По мнению участников совещания, обновление и модернизация рыбопромыслового флота имеет стратегическое значение для развития экономики Дальнего Востока и Приморского края.
В принятых в 2004 году «Основных направлениях развития и совершенствования производственно-хозяйственной деятельности рыбного хозяйства Приморского края до 2015 года» перед рыбаками поставлена задача – увеличить объемы добычи на 422 тыс. тонн (на 72,5% по сравнению с 2003 годом). Как верно заметил первый вице-президент АРПП Александр ПЛАТОНОВ, достигнуть намечаемые на перспективу объемы вылова возможно лишь при существенном обновлении добывающего, приемно-перерабатывающего и транспортного флота.
«Сегодня в Приморском крае эксплуатируется 298 (67 больших, 123 средних, 108 маломерных) судов, возраст которых превысил нормативные сроки службы. Эксплуатация судов, списание которых отложено, вызывает ряд проблем, таких как сокращение их производственных возможностей, увеличение объема ремонтов и технического обслуживания, повышение риска аварийности и снижение технического уровня добывающего флота в целом. В совокупности это приводит к снижению эффективности работы флота, росту затрат на выпуск продукции, обострению проблемы обеспечения безопасности мореплавания», – сказал А. Платонов.
Участники совещания пришли к заключению, что вывод подобных судов из эксплуатации неизбежен. А это, в свою очередь, приведет к тому, что оставшийся флот не сможет обеспечить полное освоение всего запланированного объема вылова промысловых объектов в отечественной 200-мильной экономической зоне России. Недолов может составить 323,6 тыс. тонн, в том числе 293,9 тыс. тонн минтая, 20,6 тыс. тонн сельди, 7,0 тыс. тонн трески, 1,5 тыс. тонн палтусов и 0,6 тыс. тонн прочих рыб. Решение для рыбаков очевидно: в период до 2015 г. необходимо пополнить добывающий флот Приморского края новыми судами, способными обеспечить вылов этих рыб в расчетном объеме.
Что касается приемно-транспортного флота Приморского края, то с учетом дальнейшего вывода из эксплуатации изношенных судов, оставшиеся судовые мощности не смогут обеспечить вывоз 1249,58 тыс. тонн рыбопродукции в 2010 и 1567,07 тыс. тонн рыбопродукции в 2015 году. Поэтому, считает Александр Платонов, и с ним согласились участники совещания, в ближайшие пять лет приемно-транспортный флот должен пополниться 34 новыми транспортными рефрижераторами.
На совещании не раз были озвучены причины кризиса в судостроительной промышленности. По словам Александра Иванюты, сегодня мы проигрываем в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку находимся с ними в неравных условиях. «Высокие налоги – НДС, таможенные пошлины и т.д. — повышают стоимость судов, строящихся для отечественных судовладельцев, на 20-25%. Помимо этого, не созданы условия для притока инвестиций в судостроительную промышленность.
Так, практически весь мир строит флот в кредит. Внося 20% от стоимости судна, судовладелец получает от банка оставшиеся 80% под 5-6% годовых с рассрочкой платежа на 10-12 лет. При этом кредит предоставляется под залог строящегося судна. Как известно, в России подобных условий пока нет. А особенности инфраструктуры, технологий, оборудования, персонала и менеджмента также приводят к значительному удорожанию отечественной продукции», – сказал он.
Однако обнадеживало рыбаков то, что о необходимости обновлять российский флот заговорили не только на региональном, но и на федеральном уровне. В настоящее время разрабатывается стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности России на период до 2030 года. В рамках этой работы в начале марта текущего года принято решение о создании холдинга – Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В этой корпорации будут объединены государственные финансовые и проектно-конструкторские активы в судостроении. Кроме того, принято решение о создании трех региональных субхолдингов, которые будут подчиняться материнской компании: Северный субхолдинг на базе северодвинских предприятий, Западный субхолдинг на базе Санкт-Петербурга и Калининграда, и Дальневосточный субхолдинг.
Таким образом, сегодня рыбакам необходимо выработать собственные предложения, как по объему, так и по составу флота, и приложить все усилия, чтобы программа обновления российского флота заработала с учетом их мнения. Ведь, как показывает опыт, государственные программы работают эффективно, только если они согласованы с рыбаками, – посчитали на совещании.
Для подготовки предложений было решено проанализировать и использовать имеющиеся проекты судов, и недостроенные суда, которые стоят на судостроительных верфях. Участники совещания, заслушав доклад директора ФГУП Дальневосточный завод «Звезда» Юрия ШУЛЬГАНА об опыте в области гражданского (в том числе и рыбацкого) судостроения, пришли к выводу, что завод «Звезда» может выступить в качестве площадки для реализации проектов рыбаков, тем более что у него уже есть наработанный опыт. «Завод сохранил профессиональный коллектив, постоянно совершенствует технологический процесс и способен выполнять и военные, и гражданские заказы. Думаю, это является конкурентным преимуществом завода «Звезда» в процессе предстоящей инвентаризации всех судостроительных активов и принятия решения о месте размещения дальневосточного субхолдинга», – заявил на совещании председатель совета директоров ОАО «Южморрыбфлот» Сергей РО. С этим мнением полностью согласились и представители администрации края. При этом Александр Иванюта отметил, что «Звезда» вполне может строить суда типа БМРТ и БАТМ. О необходимости строительства такого флота напомнил собравшимся Игорь Улейский. В свою очередь директор ОАО «Южморрыбфлот» Александр ТЕМНЫХ упомянул о реальной возможности строительства маломерного флота, предназначенного для занятия аква- и марикультурой. «Аквакультура вошла частью в Федеральную целевую программу по развитию АПК. Сегодня стало реальным получить кредит под проект. Аквакультура – это будущее нашей отрасли».
То, что приморским рыбакам необходим и крупнотоннажный, и маломерный флот, сомнения ни у кого не вызывало. Однако открытым оставался, наверное, самый больной для рыбацкой общественности вопрос – кто будет финансировать подобные работы? Это особенно важно на стадии организации проектных работ. Ведь, как показывает опыт, и об этом было заявлено на совещании, именно ошибки на начальной стадии проектировочных работ привели к тому, что РС-450 до сих не может начать полноценную работу в море.
Председатель Крайрыбакколхозсоюза Петр ГОРДИЕНКО высказал мнение, что любые работы по строительству новых судов рыболовецкими компаниями должны начинаться только при наличии у них квот. «Государство должно гарантировать квоты под новострой. А нам, в свою очередь, необходимо разработать соответствующий механизм. Думаю, квоты будут хорошим залогом для любого рыбака». Мнение Петра Николаевича поддержали все участники совещания.
В то же время ОАО «Южморрыбфлот» предложил выступить как первое предприятие – заказчик крупного судна. По словам Сергея Ро, рыбная отрасль имеет геополитическое значение, особенно на Дальнем Востоке, так как обеспечивает присутствие и занятость людей на окраинных территориях, освоение биоресурсов в исключительной экономической зоне нашей страны. «Рыбаки должны активно отстаивать свои интересы, добиваясь протекционистской политики, прежде всего, для строительства рыболовных судов. У Ассоциации есть налаженные связи с органами государственной власти и на региональном, и на федеральном уровнях. А значит, есть возможность активно включиться в процесс преобразований в российском судостроении. По крайней мере, мы должны зафиксировать свою позицию (или даже требование) о необходимости развития гражданского судостроения для рыбной отрасли. Когда в Москве говорят о Дальнем Востоке, то обязательно вспоминают, что здесь есть рыба. В столице должны понять, что там, где рыба, должны быть и рыболовные суда», – сказал председатель совета директоров ОАО «Южморрыбфлот».
Вспомнив о социальной составляющей развития судостроительной отрасли, рыбаки заключили: диверсификация флота необходима. Строительство крупнотоннажного флота не приведет к сокращениям штатов – свободные рабочие руки будут задействованы на хозяйствах марикультуры.
Говоря об экономических условиях, обязательных для развития отечественного судостроения и сохранения его конкурентоспособности, рыбацкая общественность посчитала необходимым обеспечить содействие государства в развитии долгосрочного лизинга (до 10-12 лет) рыбопромысловых судов, построенных на российских предприятиях. Добиться освобождения судостроительных предприятий от уплаты НДС с авансовых платежей с переносом его на момент сдачи судна заказчику, а также субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, полученным в российских кредитных организациях на строительство на отечественных предприятиях рыбопромысловых судов; освобождения от уплаты НДС и таможенных пошлин за ввоз импортируемого судового комплектующего и технологического оборудования, сертифицированные аналоги которого не производятся в России.
Одним из наиболее эффективных и надежных методов привлечения внебюджетных инвестиций для обновления флота, по мнению рыбаков, является лизинг. Именно по лизинговой схеме на заводе «Звезда» был построен сейнер РС-450. При всех проблемах с постройкой этого судна, саму схему финансирования промысловики признали достаточно действенной.
Итоги совещания и единую позицию о необходимости изменения экономических условий для развития судостроения участники отразили в проекте решения. Состав рабочей группы АРПП по судостроению был пересмотрен. В него решили включить представителей отраслевых научных организаций, проектно-конструкторских бюро, ведущих судостроительных предприятий, финансовых организаций. Предложения АРПП по развитию судостроения решили согласовать с регионами Дальнего Востока и направить их в Правительство РФ.