в ранний морской период жизни широко использовался при прогнозировании величины нерестовых подходов горбуши до разработки методики учетных траловых съемок, – рассказывает Александр Григорьевич.
Более поздняя корректировка прогнозируемых величин возврата производится по результатам осенних траловых учетов молоди лососей в сентябре-ноябре. К этому периоду в основном формируется численность поколений лососей. В последующий период уровень их элиминации более низок и относительно стабилен. Площадные траловые съемки по учету молоди лососей, проводимые в этот период, позволяют в короткие сроки получить картину распределения видов на обширных акваториях, дают наиболее достоверный материал для оценки численности поколений. Значительно повышая точность промысловых прогнозов, они позволяют, в частности, для горбуши – производить корректировку ожидаемых подходов с заблаговременностью 8-9 месяцев, – объясняет ученый.
Основную долю молоди в уловах в Охотском море составляет горбуша, поэтому для прогнозирования оценка именно ее численности имеет наибольшее значение. Тем не менее, давно назрела необходимость использования данных тралового учета и для корректировки нерестовых подходов других видов лососей. В настоящее время основным препятствием на этом пути является скудость или отсутствие информации о смертности в океане кеты, нерки, кижуча и чавычи разных возрастных групп.
Немаловажным является и исследование структуры и динамики нектонного сообщества этого района, где в осенне-зимний период нагуливается молодь тихоокеанских лососей из всех охотоморских нерестовых регионов перед дальнейшей миграцией в тихоокеанские воды. Сбор количественных данных по пелагическим и мезапелагмческим рыбам, кальмарам, макропланктону и др. в совокупности с комплексом океанологических, гидробиологических и трофологических исследований, позволяет оценить современное состояние экосистемы пелагиали южной части Охотского моря.
Проведение траловых учетов лососей в южной части Охотского моря и продолжение сбора данных по их экологии проводилось в ходе комплексных экосистемных исследований при работах по мониторингу за состоянием экосистем дальневосточных морей и Северной Пацифики. Именно в первой половине рейса НИС «Профессиор Кагановский» провел комплексные работы в верхней эпипелагиали южной части Охотского моря с целью учета суммарного поголовья молоди лососей перед уходом ее в океан.
Комплексные исследования в северной части Охотского моря
В последние 10 лет вылов сельди в посленерестовый период в среднем составил 150 тыс. т; в 1998 г. он превысил 260 тыс. т. В то же время с 2003 г. отмечается тенденция снижения вылова этого вида в нагульный период. В сентябре в Северо-Охотоморской подзоне традиционно не отмечается устойчивых скоплений сельди промысловых размеров. Прослеживается отчетливая тенденция смещения основного промысла нагульной сельди на конец календарного года, – рассказывает начальник отдела морских экспедиционных исследований.
Так, если в 1993-1996 гг. основной вылов нагульной сельди приходился на октябрь, в 1997-2000 гг. – на октябрь-ноябрь, то после 2001 г. – уже на декабрь. В 2005 г. в сентябре выловлено 2,3 тыс. т, в октябре – 7,65 тыс.т, в ноябре – 30,3 тыс. т, в декабре – 31,4 тыс. т нагульной и предзимовальной сельди.
В настоящее время нагульные скопления сельди в Охотском море формируются из рыб длиной 18-35 см и массой от 40 до 490 г в возрасте 2-13 лет. В сентябре-декабре 2006 г. как в Притауйском, так и в Ионо-Кашеваровском районе основу нагульных скоплений сельди составят рыбы 1996-2000 годов рождения в возрасте 6-10 лет. Ожидается увеличение в уловах доли рыб младших возрастов за счет вступления в запас поколения 2002 года рождения. Доля сельди поколения 2001.г. будет незначительной.
По словам Александра Григорьевича, работы на предзимовальных скоплениях сельди, которые провел НИС «Профессор Кагановский», дали возможность собрать дополнительные материалы по численности, биомассе, размерному и возрастному составу уловов с целью уточнения имеющихся размерно-возрастных ключей (в период комплексных макросъемок в связи с локальностью сельдевых скоплений такой информации всегда не хватает), необходимую биологическую и биостатистическую информацию для обеспечения прогностических задач.
Работы в море
Работы на НИС «Профессор Кагановский» проводились в два этапа. На первом этапе – с 5 по 28 октября, выполнялась комплексная съемка верхней эпипелагиали на акватории южной части Охотского моря в пределах российской экономической зоны, имеющая целью учесть суммарное поголовье молоди лососей перед уходом ее в океан. Помимо этого, в течение всего периода работы ученые делали метеонаблюдения, которые подтвердили сложившиеся представления о циркуляции и термохалинной структуре вод района.
Всего на 1 этапе НИС за 21 сутки в Сахалино-Курильском районе выполнил 48 тралений, из которых 47 – учетных. Гидрологических станций – 46, гидробиологических – 46. Общий вылов лососевых составил 0,946 т.
Как рассказал нам Александр Стасевич, основу уловов в этот период составляли сеголетки горбуши (до 60%) и кеты. Нулевые уловы в прикурильских водах позволяют утверждать, что основная масса посткатадромных особей еще оставалась в пределах южной котловины и не вышла в Тихоокеанские воды. Средняя длина особей горбуши колебалась от 24-25 см в северо-восточной части района до 26-27 см – в южной.
В северо-восточной части исследуемого района было отмечено повышение концентраций молоди кеты. Процент кеты в уловах уменьшался к югу и юго-западу (до 10%). На большей части акватории длина молоди кеты составляла 23,8-24,5 см. Самые мелкоразмерные особи были отмечены в западной и северо-западной части, а наиболее крупные особи – в южных и восточных прикурильских водах.
Уловы неполовозрелой кеты средних и крупных размеров хоть и были штучными, но все же позволяют говорить об аналогичном распределении с посткатадромными особями. В ходе исследований было отмечено увеличение средних значений длины особей в южном направлении. В уловах преобладали самцы (до 69,2%).
Штучно отмечалась в уловах чавыча длиной 30-31 см и весом до 418 г, а также сеголетки нерки в северной части района и сеголетки симы в южных частях акватории.
На втором этапе была проведена комплексная съемка в северной части Охотского моря. Цель – определение численности и биомассы тихоокеанской сельди в данном регионе, оценка состояния нектонного сообщества, сбор биологической и биостатистической информации для составления прогнозов. Обследованная площадь составила 391,610 тыс. кв. км. Всего было выполнено 45 тралений.
Одно траление было в самой северной части Восточно-Сахалинской подзоны, – говорит Александр Стасевич. – Улов минтая в этом трале составил 0,038 т за час. Также были выполнены 1 гидрологическая станция и 1 гидробиологическая.
В Северо-Охотоморской подзоне было выполнено 48 тралений, 47 гидрологических станций и столько же гидробиологических.
Видовой состав северной части Охотского моря в целом мало чем отличался от такого прошлых лет. Основу биомассы гидробионтов составили сельдь и минтай (более 95% от общей биомассы). Их биомассы в северной части Охотского моря были оценены в 4241,47 тыс. т и 2535,25 тыс. т., а суммарная доля минтая и сельди по ихтиомассе составила 95% от общей биомассы гидробионтов. По сравнению с исследованиями предыдущих лет заметно ниже осенью 2006 г. оказалась учтенная биомасса серебрянки – 3,37 тыс. т (осенью 2000 г. – 580,9 тыс. т, 2001 г. – 398,6 тыс. т, 2003 г. – 612,34 тыс. т). Также относительно невысокие оценки биомасс были получены для мойвы, камбал и некоторых других видов и групп видов рыб.
Причем, при полном доминировании сельди по району, основу биомассы в Охотско-Лисянском и Притауйском биостатистических районах составлял минтай. Это свидетельствует о неравномерном распределении по акватории района основных промысловых видов в данный период. Средний улов сельди на час траления составлял 0,292 т. Основные промысловые скопления сельди зафиксированы в традиционных промысловых районах: Ионо-Кашеварском, Притауйском и в северной части восточно-сахалинского шельфа. Самые плотные концентрации численности и биомассы сельди располагались над банкой Кашеварова и несколько севернее от нее.
Крупноразмерные особи и сельди, и минтая, в основном облавливались на глубинах 200м и более (до 96% улова этих объектов по массе). Доля сеголетней сельди по всему району не превышала 2,5% по биомассе или 51% по численности, а их наибольшая концентрация отмечалась в северной части Восточно-Сахалинского района. Доля молоди в уловах заметно увеличивалась на мелководных станциях. Отличия в пространственном распределении размерно-возрастных групп сельди прослеживаются не только по глубинам, но и по районам, – отмечает ученый. – В Притауйском районе выделялась сельдь размером 16-21 см; в Охотско-Лисянском районе преобладали рыбы до 15 см; в Ионо-Кашеварском отмечалось явное доминирование крупноразмерной сельди размером 30 см и более.
Средняя величина уловов минтая за час траления составляла 0,159 т. По результатам проведенной съемки суммарная численность и биомасса минтая в эпипелагиали и частично верхней мезапелагиали северо-восточной части района работ была оценена в ноябре 2006 г. в 2535,3 тыс.т. При этом доля молоди (сеголетков и годовиков с длиной тела менее 17 см) составили 57% по численности и 13% по биомассе. Наибольшие концентрации биомассы минтая отмечены в восточной части района работ. В батиметрическом распределении численности более высокие ее показатели наблюдались в диапазоне глубин 100-200 м, что связано с присутствием здесь минтая практически всех размерно-возрастных классов. Выше 100-метровой изобаты закономерно преобладали мелкоразмерные группы.
Минтай промысловых размеров (более 37 см) был представлен во всех районах, но максимальные плотности крупноразмерных особей пришлись на северо-восточную окраину района, что подразумевает высокую численность данной размерной группы восточнее границ съемки, – говорит Александр Стасевич.
Существенные уловы сеголетков были получены в северной части Восточно-Сахалинского и у северо-западной окраины Ионо-Кашеварского районов. Примечательно, – что в этом году сеголетки не обнаружены на глубоководье и в местах наибольших концентраций крупноразмерного минтая.
В прилове, в первую очередь, необходимо отметить мойву (до 1,15% биомассы улова) и круглопера (до 1%), особенно в Охотско-Лисянском районе.
По всему району отмечено присутствие серебрянки в ячее трала. Штучно встречались сахалинская и палтусовидная камбалы. На глубинах более 200 м было заметным увеличение присутствия кальмаров, в основном, за счет молоди командорского и камчатского видов.
По словам ученого, сопоставление данных съемок, выполненных в северной части Охотского моря в 1997-2006 гг., показывает, что относительная величина ихтиомассы (плотность рыбного населения, отнесенная к площади обследованной акватории) не только не снизилась осенью 2006 г., а более того, оказалась выше оценок предыдущих лет.
Следует отметить, что с 2006 г. на судне появилась аппаратура, позволяющая более точно оценить параметры раскрытия трала. Вместо 35 м по горизонтали, раскрытие составляло 55 м.
Наряду с ихтиологическими работами (облов рыбы тралами) на судне проводились акустические исследования. Использовался прибор системы контроля трала SIMRAD FS 20/25 для регистрации эхозаписей тихоокеанских лососей. В центральной котловине Охотского моря, где было учтено большинство сеголетков горбуши – 70,4%, наиболее плотные ее концентрации были зарегистрированы в юго-восточной части района в виде скоплений повышенной плотности. Основные концентрации сеголетков кеты с максимальными пиками численности располагались в северо-восточной части центральной котловины Охотского моря. Также этот прибор использовался при тралениях сельди и минтая на севере Охотского моря, пояснил Александр Григорьевич.
Перед выполнением исследований в основных районах работ и после их завершения делались стандартные гидрологические разрезы в Японском море.
Во Владивосток НИС «Профессор Кагановский» прибыл 6 декабря.
Итоги
Таким образом, данная экспедиция позволила получить новую информацию о статусе биоресурсов и структуре сырьевой базы пелагического рыболовства, количественного распределения, пространственной дифференциации, состояния запасов и экологии промысловых объектов (сельди, тихоокеанских лососей, минтая); оценить состояние пелагических сообществ в южной части Охотского моря, Ионо-Кашеваровского и Притауского районов; подсчитать численность и биомассу сеголетков лососей, выяснить закономерности их распределения, оценить основные биологические характеристики отдельных видов, выяснить их место и роль в трофической структуре эпипелагиали южной части Охотского моря. Оценить пространственное распределение, численность и биомассу тихоокеанской сельди Ионо-Кашеваровского и Притауского районов. Полученная информация обрабатывается и поможет в составлении промысловых прогнозов.