Газета «Рыбак Приморья»
Директор мореходного института Александра ИВАНОВА

«Школа – вуз» - формула успеха

13 марта в Дальрыбвтузе прошел круглый стол для директоров школ, колледжей и лицеев города Владивостока на тему «Совершенствование системы непрерывного образования «школа - вуз».

Цель мероприятия – наладить сотрудничество между школами и университетом. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы в полной мере познакомить школьников – будущих абитуриентов с рынком образовательных услуг, возможностями вуза, условиями поступления и дальнейшего обучения, а также для адаптации школьников к системе высшего образования. Как пояснил в своем выступлении ректор Дальрыбвтуза Георгий КИМ, стратегическая цель круглого стола – донести до учащихся полную информацию о возможностях получения высшего образования. В то время как выбор, в любом случае, остается за самими старшеклассниками.

В конце прошлого года на встрече с бизнес-сообществом министр образования РФ Андрей Фурсенко отметил падение доверия к системе высшего образования со стороны обучающихся. По большей части молодые люди идут в вузы не за знаниями, а за дипломами о высшем образовании, которые должны, теоретически, распахнуть перед ними двери дальнейшей карьеры. На практике это оказывается недейственным методом, так как в вузах, зачастую, обучают специальностям, которые не востребованы на рынке труда. В то время как кадровый рынок переполнен менеджерами и юристами, российская экономика, производство и промышленность ощущают острую нехватку специалистов технических профессий, в том числе со средним профессиональным образованием. Этот дефицит уже в ближайшее время может создать кризис в экономике страны и нашего региона.

Для изменения сложившейся ситуации Дальрыбвтуз, как ведущий технический профильный вуз Дальневосточного региона, предложил школам города сотрудничество и взаимодействие на долгосрочную перспективу в рамках системы непрерывного образования «школа – вуз». Значение этой системы в условиях современной социально-экономической ситуации трудно переоценить. Она позволяет, начиная со школьной скамьи, профессионально сориентировать будущих работников, помогает заложить прочный фундамент профессиональных знаний за счет непрерывности и преемственности процесса преподавания. Также эта система способствует активизации научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, повышая гарантию дальнейшего трудоустройства выпускников.
Одна из основных проблем, которую обсудили участники круглого стола – формат и качество дополнительного образования. Собравшиеся попытались определить, какой должна быть система допобразования, чтобы выпускник школы мог не просто поступить в университет, а полноценно включиться в систему вузовского обучения. Это позволит сделать уровень высшего образования более высоким и качественным, – считают специалисты.

Наряду с этим обсуждался вопрос возможного использования потенциала вуза с тем, чтобы максимально активизировать творческие и интеллектуальные способности учащихся, грамотно сориентировать их на этапе выбора будущей профессии еще в общеобразовательной школе.
Перед участниками выступили руководители Дальрыбвтуза и директора институтов, которые рассказали о вузе, его специальностях и перспективах выпускников. Ближе с вузом участники круглого стола смогли познакомиться во время экскурсии, где они своими глазами смогли увидеть и оценить материально-техническую базу университета, тренажерный комплекс, морской музей, библиотеку, центры корейского и китайского языков и культуры.

Ректор Дальрыбвтуза Георгий Ким рассказал о перспективах развития университета: «Сегодня рыбная отрасль – это перспективное направление и высокий заработок. Мы планируем расширение научно-технической базы, спортивных сооружений. Это позволит нашим выпускникам стать высококвалифицированными, а значит – востребованными специалистами».
В Дальрыбвтузе уделяют большое внимание не только качественному образованию, но и этическому и эстетическому воспитанию молодежи. В рамках круглого стола директор Молодежного Центра вуза Елена Мельникова познакомила собравшихся с деятельностью Центра, рассказала о возможности поступления в вуз по творческому контракту.

Говоря о взаимовыгодном сотрудничестве, стороны сошлись во мнение, что оно должно быть, прежде всего, удобным. Директорам учебных заведений был предложен ряд совместных проектов. Например, возможность организации на базе Дальрыбвтуза элективных курсов по профильным предметам. Это поможет школьникам получить базовые знания по спецдисциплинам, определиться с выбором специальности и приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения в вузе. Директора школ активно поддержали предложение о проведении Дней школ в Дальрыбвтузе с тем, чтобы школьники смогли ближе познакомиться с университетом.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея N 41 Инна ТРЕГУБОВА поделилась опытом сотрудничества с Дальрыбвтузом: «У нас существует договор, благодаря которому мы реализуем два проекта. Во-первых, это профильное образование старшеклассников. Во-вторых, ежегодно совместно с Дальрыбвтузом мы проводим экономический форум, который привлекает внимание учеников и позволяет повышать качество образования». Директор лицея Дальрыбвтуза Марина ИОВ, в свою очередь, поделилась планами о проведении конференции по научно-естественным дисциплинам и пригласила к сотрудничеству школы, лицеи и колледжи Владивостока.

Директора учебных заведений отметили перспективность предложенного взаимодействия, и высказали мнение о том, что подобные мероприятия нужно проводить чаще.

Татьяна МОСЕЙКИНА

  • Директор мореходного института Александра ИВАНОВА