В присутствии командования Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, руководства края и города, почетных гостей, администрации и трудового коллектива судостроительного завода, а также приемной комиссии военного гарнизона и экипажа корабля командиру ПСКР был торжественно передан военно-морской флаг.
Поздравляя всех собравшихся со столь знаменательным событием, Начальник Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю генерал-лейтенант Владимир ЛАКИЗО выразил особую благодарность работникам и руководству ОАО «Восточная верфь», подарившим силам береговой охраны такого красавца.
- Администрация завода во главе с генеральным директором Игорем Мирошниченко, рабочие завода приложили максимум усилий, в кратчайшие сроки устраняя возникающие неполадки, и показали, что их предприятие способно справляться с задачами любой сложности.
Немалый вклад в период приемки корабля, швартовых, ходовых и государственных испытаний, внес и экипаж корабля. Офицеры управления дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей Владивостокского морского пограничного соединения проявили высокое воинской мастерство, хорошую морскую выручку, бодрость духа, настойчивость и отличную квалификацию при освоении новой техники и всячески содействовали скорейшему вводу корабля в строй, – отметил генерал-лейтенант. – Во время испытаний кораблем было пройдено более тысячи миль, выполнено несколько артиллерийских стрельб, освоено более 25 образцов новой техники.
Новый «сторожевик» будет нести службу на Приморском направлении в составе Находкинского соединения береговой охраны краевого Погрануправления ФСБ России. Командование кораблем принял капитан 3 ранга Евгений БЕЛАНЧУК. После окончания в 2000 году Тихоокеанского высшего военно-морского института им. С. Макарова, он проходил службу на пограничном корабле, заслужив за это время знак «Отличника пограничной службы» и медаль «За отличие в военной службе». Сегодня, приняв первый флаг корабля, Евгений Беланчук стал самым молодым, 29-летним капитаном своего военного соединения.
«Отличие и достоинство нового корабля заключается в его оснащении, – рассказывает командир ПСКР. – Это, в первую очередь, современные технические средства радиолокационного наблюдения с автоматическим поиском цели и, что немаловажно, его скоростные параметры». Корабль, водоизмещением 375 тонн, способен развивать скорость более 30 узлов, при этом высокая маневренность позволяет ему производить сложные операции, в том числе и в ходе преследования нарушителя, осуществляя на ходу разворот буквально на месте. Мореходность корабля рассчитана на плавание в условиях волнения до 5 баллов. Во время испытаний, проходивших в Уссурийском заливе, ПСКРу пришлось работать практически на пределе – при 3-4-х баллах. И в этих условиях он показал прекрасные результаты в ходе артиллерийских стрельб.
Основная задача «сторожевика» – это охрана морских границ, защита экономических и политических интересов России, что непосредственно связано и с охраной морских биоресурсов, задержанием браконьеров. Выполнению этих функций наравне со скоростными характеристиками способствуют и легкие в эксплуатации автоматические 6-ствольные 30-миллиметровые артустановки (скорость стрельбы – 4 тыс. выстрелов в минуту) и современнейшие средства обнаружения, навигационные системы.
Таким образом, если раньше приходилось часто сталкиваться с проблемой, когда браконьеры превосходили государственные службы по своему техническому оснащению, то теперь, отмечает Евгений Беланчук, «однозначно можно сказать, что мы ликвидировали эту разницу, бесспорно обогнав в этом плане браконьеров».
На сегодняшний день ПСКР-926 – самый современный корабль, несущий службу на морских просторах нашего региона. При этом от своих предшественников он заметно отличается не только оснащением, но и по цвету. В соответствии с приказом Пограничной службы ФСБ России в течение последних трех лет пограничные корабли Российской Федерации стали окрашивать в бело-синий цвет, по примеру зарубежных судов береговой охраны США, Кореи и Японии.
У каждого корабля должна быть мать
Спуск на воду нового ПСКР произошел около года назад. Этот день навсегда запомнился не только его будущему экипажу, но и «матери корабля» – Анне Бондарчук, супруге старшего помощника командира Александра Бондарчука.
- Как и положено, у каждого судна, в том числе и военного корабля, должна быть своя «мать». И я была удостоена этой чести. Особая ответственность этого статуса заключается в том, чтобы разбить о борт корабля бутылку с шампанским. При этом очень символично, чтобы бутылка разбилась с первого раза. Иначе, согласно поверью, судно постоянно будут преследовать различные неполадки и неудачи на море. К счастью, у нас это удалось с первого раза, и вот результат – корабль спустили на воду, доработали, достроили, успешно, без выхода из строя какой-то техники, провели все испытания. И теперь поднятие флага – это завершающий этап и для всех нас настоящий праздник, который в дальнейшем будет считаться Днем рождения корабля.
Конечно, сегодня я испытываю искреннюю радость и чувство гордости за своего «ребенка», – улыбается Анна. – Понятно, что в наше время построить корабль очень непросто, судостроение у нас сейчас только возрождается после длительного и глубокого кризиса. И хотелось бы сказать «спасибо» заводчанам, которые трудились над его строительством, и всем тем, кто вложил в это дело массу сил и средств.
Сегодня в большинстве своем флот сильно устарел, многие корабли уже давно требуют серьезного ремонта или списания. А это – по-настоящему новый, надежный корабль, который станет опорой и защитой для наших границ от браконьеров. И очень хочется пожелать, чтобы такие праздники, как сегодня, случались у нас как можно чаще!
Перспективы впечатляют
Новый пограничный корабль проекта 10410 стал уже вторым представителем серии «Светляк», принятым на вооружение в Находкинском соединении. Первый вошел в строй 2 года назад. И это, по словам Начальника Приморского Погрануправления ФСБ России, лишь часть перспективной программы оснащения береговой охраны.
Как отметил в ходе недавней пресс-конференции Владимир Лакизо, «мы ожидаем поступление в пограничное управление скоростных катеров (со скоростью до 47 узлов). Обладая хорошей мореходностью, «Мустанги» позволяют работать в море даже при волне 3,5 баллов.
Также в этом году после затратного ремонта (более 100 млн. рублей) введено в строй патрульное судно «Шкипер Гек». Еще одно в настоящее время находится в ремонте. Кстати, этот корабль позволяет использовать и вертолеты палубной авиации. Так что мы надеемся, что уже в этом году наши авиационные комплексы будут восстановлены. Это позволит увеличить и радиус действия за счет того, что пограничники смогут работать с воздуха».
В настоящее время строится еще одно патрульное судно этой серии, сдача которого запланирована уже на 2008 год. Корабль будет еще более модернизирован и рассчитан на прохождение службы военными-контрактниками. Также заказано строительство катеров для работы на реках Уссури, Сунгач и на озере Ханка.
На серьезную модернизацию технического оснащения пограничного управления, согласно программе, рассчитанной на период до 2010 года, планируется выделить около 380 млн. рублей. Это позволит наращивать и береговую составляющую. Локационное обеспечение современнейшими средствами, в том числе и тепловизорами, позволит вести наблюдение даже в ночное время. Также использование новых систем позволит береговым службам оценивать ситуацию на море, получая картину происходящего вдалеке от берега в режиме реального времени.
Несомненно, огромный вклад в решение серьезных задач, связанных с защитой экономических и политических интересов России на Тихом океане, вносит и деятельность владивостокского судостроительного завода. По словам председателя комитета по промышленности администрации Приморского края Виктора СТАРЧЕНКО, оставаясь уже полвека единственным в крае судостроительным заводом, ОАО «Восточная верфь» по-доброму продолжает свои традиции. За эти годы со стапелей завода сошли и боевые корабли, и гражданские суда, которые несут службу не только в России, но и в ряде иностранных государств.
«Без сомнения, коллектив завода вносит значимый вклад в развитие экономики Приморского края, – уверен он. – На притяжении ряда последних лет регион вернул себе достойное место в первой десятке по темпам роста экономики. Особо следует отметить, что локомотивами развития в этом направлении региона в последнее время стали судостроение, судоремонт, машиностроение, горная промышленность, т.е. предприятия тех отраслей, которые являются инвестиционно привлекательными и дают наибольшую отдачу с точки зрения загрузки рабочих мест, создания благоприятных условий для развития трудовых коллективов».
Знаковым является и тот факт, что современные боевые корабли для вооруженных сил на Дальнем Востоке строятся именно на приморских заводах. По словам Виктора Старченко, край намерен и в дальнейшем поддерживать строительство данной серии судов: «Мы очень хотели бы, чтобы такие красавцы, возможно, большего водоизмещения спускались со стапелей нашего завода».
Торжественный подъем флага на новом корабле – это событие, масштаб которого трудно переоценить. Это означает, что наша жизнь вновь наполняется проверенными годами патриотическими традициями. Что укрепляется мощь и сила России, а ее тихоокеанские рубежи находятся под действенной защитой нашего государства.
Остается лишь пожелать молодому экипажу юного корабля успехов в их нелегком деле; удачи, которую обязательно принесет талисман – судовой пес Хуч. Спокойных границ и семь футов под килем! Надеемся, мы еще не раз услышим о ратной службе этого корабля.