Газета «Рыбак Приморья»

ФАО и мировая торговля рыбной продукцией

Серьезные трудности, переживаемые агропромышленным комплексом России, заставляют искать все возможные пути в поисках выхода из обвального кризиса, обращаться к опыту международных организаций. Довольно широко читатели осведомлены о деятельности таких организаций, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк и другие. Менее известна у нас такая авторитетная организация, как ФАО – специализированное учреждение ООН в области сотрудничества стран по всем направлениям агропромышленного комплекса, включая сельское, лесное, водное и рыбное хозяйства (ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).

1. История создания ФАО и этапы ее развития
ФАО была учреждена в 1945 году на базе Международного института сельского хозяйства в качестве специализированного учреждения ООН с целью «повышения уровня питания и жизненных стандартов, совершенствованию сельскохозяйственного производства, а также улучшению благосостояния сельского населения в мире».
В настоящее время ФАО является головным учреждением ООН, занимающимся развитием международного сотрудничества в области сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства. Штаб-квартира ФАО находится в Риме.
Главными органами ФАО являются конференция, совет, комитеты по программным и бюджетным вопросам, по сельскому, лесному хозяйству, рыболовству, сырьевым товарам, всемирной продовольственной безопасности, а также секретариат. В секретариате ФАО, осуществляющем текущую работу занято 1,5 тыс. сотрудников. Его возглавляет генеральный директор, избираемый конференцией ФАО на шестилетний срок.

Созданная сразу же после второй мировой войны при активном участии СССР в 1945 г. на Конференции в Квебеке (Канада), ФАО в настоящее время превратилась в мировой центр по решению социально-экономических, научных и технических задач в вышеуказанных сферах.
Главные цели ФАО, как следует из ее Устава, состоят в подъеме уровня питания и стандартов жизненных условий народов, обеспечении повышения эффективности производства и распределения всех продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшении положения сельского населения.
За шестидесятилетнюю историю деятельности ФАО накоплен значительный научно-технический потенциал в виде банков данных. Деятельность ФАО охватывает практически весь широчайший комплекс проблем АПК, включая экономические, социальные, правовые и многие другие, и вся накопленная информация представляет огромный практический интерес для нашей страны. Достаточно упомянуть осуществленные в ФАО исследования по проведению аграрной реформы, региональным аспектам развития сельского хозяйства, экологическим проблемам, разработки по законотворческой деятельности в виде фонда законов, законодательных актов о земле, лесах, рыболовстве и др.
Наше членство в ФАО открывает доступ к единой мировой автоматизированной сети информации по сельскому хозяйству и продовольствию, к участию в работе Центра космического наблюдения, созданного при этой организации, к использованию зарубежных методик и математическому обеспечению по дешифровке и анализу космической информации.
По словам экспертов, не меньшую пользу могла бы извлечь Россия из деятельности ФАО не только в сельском хозяйстве, но и в области лесного, водного и рыбного хозяйства.
Одной из задач ФАО является сбор, обработка и распространение научно-технической информации в области водного хозяйства, включая развитие ирригации и мелиорации.
В области рыболовства ФАО – самая авторитетная международная организация, занимающаяся научной оценкой состояния морских биоресурсов, подготовкой научных и административных кадров для стран-участниц, разработкой рекомендаций по осуществлению рыболовной политики прибрежных стран в их 200-мильных зонах, созданию смешанных компаний с участием иностранного капитала, содействием в подготовке межправительственных, региональных и других соглашений по рыболовству и т.п.
Россия как полноправный член ФАО может объективно способствовать и повышению эффективности наших внешнеэкономических связей в области международной торговли сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукцией. Имея мандат ООН на принятие международных мер в отношении международных товарных соглашений по сельскохозяйственным товарам, Организация аккумулировала обширные банки данных по конъюнктуре товарных рынков, движению цен, запасов, спросу и предложению по продовольствию и техническим сельскохозяйственным товарам. Сведенные в единую компьютерную систему, эти банки содержат информацию по более чем 600 видам товаров. Допуск к ним открывает широкие возможности для совершенствования экспортно-импортных операций на международных рынках.
Россия, обладая огромным научным и производственным потенциалом, могла бы занять одно из ведущих мест в деятельности организации. Фактически во всех сферах деятельности, представляющих компетенцию ФАО, мы могли бы не только извлечь пользу для себя, но и внести значительный вклад в деятельность этой организации. Несмотря на серьезные проблемы, стоящие перед нашей страной, успехи российской науки в области генетики, селекции, исследовании биоресурсов Мирового океана, да практически во всех отраслях знаний, относящихся к АПК, общепризнанны. Этому свидетельствует и многолетний опыт неофициального сотрудничества наших ведомств, организаций, коллективов отдельных ученых с соответствующими органами ФАО, участие экспертов России во многих проектах, осуществляемых ФАО в развивающихся странах.
ФАО является ведущей организацией системы ООН по вопросам развития международного сотрудничества в области рыболовства. Придавая важное значение развитию рыбного промысла с самого начала Организации, в рамках Секретариата ФАО были созданы отделы по основным направлениям рыболовства: промысловой биологии, промысловой техники и экономики. Под эгидой ФАО учреждены 10 региональных организаций по рыболовству, сфера деятельности которых распространяется почти на 50% площади Мирового океана.
Основные усилия ФАО и ее региональных рыболовных организаций на начальном этапе их деятельности направлялись главным образом на оказание помощи развивающимся странам в целях повышения их национального потенциала в области морского и пресноводного рыболовства, аквакультуры, подготовки профессиональных кадров, развитии торговли рыбопродукцией и т.д.
С 1965 г. решением Конференции ФАО был учрежден КОМИТЕТ ПО РЫБОЛОВСТВУ (КОФИ) в качестве специализированного органа ФАО, на рассмотрение которого стали выноситься ключевые вопросы международного сотрудничества в сфере рыболовства и аквакультуры. Одновременно, получив статус Департамента, усиливаются и структурные подразделения Секретариата ФАО по рыболовству.
Активная деятельность КОФИ и Секретариата ФАО в период, когда многие страны расширяли масштабы своего экспедиционного промысла, способствовали разработке и принятию 10 декабря 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву. Конвенция явилась важнейшим документом, регулирующим международно-правовые отношения в области рыболовства. Хотя формально Конвенция вступила в действие в 1994 году, ее положения, касающиеся управления рыбными запасами, их использования и сохранения, и, в частности, юрисдикции прибрежных стран на прилегающие 200-мильные зоны, стали широко применяться с середины 70-х годов. В этот период претерпевают существенные изменения национальные законодательства стран в сфере рыболовства. Запасы рыб, которые были доступны всем и составляли более 90% общемирового использования, с введением 200-мильных зон перешли под управление прибрежных стран. Экспедиционный флот оказался отрезанным от традиционных районов рыболовства и мог осуществлять промысел лишь на основе новых соглашений и договоренностей. Серьезные изменения претерпели и условия торговли рыбой и рыбными ресурсами на мировых рынках.
Наряду со значительными правами на использование рыбных ресурсов, которые получили прибрежные страны, в их задачу вошло и выполнение мер, вытекающих из ответственности этих стран по управлению этими ресурсами, включая вопросы сохранения этих ресурсов и их рационального использования. Особое место в деятельности ФАО и его Комитета по рыболовству заняло техническое содействие прибрежным странам, особенно развивающимся, по вопросам управления живыми ресурсами в прилегающих 200-мильных исключительных экономических зонах (ИЭЗ).
Принятая в 1979 г. Программа помощи ФАО по управлению рыболовством и его развитию в ИЭЗ развивающихся прибрежных государств осуществлялась по двум основным направлениям:
- помощь прибрежным государствам в развитии рыболовства и управлении живыми ресурсами путем разработки и принятия национальной рыболовной политики;
- техническое содействие в практическом налаживании промысла в ИЭЗ.
При этом особое внимание придавалось помощи малым островным развивающимся странам.
С принятием Конвенции ООН по морскому праву и радикальным пересмотром странами своих подходов и практики в области рыболовства на передний план вышла проблема единого понимания странами вопроса управления живыми ресурсами, ответственного их сохранения и использования. Это было связано с тем, что многие государства, особенно из числа развивающихся стран, не имели достаточных административных и технических возможностей по обеспечению выполнения правил рыболовства в своих ИЭЗ и в прилегающих районах открытого моря.
Для рассмотрения возникших проблем по инициативе ФАО в 1984 году была проведена ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РЫБОЛОВСТВУ. Указанная Конференция одобрила долгосрочную Стратегию по управлению рыболовством и его развитию, а также приняла специальные программы по оказанию помощи развивающимся странам в увеличении объемов их рыбной продукции. На основе своих решений Конференция осуществила разработку международной системы стандартов по маркировке и идентификации рыболовных судов. В 1989 г. эта система стандартов была принята и распространена ФАО на глобальном уровне.
ФАО уделяет большое внимание рассмотрению проблем торговли рыбой и рыбопродукцией. В 1985 году в рамках Комитета по рыболовству ФАО был учрежден ПОДКОМИТЕТ ПО РЫБНОЙ ТОРГОВЛЕ, в задачу которого входит проведение консультаций по различным техническим и экономическим аспектам развития торговли рыбой и рыбопродукцией, принятию специальной программы технической помощи по рыбным товарам и маркетингу. ФАО одновременно в этот период оказывает содействие в формировании международной информационной маркетинговой системы Глоубфиш, которая обеспечивает страны члены ФАО информацией по международной торговле рыбопродукцией, анализом ситуации на мировых рынках рыбопродукции и т.д.
В соответствии с решениями указанной выше Всемирной Конференции 1984 года ФАО при разработке программ в области рыболовства в 80-х годах уделяет особое внимание двум главным направлениям: 1) содействие обеспечению устойчивого вклада рыболовства и аквакультуры в поставки продовольствия; 2) обеспечению международного сотрудничества и координации в области рыболовства.
Важную роль ФАО также играет в оказании консультативных услуг в вопросах разработки странами рыболовной политики и планирования в развитии национального рыболовства. Одним из значительных достижений ФАО считается реализованный совместно с Норвегией Проект «Консультативная Программа по управлению рыболовством и рыболовному законодательству в ИЭЗ». В рамках этого проекта была оказана консультативная помощь в разработке программ устойчивого развития рыболовства многих стран Африки, Азии, Латинской Америки, Карибского бассейна.
Постепенно ФАО становится мировым центром сбора и обработки статистических данных по мировому рыболовству и торговле рыбопродукцие6й, а также разработки нормативных документов, направленных на регулирование рыболовства в Мировом океане с целью сохранения морских живых ресурсов и их оптимального использования. В банке данных ФАО содержится информация, касающаяся более 1300 международных договоров и соглашений по рыболовству.
2. Роль ФАО в регулировании развития мирового рыболовства
Развитие мирового рыболовства по общей оценке привело к концу 80-х годов к истощению многих мировых рыбных запасов, что свидетельствовало о необходимости дальнейшего развития ряда положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, особенно по вопросам, касающимся использования живых ресурсов открытой части Мирового океана.
В 1989 г. и 1990 г. по инициативе ФАО Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции, призывающие правительства к установлению моратория на масштабный дрифтерный пелагический промысел в открытом море с 31 декабря 1992 года. ФАО активизировало свою работу по селективности орудий лова, а в северной части Тихого океана за пределами 200-мильной зоны был прекращен нерациональный с биологической точки зрения коммерческий промысел лососевых.
Важные решения приняли состоявшиеся в 1992 г. Международная Конференция по ответственному рыболовству в Канкуне (Мексика) и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (UNCED) в Рио-де Жанейро. Во многом итоги этих международных форумов предопределили деятельность ФАО по разработке международных норм, нацеленных на сохранение живых морских ресурсов и управление ими на устойчивой основе и при условии сохранения окружающей среды в качестве фундаментального принципа.
Наиболее важные документы, принятые ФАО в развитие решений указанных конференций в области международно-правового регулирования рыболовства: Соглашение по обеспечению выполнения международных мер по сохранению и управлению рыболовными судами в открытом море (Соглашение по обеспечению выполнения, 1993 г.) и КОДЕКС ВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РЫБОЛОВСТВА, 1995 года. ФАО приняла также активное участие в разработке и принятии Соглашения об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими (Соглашение ООН по рыбным запасам, 1995 г.).
Особое место среди принятых документов занимает Кодекс ведения ответственного рыболовства, который включает международные нормы и новые подходы по использованию морских живых ресурсов. ФАО осуществляет мониторинг имплементации Кодекса на национальном, региональном и глобальном уровнях и регулярно информирует правительства стран членов на сессиях Комитета по рыболовству о достигнутом прогрессе с тем, чтобы содействовать быстрому решению возникающих проблем. Было определено шесть тематических направлений имплементации Кодекса: а) рыболовные операции; б) практическое управление; в) торговля; г) аквакультура; д) управление в прибрежных районах и е) исследования. В части, касающейся промысла в открытом море, Соглашение по обеспечению выполнения 1993 г., предусматривающее новый стандарт ответственности государства-флага, рассматривается как неотъемлемая часть Кодекса ведения. Предполагается, что действие Кодекса распространяется и на вопросы рыбопродукции, которые приобрели в последнее время особую остроту в связи с требованиями рыбоимпортирующих стран к экспортерам обеспечивать экологическую экспертизу продукции.
Наряду с имплементацией Кодекса ведения ответственного рыболовства ФАО концентрирует внимание в настоящее время на разработке мер и принятии согласованных международных решений в таких направлениях как:
- предотвращение промысла дрифтерными сетями;
- развитие мониторинга, контроля и наблюдения за промыслом;
- устойчивость как цель в развитии рыболовства и управлении им;
- контроль за незаконным промыслом на основе Соглашения по обеспечению выполнения.
- управление трансграничными запасами и запасами далеко мигрирующих рыб на основе Соглашения ООН по рыбным запасам;
- повышение роли региональных рыболовных организаций в сохранении и управлении рыболовством.

В соответствии с решениями Киотской Декларации 1995 г. и Всемирным продовольственным саммитом (Рим, 1996 г.), ФАО все большее внимание уделяет вопросам контроля за доступом к ресурсам, совершенствования системы оценки, улучшения использования уже добытого улова, уменьшения выбросов, экосистемного и интегрированного управления рыболовством и аквакультурой и т.д.
С 1997 г., учитывая важность повышения роли мониторинга, контроля и наблюдения в управлении рыболовством, ФАО приступила и к изучению возможностей использования спутниковой технологии. На основе оценок ФАО на конференциях министров рыболовных секторов в 1995 г. и 1999 г. принимаются резолюции о пересмотре в сторону уменьшения мощности рыболовного флота в целях повышения устойчивости рыболовства и улучшения экологических показателей промысла. При этом важное значение придается принятому Комитетом по рыболовству ФАО на своей 23 сессии в 1999 г. МЕЖДУНАРОДНОМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОМЫСЛОВЫМИ МОЩНОСТЯМИ.
Отвечая потребностям развития мирового рыболовства, ФАО, помимо своей традиционной прежней роли оказания содействия странам-членам в развитии национального рыболовства, все в большей степени выполняет роль разработчика международных соглашений в области использования живых морских ресурсов в условиях все более обостряющейся конкуренции между различными пользователями природных ресурсов. В средне- и долгосрочных планах ФАО предусматривается проведение разработок, направленных на оптимальное использование рыболовных ресурсов и развитие аквакультуры, в основе которых лежит экосистемный подход и принцип долгосрочного устойчивого развития с тем, чтобы, используя соответствующие международные инструменты, обеспечивать вклад рыболовства в развитие национальных экономик и в обеспечение мировой продовольственной безопасности.
Последние сессии комитета ФАО по рыболовству продемонстрировали, что роль и авторитет ФАО продолжают возрастать в глазах мирового сообщества. Это позволило Организации успешно провести ряд важных конференций, совещаний и в последующий период содействовать реализации, принятых на них решений. В том числе:
- по реализации на национальном, региональном и глобальном уровнях Кодекса ведения ответственного рыболовства;
- по разработке международных норм, нацеленных на сохранение живых морских ресурсов и управление ими на устойчивой основе и при условии сохранении окружающей среды как основного принципа;
- по повышению роли региональных рыболовных организаций;
- по совершенствованию оценки запасов, осторожному их использованию, уменьшению потерь добытого улова;
- по развитию экосистемного и интегрированного управления рыболовством и аквакультурой;
- по реализации Международных планов действий по управлению промысловыми мощностями, принятому КОФИ на своей 23 сессии в 1999 г., и другие.
Учитывая возрастающий потенциал ФАО в области рыболовства, Российской Федерации следует принимать возможно более активное участие в мероприятиях, проводимых под эгидой этой Организации.
Ныне Российская Федерация, вступив в апреле 2006 г. в члены ФАО, имеет возможность эффективного использования научно- информационного, экспертного опыта и других ресурсов и возможностей ФАО в целях развития российской рыбной отрасли и ее эффективной интеграции в мировую систему рыбного хозяйства и торговли.
Следует отметить такие новые возможности нашей страны:
- она сможет полноценно участвовать в процессе глобализации экономики, в том числе и рыбохозяйственного комплекса, требует непосредственного участия России в рассмотрении и решении возникающих проблем с учетом ее интересов;
- широкое и активное участие российских специалистов в работе Секретариата ФАО, что возможно лишь при членстве России в этой Организации, дает прекрасную школу подготовки высококвалифицированных специалистов международного уровня.

Это крайне важно при возрождении российского рыболовства в прежних или более широких масштабах.
По мнению экспертов ФАО, должны измениться принципиальные подходы к морскому рыболовству. Ранее действовавший принцип, что каждый может иметь свободный и открытый доступ к любым ресурсам Мирового океана, в настоящее время пересматривается. На смену ему приходит концепция ответственного использования и необходимости осторожной эксплуатации ресурсов или эксплуатации под строгим контролем соответствующих новых законодательных актов, которые должны быть нацелены на создание системы устойчивых морских промыслов.
Обостряются проблемы международной торговли рыбой и рыбными товарами. Увеличение мирового экспорта рыбопродукции неизбежно влечет за собой обострение борьбы за рынки сбыта. Кроме того, в последнее время особую остроту приобрели и вопросы, связанные с требованиями к экспортерам обеспечивать экологическую экспертизу рыбопродукции.
Такие тенденции ставят перед Россией задачи по защите интересов российского производителя на мировом рынке от дискриминационных действий и предоставлению возможности объективной оценки и сертификации товара.

Продолжение в следующем номере.

КАСЫМОВ Ш. А., ведущий экономист ОАО «ВНИЭРХ»