Повышение рентабельности промысла с использованием плавучих якорейУровень рентабельности производства – один из важнейших показателей здоровья предприятия. Обычно, рассматривая возможные пути повышения рентабельности, обращаются к исследованию внутренних затрат с целью их сокращения, к поиску поставок сырья и оборудования по более низким ценам и поиску рынков сбыта собственной продукции по ценам, наоборот, более высоким. |
В статье рассмотрен путь повышения рентабельности производства через внедрение новой техники и передовых технологий, т.е. через дополнительные расходы, с целью получения добавочной прибыли в ближайшей перспективе на примере ООО «Дальфин», расположенного в г. Владивостоке.
На период оценки компания ООО «Дальфин» имела в своем составе шесть среднетоннажных судов, ведущих промысел крабов ловушками.
Рассмотрим один из примеров возможного повышения рентабельности работы этих судов при внедрении новой техники.
Известно, что в течение суток суда непостоянно заняты промысловым процессом. Часть времени судно находится в дрейфе, перерабатывая улов, или в ожидании перегруза и получения снабжения, или штормует. При этом происходит непроизводительный расход горюче-смазочных материалов, стоимость которых составляет существенную долю в себестоимости продукции.
Находясь на промысле крабов ловушками, каждое среднетоннажное судно ежесуточно 8-10 часов после обработки и постановки ловушек лежит в дрейфе или штормует, двигаясь малым ходом против волны и ветра. В этот период промысловая команда отдыхает и ведется переработка улова командой обработчиков.
Дрейфуя, судно за 8 часов, в зависимости от силы ветра и течения, относится от промысловых порядков крабовых ловушек в среднем на 10 миль. Для подъема ловушек приходится возвращаться к ним, работая полным ходом в течение часа.
При свежем ветре, когда лежать в дрейфе нет возможности, судно двигается малым ходом весь период «перестоя», периодически отходя от крабовых порядков и снова возвращаясь к ним.
Анализ работы среднетоннажных судов ООО «Дальфин» показал, что за рейс продолжительностью 155 суток каждое из судов в среднем непроизводительно тратит 95 часов работы полным ходом для возвращения к порядкам ловушек и 440 часов работы малым ходом при свежей погоде.
В составе ООО «Дальфин» – два среднетоннажных судна типа СРТМ-800 и четыре судна типа СТР-503.
Суда типа СРТМ-800 при работе главного двигателя полным ходом расходуют в среднем 150 кг дизельного топлива в час, а при работе малым ходом – 60 кг/час. Соответственно, за один рейс непроизводительные расходы дизельного топлива одного судна типа СРТМ-800 составляют: (95 час х 150 кг) + (440 час х 60 кг) = 40650 кг.
Суда типа СТР-503 при работе главного двигателя полным ходом расходуют в среднем 210 кг дизельного топлива в час, при работе малым ходом – 95 кг/час. Соответственно, за один рейс непроизводительные расходы дизельного топлива одного судна типа СТР-503 составляют: (95 час х 210 кг) + (440 час х 95 кг) = 61750 кг
Всего по судам ООО «Дальфин» непроизводительно расходуется: (40650 кг х 2 судна) + (61750 кг х 4 судна) = 328300 кг
Возможно ли исключить эти непроизводительные затраты или хотя бы уменьшить их?
Известно, что при лове кальмаров крючковыми вертикальными ярусами для уменьшения скорости дрейфа судна и удержания его в положении «носом к ветру» применяются плавучие якоря по конструкции напоминающие авиационные парашюты. Плавучие якоря для среднетоннажных судов имеют площадь купола от 800 до 1000 квадратных метров. Они сокращают скорость дрейфа судна не менее чем в десять раз и могут применяться при ветре до девяти баллов.
Второе преимущество применения плавучего якоря в штормовую погоду и в дрейфе – это положение судна «носом к ветру», что значительно уменьшает бортовую качку и создает более комфортные условия для отдыха и работы команды. Это трудно оценить в деньгах, но гарантирует повышение производительности труда и здоровья судоэкипажа.
Для постановки и выборки плавучего якоря с помощью брашпиля достаточно двух – трех человек, эту работу обеспечивает обычная судовая вахта.
Стоимость плавучего якоря для среднетоннажного судна площадью 800 квадратных метров с оснасткой при закупке его в Японии составит около 5000 долларов США. В России такие якоря может изготавливать ООО «Геоток» по цене около 3000 долларов США.
Расчеты показывают, что применение плавучих якорей на судах ООО «Дальфин» позволит сократить непроизводительные затраты на промысле крабов: 3283000 – 328000 (10%) – (6 х 150000) = 2055000 рублей;
где (6 х 150000) = 900000 рублей – это стоимость шести плавучих якорей, закупленных в Японии, 328000 рублей – это остаточные непроизводительные затраты (приблизительно 10%) при использовании плавучих якорей.
Таким образом, внедрение плавучих якорей в практику промысла крабов ловушками со среднетоннажных судов компании «Дальфин» позволит сэкономить около двух миллионов рублей за путину продолжительностью 155 суток. При этом создаются более комфортные условия для работы и отдыха экипажа, что, безусловно, должно благоприятно отразиться на производительности труда и здоровье экипажа.