Газета «Рыбак Приморья»

Лучший навигационный инструмент на судне - голова штурмана

Продолжая тему морских специальностей, на этот раз мы обратимся к истории возникновения таких морских судовых и береговых профессий и званий, как лоцман, штурман, младший и старший лейтенант, командир корабля, а также капитаны судна, порта, рейда и капитан-наставник.

От названия навигационного прибора для измерения морских глубин с борта корабля – «лот» (по-голландски «лоод») произошло слово «лоцман» («лоодман»), т.е. специалист, который хорошо знает акваторию порта в условиях плавания. В большинстве стран мира лоцман обычно состоит на государственной службе и осуществляет проводку кораблей и судов в опасных и сложных районах, на подходах к портам в пределах их акваторий. По долгу службы лоцман обязан отлично знать навигационные условия района. Его присутствие на борту не снимает ответственности с капитана за безопасное плавание судна, однако именно к его советам будет прислушиваться командование. Как правило, на должность лоцмана назначаются только опытные судоводители.
В портах была должность лоцмейстера, который отвечал за постановку ограждений на рейдах и на фарватерах. А электрическим лоцманом называют кабель с переменным током, проложенный по дну фарватера. Специальные приборы на судне принимают его сигналы и позволяют провести судно по фарватеру над кабелем.
Производственное подразделение, которое следило за судоходной обстановкой на водоемах, именовалось лоцмейстерством. Его основной задачей были работы по расстановке, обслуживанию и поддержанию бесперебойного действия всех знаков и огней различных морских и озерных навигационных ограждений.
Помощником капитана по судовождению в море является штурман. Это слово тоже голландского происхождения и буквально означает «человек у руля», т.е. специалист по кораблевождению, прокладывающий необходимый кораблю курс в морских просторах. На древнегреческом флоте командование лежало на капитане или «триархе», управлял кораблем штурман («кибернетос»), а вторым офицером был «прореус», который заведовал носовой частью. Позднее у римлян штурман-«кибернетос» стал называться «губернатором».
На гражданских судах обязанности штурмана в период несения ими ходовой вахты обычно выполняют заместители капитана: старший, второй, третий и четвертый помощники. До недавнего времени лицам, которые окончили морские учебные заведения по специальности техник-судоводитель или инженер-судоводитель и имели необходимый опыт работы и плавательные стаж на соответствующих должностях и судах, присваивались морские звания с выдачей рабочих дипломов штурмана малого плавания или штурмана дальнего плавания.
25 января 1997 года согласно приказу Главнокомандующего ВМФ российский военно-морской флот впервые в своей новой истории начал отмечать «День штурмана». Хотя на самом деле в нашей стране штурманская служба появилась еще при Петре I: 15 января 1701 года он издал указ, в котором особо отметил: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают».
В XVIII веке на первое место по постройке морских парусных кораблей выходит «владычица морей» – Великобритания и ставшие уже традиционными на флоте голландские названия морских чинов, профессий и должностей пополняются английским новичком. «Мичман» – это младшее морское офицерское звание, которое и в наши дни сохранилось в военно-морских силах ряда стран, в том числе и в России.
В соответствии с табелью о рангах в русском флоте чин мичмана появился в 1758 году и вначале соответствовал армейским чинам штабс-капитана, поручика и штабс-ротмистра, позднее чину сотника, а затем подпоручику, корнету, хорунжему и прапорщику. До 1834 года на флоте существовал и чин корабельного секретаря, он соответствовал одиннадцатому классу табели о рангах.
Еще одно воинское звание – лейтенант – впервые появилось во Франции. Его удостаивались лица, занимавшие должности заместителей командира отряда. Именно с него начинал свою карьеру будущий французский император Наполеон Бонапарт. В России чин лейтенанта появился в 1798 году и первоначально употреблялся только в военно-морском флоте. Он соответствовал армейскому чину есаула. Позднее в сухопутных войсках возникли воинские звания младшего и старшего лейтенантов. На флот звание старшего лейтенанта пришло в 1907 году и соответствовало армейским званиям штабс-капитана, штабс-ротмистра и подъесаула.
Хотя слово «капитан» произошло от голландского «капут» – голова и значило «военноначальник», впервые оно появилось во Франции. До этого во главе морских корабельных и судовых команд стояли мореходы-кормчие, которых затем и стали именовать капитанами. Мощное развитие мореплавания во многих странах привело к тому, что на военных кораблях капитанов стали называть командирами кораблей, а на судах гражданского флота – капитанами судов.
В русском военно-морском флоте до 1764 года имелось звание капитана-поручика, примерно соответствовавшее армейскому званию капитана и ротмистра. В 1794 году вместо галерного мастера и капитана-поручика на флоте появился чин капитан-лейтенанта, который также соответствовал армейским чинам капитана и ротмистра.
Среди старших офицерских званий царского военно-морского флота также появились новички. Например, корабельного мастера заменил капитан 3-го ранга, в разные годы приравнивавшийся к армейским чинам премьер-майора, секунд-майора, майора и войскового старшины. Чин капитана 2-го ранга соответствовал армейскому чину подполковника и с 1884 года войскового старшины. По достижении этого чина лицо могло претендовать на вхождение в дворянское сословие. Звание капитана 1-го ранга соответствовало армейскому полковнику. А в периоды с 1707 по 1732, с 1751 по 1764 и с 1768 по 1827 годы на флоте имелась промежуточная ступенька между капитаном 1-го ранга и контр-адмиралом, а именно капитан-командор, который соответствовал армейскому чину бригадира.
В военно-морских силах СССР и России употребляются звания капитан-лейтенант – соответствует армейскому званию капитана; капитан 3-го ранга – майора; капитан 2-го ранга – подполковника и капитан 1-го ранга – полковника. Одно время подобные звания присваивались в зависимости от занимаемой должности даже гражданскому составу судов и морских береговых предприятий, в том числе и в рыбной промышленности.
В гражданском флоте капитан судна – это должностное лицо, которое возглавляет судовой экипаж и осуществляет управление судном на основе единоначалия. Однако в наши дни капитан помимо управленческих функций и защиты интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне, является законным представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества.
По поручению судовладельца капитан судна может заключать сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксирных судов, приобретением продовольствия, топлива и по другим вопросами в рамках эксплуатации судна. Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми лицами, находящимися на борту. Многочисленные обязанности капитана судна подробно излагаются в Уставе службы на флотах соответствующих министерств и ведомств.
В зависимости от назначения судна у капитана бывают различные помощники: старший помощник, второй, третий, четвертый, помощник по пожарно-технической части, по добыче рыбы, по производству, по учебной части, по научной работе, пассажирский помощник и т.д. До недавнего времени существовали морские звания капитана малого плавания и капитана дальнего плавания с выдачей соответствующих дипломов.
Еще одна «капитанская» должность – капитан порта (морского торгового, морского рыбного, нефтеналивного, военного, речного и т.д.). Это должностное лицо, которое осуществляет административный надзор за соблюдением законов, требований кодекса мореплавания, следит за порядком и чистотой в порту и на заходящих судах. Капитан порта осуществляет дипломирование морских специалистов, рассматривает материалы по авариям и т.д. В порту есть и капитан рейда, который ведает безопасной расстановкой судов на рейде и отправкой их в рейс. А в службах безопасности мореплавания гражданских судовладельцев часто имеются должности флагманского штурмана, капитана-наставника, морского инспектора и т.д. Как правило, это высококвалифицированные профессионалы, которые передают свои знания и практический опыт судовым специалистам.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ