- Андрей Николаевич, где находят применение разработанные и построенные на вашем предприятии конструкции тралов?
- Наша компания работает с судовладельцами, ведущими промысел практически во всех районах Мирового океана. Попробую их перечислить: СВА, Марокко, Мавритания, Гвинея-Бисау, Намибия, ЮАР, Чили, Охотское море, Балтийское море.
И во всех районах, несмотря на различные условия и объекты промысла, техническое оснащение судов, четко видна закономерность: устойчиво развиваются только те компании, которые концентрируют свое внимание на совершенствовании орудий лова, на добыче рыбы.
Применение все более эффективных орудий лова позволяет не снижать вылов, а порою даже его наращивать, несмотря на резкое ухудшение промысловой обстановки.
Первыми в 1999 году это почувствовали рыбаки, ведущие промысел в Мавритании.
Обстановка изменилась за очень короткий период: не стало рыбы там, где обычно десятилетиями ее брали по потребности. Основные скопления стали разреженными, их стандартные тралы не брали. К концу 2000-2001 года из Мавритании вывело флот большинство российских компаний, так как «не было рыбы», но в тоже время исландские и голландские компании продолжали промысел весьма эффективно.
Многие стали задаваться вопросом: в чем же дело?
Из множества предположений – а среди них были обычные в таких случаях – у них ЭЛЕКТРОНИКА, у них ТЯГА, у них ПЫЛЕСОСЫ – в конце концов, осталось одно: наличие у НИХ тралов с огромной зоной облова, размеры которой были за пределами представлений наших экипажей. Мне, как и большинству специалистов, казалось, что длина подборы у трала более 120 метров – это только для окуневых тралов.
Информация о том, что тралы у исландцев имеют длину подборы 200 и более метров, воспринималось как «утка».
И это понятно, на базе имевшихся на отечественном рынке материалов, а это был капрон, построить трал с низким гидродинамическим сопротивлением невозможно.
Нужны были полиэтилены. Мы обратились в торговые представительства практически всех стран, у которых имеются посольства в Москве, и выбрали испанских производителей.
Замена капроновых делей в мешках на полиэтилен произвела фурор на флоте, работающем в Мавритании. Выросла скорость траления, увеличился срок службы мешка с 1500-2000 тонн до 15000-20000 тонн вылова, и, главное, мешок не пережимался при попадании в него улова, исчезла объячейка.
Казалось, найден ключ ко всем проблемам: меняй в тралах капрон на полиэтилен и все будет «ОК»! Вся рыба наша. Но вдруг мы попали в зону НЕИЗВЕДАННОГО.
Начались порывы сетных частей и крутка крыльев трала, с которой не удавалось справиться.
Пришло время серьезного анализа и работы над ошибками. Мы начали интенсивно проводить работы по изучению физико-механических свойств материалов на предмет их совместимости в конструкциях. При анализе лучших и худших тралов выявился ряд закономерностей, которые позвонили выйти из тупика и создать первый в России трал с увеличенной зоной облова «РАПТОР 182/8500». Дата его создания в КБ «Фишеринг сервис» – июнь 2002 года. Первым его применил РТМКС «Майронис» на промысле в Мавритании. Там же, на борту «Майрониса», наши тралы получили боевое крещение – компания закупила тралы и у ведущего исландского производителя компании «TOR NET». И наш, не побоюсь сказать, в то время менее технологичный трал, выиграл соревнование у знаменитого 1440 по скорости и уловистости.
Затем последовала длительная работа над ошибками и поиск лучших решений. В то время мы говорили: «неудача дает больше материала для прогресса, чем успех». Неудачи, а у нас они были и, надо признаться, немало, позволяют при анализе причин расширить горизонты знаний в профессиональной сфере. При решении одной из таких проблем была найдена причина порывов крупноячейной сетной части и повышенной объячейки. Были проведены исследования в гидролотках МАРИНПО г. Калининграда, которые позволили нам практически полностью исключить эти явления в наших конструкциях. Также в результате проведенных экспериментов найдено решение по крутке крыльев трала и обрыву цепей.
- Получается, что искать идею конструкции нового орудия лова заставляет сама жизнь, точнее, изменение промысловой обстановки.
- Совершенно верно. На исследования или, правильнее сказать, НИОКР, мы тратим не менее 2-3 миллионов рублей в год.
Накопленный опыт и полученные знания позволили запустить в серию в феврале 2005 года трал «ТАЙФУН», имевший длину подборы более 200 метров.
На базе этого трала в марте 2006 года был создан трал «ШКВАЛ» и, наконец, летом 2006 года был создан уникальный трал «СУПЕРШКВАЛ» с длиной подборы более 300 метров, имеющий такой размер устья, что в нем легко поместятся 4 футбольных поля.
«СУПЕРШКВАЛ» – самый большой и результативный трал за историю российского промысла и самый большой в мире трал, который может буксировать судно с мощностью ГД 7500 л.с. Аналогов ему нет. Как нет и аналогов по уловистости.
Применение тралов с длиной подборы более 300 метров предъявило серьезные требования к штурманскому составу и палубной команде, и, хочется особо отметить, экипажи судов МТФ, работающие этими тралами, блестяще справились с новыми, порою неожиданными изменениями в процессе постановки таких тралов и в тактике лова. Достаточно сказать, что для того, что бы раскрыть его, необходимо вытравить не менее 700 метров ваера и лишь потом вытягивать его на верха.
Гигантские размеры «СУПЕРШКВАЛА» не мешают судам РТМКС иметь скорость траления с ним 4,5-5 узлов.
Это обеспечено отличным дизайном конструкции и, не в последнюю очередь, использованием самых современных материалов.
Уловы при работе с тралом «СУПЕРШКВАЛ» в сезоне 2006 года, по словам специалистов, «превзошли все ожидания» и доходили до 320 тонн на сутки промысла.
Немаловажно, что трал показал себя универсальным: отлично облавливаются такие разные по поведению объекты как путассу, сельдь, скумбрия.
В настоящий момент эти тралы с нетерпением ждут экипажи РТМКС «Лозовский» и «Сыромятников».
Мы видим большую перспективу для «СУПЕРШКВАЛА» также на промысле минтая на Дальнем Востоке и ставриды в Тихом Океане. Он в разы поднимет эффективность промысла.
Вторым успешным проектом стал трал «ТОРНАДО». Этот трал стал настоящим «бестселлером» для судов от 3500 сил.
Более 40 судов в ЮВА, ЦВА и в Охотском море работают в настоящее время комплектами этих тралов.
Специалисты на промысле отмечают высокую уловистость, маневренность, ремонтопригодность, логическую завершенность их конструкции. Очень эффективным трал «ТОРНАДО» оказался в Охотском море, позволив впервые применить тактику лова минтая «по верхам» и двукратно увеличить вылов.
Наряду с новыми разработками компании, по-прежнему пользуются устойчивой популярностью наши «боевые» модели: «СКАТ» (больше известный как 133-й трал) и тралы серии «РАПТОР» (130-й, 182-й, 188-й, 190-й).
За три последних года они снискали себе добрую славу и приобрели верных приверженцев.
В этом году для судов с мощностью ГД 2300-3000 сил остается очень востребованным трал «АТЛАНТИКА», показавший прекрасные результаты на лове сельди, скумбрии и ставриды.
ТСМ 8337 «ОРЛИК», работая в сезоне 2006 года тралом «АТЛАНТИКА-2», впервые добился рентабельности на промысле сельди. Подъемы доходили до 80 тонн за траление, что являлось явным перебором.
Высокая эффективность этого трала была оценена рыбаками Чили и Перу, куда он был поставлен в ноябре 2006 года.
Показательно в этом плане и прозвище, данное ему рыбаками – «хапуга».
- Какие задачи перед вашей компанией стоят в 2007 году и как оцениваете уже достигнутые результаты?
- В начале апреля «ФИШЕРИНГ СЕРВИС», продолжая двигаться по выбранному пути, произведет поставку окуневых тралов серии «REDFISH» на 2 судна в Северной Атлантике. Уверены в успехе этого трала, уверены, что он создаст отличную альтернативу известным окуневым брэндам.
Оглядываясь на пройденный путь, мы видим, что выбранное нами еще в 1999 году направление – создание конструкций тралов, конкурирующих по своему качеству с тралами зарубежных компаний, имевших при существенном отставании в дизайне больший опыт в использовании новых для нашего рынка материалов для постройки тралов, – дало результаты.
Применение в изделиях нейлоновых канатов «Супер 12», вощеных нейлоновых канатов, нейлоновых плетеных делей, «Дайнимы», высокопрочного полиэтилена, легированных цепей, кабельных линий из «ТУРБОВАЕРА», стало визитной карточкой нашей компании.
Мы научились создавать конструкции, отвечающие по своим промысловым качествам самым смелым мечтам наших рыбаков, позволившие расширить горизонты их представлений о промысле.
Мы приложим все свои силы и знания для того, чтобы изменения в промысловой обстановке, происходящие во всех районах Мирового океана, не застигли экипажи врасплох.