Управление отраслью через информационное взаимодействиеФГУП «Приморрыбсвязь» и ФГУ «Камчатский центр связи и мониторинга» заключили соглашение об информационном взаимодействии. |
Соглашение направлено на развитие двустороннего сотрудничества в рамках Отраслевой системы мониторинга в области построения и использования в повседневной деятельности информационно-коммуникационных систем, а также расширения информационного обмена между сторонами в интересах повышения эффективности решения собственных задач. Как пояснил газете «Рыбак Приморья» директор ФГУП «Приморрыбсвязь» Александр ШТАНЬКО, информационное взаимодействие сторон нацелено на обеспечение возможности своевременного принятия управленческих решений по предотвращению нанесения ущерба безопасности интересам России в Дальневосточном регионе. По словам Штанько, расширение и совершенствование системы информационного взаимодействия – шаг на пути к грамотному и эффективному управлению водными биологическими ресурсами, рыбохозяйственной отраслью в целом.
Справка «РП»:
Информационная поддержка системы государственного управления водными биологическими ресурсами – это организационно-структурированная совокупность информационных технологий и документов, полученных с использованием средств вычислительной техники, информатики и связи, с упорядочением источников основных видов информации, определением их юридического статуса и организаций-владельцев информационных ресурсов отрасли, ответственных за ведение деятельности в соответствии с заданным регламентом.
Сегодня в состав участников регионального отраслевого информационного взаимодействия входят: функциональные управления Федерального агентства по рыболовству, бассейновые управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства («Рыбводы»), государственные администрации морских рыбных портов, Национальный центр системы мониторинга рыболовства и связи, Сахалинский региональный информационный центр, ФГУ «Камчатский центр связи и мониторинга», Владивостокский региональный информационный центр ОАО «Дальрыба», Владивостокский радиоцентр (ФГУП «Приморрыбсвязь»), ТИНРО-Центр, рыбоперерабатывающие предприятия и рыбопромысловые суда, бассейновые рыбохозяйственные советы, а также вновь создаваемые территориальные органы управления.
- Тем не менее, в отрасли отсутствует общая транспортная и сетевая среда для регламентированного информационного обмена и взаимодействия, обеспечивающая объединение компьютеров добывающего флота и промысловых баз данных в единый комплекс, – считает Александр Николаевич.
Необходимость государственного управления водными биологическими ресурсами объективна, – говорит Александр Штанько. – Это требует специального информационного обеспечения, основанного на современных технологиях ведения мониторинга. Последний позволяет обеспечить эффективное регулирование рыбного промысла, документировано подтвердить расчеты количественной избыточности рыбодобывающего флота, находящегося в районах промысла. Решение этой задачи предоставит возможность принимать обоснованные решения по управлению добычей биоресурсов и предотвратить подрыв сырьевой базы в традиционных районах промысла. Современный мониторинг возможен лишь на основе эффективного информационного взаимодействия», – утверждает Штанько.
Основными задачами отраслевого информационного взаимодействия, по словам Александра Штанько, являются: во-первых, обеспечение координации действий участников для информационной поддержки системы государственного управления ВБР и принятия управленческих решений по рациональному использованию сырьевых ресурсов; обмен информацией о результатах мониторинга, наблюдения и контроля за деятельностью российского и иностранного флота на отраслевом и межведомственном уровнях; обеспечение охраны ВБР; контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Во-вторых, обеспечение достоверности и документирования полученной информации по единым методикам с использованием стандартизированных отраслевых информационных технологий. В-третьих, поддержание аппаратно-программных средств обеспечения отраслевых автоматизированных информационных систем и их технологий в постоянной работоспособности, а также соблюдение установленного регламента обмена информацией о деятельности российских судов, осуществляющих промысел ВБР и морские ресурсные исследования в открытой части Мирового океана и исключительных экономических зонах иностранных государства. Четвертая задача – совершенствование порядка обмена информацией для обеспечения охраны и сохранения водных биоресурсов, мониторинга среды их обитания, а также достоверности статистической отчетности в отрасли. И последняя задача, которую должна решать система отраслевого информационного взаимодействия – обеспечение непрерывного контроля и учета выбора ОДУ и квот добычи водных биоресурсов с распределением по объектам промысла юридических и физических лиц, осуществляющих морской промысел и морские ресурсные исследования.
Информационная поддержка системы государственного управления водными биоресурсами должна осуществляться на основе нескольких информационных потоков: ССД рыбопромысловых, транспортных и научно-исследовательских судов, спутниковые данные о местоположении судов, данные биомониторинга, отраслевые нормативно-правовые акты и нормативно-справочная информация, отраслевые реестры рыбоперерабатывающих предприятий и судовладельцев, информационные потоки государственных кадастров водных биоресурсов, потоки государственной статистической отчетности.
Единая корпоративная сеть как инструмент эффективного информационного взаимодействия
Отраслевая система мониторинга (ОСМ) была развернута на востоке России в 2000 г. на основании Постановления Правительства от 26 февраля 1999г. N 226. Помимо прочего, она предусматривала оборудование всех без исключения промысловых судов техническими средствами контроля — ТСК. На всем Дальневосточном бассейне с его более чем 2500 промысловыми судами, функции по сбору, обработке, анализу информации ТСК и предоставлению информации контролирующим органам выполняет только один ФГУП «КЦСМ».
С момента эксплуатации ОСМ на бассейне прошло около 5 лет, за которые почти все промысловые суда бассейна оснащены ТСК, модернизируются процессы контроля за судами, выявляются недостатки и недоработки ОСМ.
Одним из серьезных недостатков ОСМ на Дальнем Востоке является монополярность системы сбора, обработки и анализа информации. Узловой механизм мониторинга, способный показать ясную картину промысла силам охраны водных биоресурсов, расположен в тысячах километров от портов приписки основного тоннажа рыбопромыслового флота, пограничных управлений. Противостояние незаконному промыслу биоресурсов осуществляется в большой мере традиционными методами, а ресурсы ОСМ используются не в полном объеме.
Дальнейшее развитие ОСМ – это первоочередная задача по контролю освоения биоресурсов на бассейне, которое предусматривает создание единой корпоративной сети на базе объединения имеющегося информационного ресурса.
Это позволит устранить монополярность, ускорить передачу данных позиционирования пользователям: Штаб КТОФ, Управление Погранвойск и др. (в настоящее время связь осуществляется по схеме Петропавловск-Камачтский – Москва – Владивосток), иметь дублирующий центр ОСМ на бассейне на всякий непредвиденный случай и на период профилактических работ на основном центре (принцип дублирования успешно реализован в построении системы глобальной сети спутниковой связи Инмарсат).
По словам Александра Николаевича, единая корпоративная сеть региона должна разрабатываться как комплексная информационная система отрасли с аналитическими, справочными и управляющими функциями. «Она должна предусматривать интеграцию с другими проблемно-ориентированными системами, а также информационное взаимодействие на международном и национальном уровнях, осуществляемое в установленном порядке. Должна строиться на принципах преемственности и естественного развития имеющегося отраслевого информационного обеспечения с учетом приведения его в полное соответствие с национальными и международными правилами и нормами. Она создается путем вертикальной и горизонтальной интеграции в единую отраслевую геоинформационную систему (ГИС) при максимально возможном использовании существующих аппаратно-программных решений и сохранении самостоятельности региональных систем.
Единое информационное пространство системы должно формироваться за счет унификации и объединения баз данных, программного обеспечения, выходных документов и услуг региональных систем путем создания единой технологии телекоммуникационного обмена информацией между собой, а также между ними и пользователями системы на основе единой отраслевой нормативной базы, – считает Александр Николаевич
Корпоративная информационная сеть должна обеспечивать всем пользователям санкционированный прямой доступ к информации независимо от территориальной удаленности от мест ее хранения при условии соблюдения требований системной дисциплины доступа к единому информационному ресурсу. При этом сеть должна быть максимально автоматизирована и должна базироваться на комплексном подходе к методам и средствам сбора информации, совместной обработке и анализе однородных данных, получаемых от средств позиционирования, наземных центров и пунктов наблюдения, а также воздушных средств патрулирования.
Что касается функционирования подобной сети, то оно должно охватывать все сферы деятельности отраслевого многофункционального природно-производственного комплекса и обеспечивать информационную поддержку принятия решений в таких направлениях как: исследование сырьевой базы и среды ее обитания; обязательства государства-флага и государства-порта;, промышленное рыболовство; рыбопромысловый флот; безопасность мореплавания и охрана человеческой жизни на море; охрана ВБР; мониторинг нормативно-законодательной базы. Взаимодействие этих направлений можно обеспечить за счет создания единой телекоммуникационной среды.
Исходя из этого, структура единой информационной корпоративной сети должна включать такие проблемно-ориентированные подсистемы как: «Биоресурсы», «Моррыбфлот», «Информрыбфлот», «Флот», «Безопасность», «Рыбоохрана», «Право», «Готовность», «Связь». При этом необходимо сформулировать требования к перечню контролируемых параметров: периодичности обновления сведений, порядку обмена выходных данных, архитектуре и структуре баз данных и других критериев мониторинга, определяющих глубину контроля и степень информационной поддержки управленческих решений для каждой проблемной зоны.
Таким образом, конфигурация единой информационной корпоративной сети должна включать следующие функциональные подсистемы: подсистема наблюдения за обстановкой, информационно-справочная подсистема, информационно-аналитическая подсистема, информационно-управляющая подсистема, подсистема связи.
Программное обеспечение функциональных подсистем должно учитывать неравномерность получения исходных данных, а реализация информационного продукта в единой сети должна основываться на единой ГИС оболочке, обеспечивающей ввод, хранение, обработку и визуализацию мониторинговых данных, создание тематических карт пользователей, баз данных и решение прикладных аналитических задач.
В качестве географической базы единой информационной корпоративной сети необходимо использовать официальную электронно-картографическую продукцию (морские и топографические карты и планы).
Формирование баз данных должно осуществляться на основе официальных документов, действующих форм отчетности, а также формализованных и неформализованных сообщений, поступающих от зарегистрированных в системе источников информации. Необходимо также предусмотреть выход в Интернет с целью обновления официальной информации по всем вопросам рыболовства, безопасности, сырьевой базе и проч.
Как считает Александр Штанько, единая информационная корпоративная сеть должна основываться на принципах системологических положений, включая: преемственность накопленных в отрасли и подтвержденных эксплуатацией технических и технологических решений, модульность ее построения, автоматизацию технологических процессов на базе перспективных геоинформационных технологий, использование оперативной связи с потребителями и внутри системы, а также другими информационными системами и базами данных.
В целом единая информационная корпоративная сеть должна обеспечить функционирование непрерывного процесса выработки и реализации управляющих воздействий, осуществляемых с максимальной эффективностью соответствующими подразделениями ФАР.
Очевидное решение
Как утверждает Александр Николаевич, создание подобной корпоративной сети должно обеспечить информационную поддержку решения многих взаимосвязанных задач.
- Главное, это обеспечит создание единого информационного ресурса. А также усвоение разнородных информационных потоков, их первичную обработку, создание и ведение баз данных и знаний о производственно-промысловой обстановке, экологии, безопасности мореплавания и т.д. Позволит обеспечивать соответствующей достоверной информацией не только физические и юрлица, но и органы федерального, территориального и отраслевого управления. Помимо этого, создание единой сети позволит информационно поддержать проведение мониторинга промысловых районов, создать проблемно-ориентированные базы данных и организовать обмен между федеральными и региональными центрами мониторинга и пользователями различных уровней; осуществлять взаимодействие с национальными и международными информационно-аналитическими системами и центрами в соответствии с действующими соглашениями. Наряду с этим, можно будет обеспечить информационную поддержку отраслевых научных организаций в рамках федеральных программ проведения морских ресурсных исследований, поддержку деятельности администраций портов для обеспечения безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды, выполнять информационное обслуживание предприятий, организаций, научных учреждений, ведомств и федеральных органов на принципах санкционированного доступа к проблемно-ориентированным и функциональным базам данных и знаний. Позволит обеспечить доступ в морские открытые и коммерческие компьютерные сети и базы данных, анализировать промысловые данные за период от 1 месяца до 10 лет, давать количественную оценку работы флота в районах, поддерживать мониторинг состояния среды и моделировать гидрометеорологические и биопродукционные процессы в промысловых районах океана.
Конечно, с учетом этих направлений, единая информационная корпоративная сеть должна обеспечить выполнение не одного десятка задач: от круглосуточного автоматизированного приема от различных спутниковых систем разнородных данных (о промысловой деятельности, выгрузках и проч.), их обработки, систематизации и распределения до полноценного информационного обмена и информационной поддержки государственных решений в рамках международных соглашений.
Концепция информационной поддержки управления, изъятия и сбыта рыбопродукции в рамках единой корпоративной системы должна превратиться для рыбной отрасли Дальнего Востока в глобальную стратегию перехода на безбумажный электронный документооборот и повышение эффективности бизнес-процессов, которые влияют на развитие отрасли в целом.