Правила безопасности в море проблемГазета «Рыбак Приморья» уже неоднократно затрагивала проблемы рыбаков, связанные с невыплатой заработной платы, нарушением трудовых договоров и вопросами, возникающими на стадии приема на работу. |
Однако люди продолжают надеяться на удачу, обращаясь в сомнительные организации, и в итоге снова попадаются на удочку недобросовестных работодателей. Как сегодня обстоит ситуация в этой области трудовых взаимоотношений, в какой помощи в большинстве случаев нуждаются труженики моря и что нужно делать для того, чтобы избежать подобных проблем с работодателем, мы попросили рассказать государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Приморском крае Ирину ЛАПИНУ.
- На сегодняшний день, как это не парадоксально звучит, на первый план выходят проблемы, возникающие по вине самих работников. Сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что трудовые договора подписывают не глядя. Причем будущий работник даже не интересуется размером своей заработной платы, какой у него будет должностной оклад, не изучает никаких локальных нормативных актов и даже не берет у работодателя свой экземпляр трудового договора. То есть идут по принципу – «мне сказали, мне пообещали». В итоге мы получаем типичное заявление работника, в котором говорится, что работодатель «пообещал» выплачивать в месяц по 800 (1200, 1500 и т.д.) долларов. Открываем трудовой договор – «оплата труда осуществляется согласно штатному расписанию». А видел ли наш пострадавший это штатное расписание, интересовался ли положением об оплате труда? Нет. При проверке же на предприятии, как правило, оказывается, что со всеми этими «формальностями» работник ознакомился под роспись, т.е. фактически даже не читая.
Безответственность и безалаберность самих работников проявляется и в том, что при заключении договоров они не обращают внимания даже на тот пункт, в котором указывается, кто является их непосредственным работодателем. Ведь бывают и такие случаи, когда лицо, оформляющее все документы, выступает лишь в качестве кадрового работника этой фирмы, а не самим работодателем.
Следующий пункт в трудовом договоре, на который должен обращать внимание наемный работник, это заработная плата. То, что работодатель пообещал ему устно – это все, конечно, хорошо. Но должен существовать тот минимум оплаты труда, ниже которого спускаться работодатель не имеет права – это должностной оклад с учетом районного коэффициента, дальневосточной надбавки, а также предусмотренных трудовым кодексом различных доплат (за сверхурочные, работу в праздники, ночные смены и т.д.). И в случае нарушения прав работника реальную заработную плату тем или иным путем всегда можно будет принудительно взыскать с работодателя через суд. Но если у человека в трудовом договоре указано, что оплата осуществляется «согласно штатному расписанию», или ему пообещали зарплату в 1200 долларов, а в договоре указан оклад – 1200 руб., в итоге именно эту сумму в российской валюте он и получит через суд.
Иной раз в трудовых договорах встречаются и такие записи: гарантированная сумма зарплаты, например, 800 у.е. А что это за условные единицы – доллары, евро, иены, тугрики? Согласно Трудовому кодексу, валюта, в которой осуществляется выплата заработной платы – это рубли. Так что если наш трудовой договор соотнести с нормами российского трудового законодательства, получается, что 800 у.е. – это 800 рублей. Некоторые работодатели еще делают дополнение к трудовому договору, в котором указывают гарантированную сумму выплат. Это не запрещено законом, такая практика существует во всем мире, но в любом случае при поступлении на работу необходимо выяснить, в какой валюте он это гарантировал? Т.е. необходимо просматривать все записи и уточнения в договоре, где работодатель обязан указывать, в какой валюте будет начисляться заработная плата. Если это, допустим, доллары, то обязательно должен быть прописан и курс валюты.
Проблемы возникают и с несуществующими компаниями. Сейчас в различных средствах массовой информации достаточно много говорится о борьбе налоговых органов, прокуратуры с организациями, которые зарегистрированы по определенному адресу, но фактически там не располагаются. Т.е. это так называемые фирмы-однодневки, которые через некоторое время просто исчезают. И на флоте это самая больная проблема, поскольку размеры заработной платы моряков, у которых учитываются интенсивность труда, экстремальные условия работы, гораздо существеннее тех, которые выплачивают компании своим работникам на берегу. В результате люди приходят из рейса, а фирмы-работодателя уже не существует.
Так что спасение утопающего, в первую очередь, это дело рук самого утопающего: смотрите, куда вы идете. Я могу с полной уверенностью сказать, что в настоящее время надежными фирмами в Приморском крае являются всего несколько компаний. Речь идет о тех работодателях, которые стабильно выплачивают своим работникам реальную, достойную зарплату, а если и возникают претензии, то они несущественные и разрешаются буквально на уровне устного приема. Это такие компании, как: «НБАМР», «Акваресурсы», «ТУРНИФ», «Преображенская база тралового флота», «Дальморепродукт», «Дальрыба», «РОЛИЗ». Т.е. такие предприятия можно буквально пересчитать по пальцам. И заметьте, что в основном это компании, которые сохранились еще с советских времен и пережили период перестройки.
- А существует ли «черный список» компаний, которых можно отнести к злостным неплательщикам, с которыми у вас постоянно возникают проблемы?
- К сожалению, таких организаций слишком много, и они, как грибы после дождя, постоянно появляются и исчезают. Но можно однозначно сказать, что компании, в распоряжении которых имеются всего 1-2 судна, работают с большими проблемами, так как им экономически сложно покрывать все свои расходы, у них просто не хватает оборотного капитала. Поэтому они постоянно находятся на грани развала и являются ненадежными работодателями.
Да, проблемы бывают и у крупных компаний. Года два тому назад нам пришлось давать предписания на выплату заработной платы «ПБТФ», но предприятие выполняло все наши требования, и сейчас ситуации с такой массовой задолженностью у него нет. В свое время была проблема и у других компаний, однако в настоящее время подобные инциденты исчерпаны. Все это еще раз говорит о надежности крупных компаний, которые способны самостоятельно справиться с возникающими проблемами.
- Ирина Владимировна, возможно ли выделить какие-то тенденции в обращениях, поступающих к вам на рассмотрение: с какими проблемами, главным образом, сталкиваются рыбаки? И что можно сказать о количестве подобных заявлений?
- Количество жалоб, к сожалению, не уменьшается, а наоборот, можно сказать о некотором росте этого показателя. Но важно отметить тот факт, что меняется сама суть обращений: если раньше в большинстве случаев в основе таких заявлений лежали реальные нарушения трудового законодательства, то сейчас довольно большая часть из них просто необоснованы.
Также в последнее время возникло много обращений, вызванных тем, то человек не хочет, не знает и не стремится защитить свои права еще в момент приема на работу. Как уже говорились, договора подписывают не глядя. Конечно, в такой ситуации мы искренне хотим помочь человеку, но что тут можно сделать, если изначально он сам себе не стал помогать.
Можно выделить и такую тенденцию как увеличение количества обращений работников, которые трудились на судах под иностранным флагом и пострадали от невыплаты заработной платы. Это касается как рыбаков, так и работников торгового флота. К сожалению, здесь мы уже ничем помочь не можем, поскольку, согласно международному законодательству, моряки в данном случае трудились на территории иностранного государства, где действует другое законодательство, в том числе и трудовое. Но часто люди не понимают этого, они не осознают, что, нанимаясь на судно под иностранным флагом, в правовом плане они остаются практически беззащитными. И хорошо, если в случае нарушения это судно окажется в территориальных водах Российской Федерации, в российском порту – только тогда работник сможет предъявить в суд иск по морскому требованию. У нас существует четкая судебная процедура, и единственный орган, который имеет право рассматривать и решать данные вопросы, – это суд.
В качестве примера можно привести одно из последних обращений. Через круинговую компанию человек нанялся на работу на судно под монгольским флагом. В настоящее время оно стоит на ремонте в российском порту во Владивостоке. В связи с этим, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, Гражданским процессуальным кодексом и постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 18, работник имеет право обратиться в суд о взыскании задолженности по заработной плате в виде морского требования. Это особый случай, когда задолженность по исполнительному листу взыскивается с имущества работодателя, т.е. с судна. Суд выносит решение, служба судебных приставов арестовывает это судно под иностранным флагом и продает за долги. Таким образом, в данном случае еще можно помочь работнику, но только на основании решения суда, путем действий службы судебных приставов.
- А как обстоят дела в отношении круинговых компаний? Существуют ли у нас какие-то специальные структуры надзора, которые отслеживают деятельность подобных организаций?
- Здесь ситуация заключается в следующем: круинговые компании сами не являются работодателями, поэтому как субъекты трудового права они выступают только в качестве посредника. Частично мы отслеживаем эти организации, их количество, но основная нагрузка по контролю за их деятельностью лежит на миграционной службе, так как круинговая компания, по сути, должна осуществлять посредническую деятельность в найме и трудоустройстве российских граждан на суда под иностранными флагами. На последнее стоит обратить особое внимание, поскольку необходимо помнить, что если судно ходит под российским флагом, никаких посредников в этом случае законодательно не предусмотрено. Не стоит путать это с системой представителей, которую нередко используют российские компании, находящиеся на Камчатке, Сахалине, в Магадане. В этом случае какой-либо гражданин, живущий, допустим, во Владивостоке, оформляется как работник этой компании и является региональным представителем, т.е. осуществляет агентирующую помощь в подборе, но не приеме, членов экипажа. Опять же стоит помнить, что это только технический работник, но не работодатель.
- Давайте подведем итог: каковы должны быть действия работника при трудоустройстве?
- Работник, прежде чем устроиться и приступить к работе на судне, должен внимательно изучить свой трудовой договор. Получить или потребовать 1 экземпляр трудового договора на руки. Внимательно изучить положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и свою должностную инструкцию. В последнем документе указывается, какие работы входят в основные обязанности работника, а какие он не обязан выполнять. Т.е. стоит помнить, что не всякий трудовой «перегруз» является оплачиваемым: часть такой работы входит в основные должностные обязанности судовой команды.
Таким образом, работник должен все это внимательно прочитать, понять и ни в коем случае, повторю еще раз, не подписывать документы не глядя. Иначе ни инспекция, ни суд, ни прокуратура не смогут помочь работнику в случае ущемления его прав.
Но если вы все-таки поняли, что в вашем случае произошло реальное нарушение, если оно действительно обосновано, прежде всего, необходимо вспомнить, какие документы подписывались при поступлении на работу и что из них находится у вас на руках. В случае необходимости, в соответствии со ст. 62 Трудового кодекса РФ, письменно запросить у работодателя свой трудовой договор и другие недостающие документы. Изучить правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, расчетные листки. Т.е. необходимо разобраться, как было проведено начисление заработной платы, и в чем работодатель оказался не прав. И только после того как работник четко поймет, в чем заключается нарушение, ему следует предпринимать действия в защиту своих прав.
Очень часто на устный прием приходят люди, которые просто не могут самостоятельно понять, о чем говорится в договоре, либо имеют на руках неполный набор документов. В этом случае, как правило, дело ограничивается консультацией, и вопрос отпадает сам собой. Однако если действительно имеет место нарушение, т.е. какие-то документы не соответствуют нормам трудового законодательства, в этом случае заявление принимается на рассмотрение, проводится проверка и выдается предписание об устранении нарушений.
Отмечу также, что принудительное взыскание задолженности по заработной плате с имущества и счетов компании-работодателя осуществляется службой судебных приставов на основании распоряжения суда.
А в качестве заключения еще раз хотелось бы предостеречь всех рыбаков и моряков, находящихся в данный момент в поисках работы: если вы действительно хотите связать свою жизнь с морем, делайте это с крупными, проверенными компаниями, в которых необходимо работать много, честно и постоянно. В этом случае и ваш труд будет оплачиваться также честно, достойно и стабильно. И необходимо помнить, что в рыбной отрасли огромных и «быстрых» прибылей сейчас нет, и не предвидится.
Адрес Государственной инспекции труда в Приморском крае: ул. Пологая, 68.
Устный прием граждан и работодателей ведется с понедельника по четверг с 9.00 до 16.00, перерыв – с 12.00 до 13.00.