Газета «Рыбак Приморья»

Из истории судовых вахт

С давних времен для обеспечения безопасности плавания моряки делили сутки на вахты. До конца XVII века на кораблях использовали восьмичасовые вахты. Первым, кто, по мнению историков, изменил этот порядок, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Для несения вахтенной службы он разделил корабельную команду на две равные части и ввел четырехчасовые вахты.

В наши дни судовая вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или на рабочем месте судовых специалистов и командиров: штурманов, механиков, радиооператоров, а также лиц рядового состава: матросов, мотористов, машинистов, электриков и т.д. Судовая вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность. Ответственность за организацию вахт в целом возложена на капитана корабля, а по отдельным судовым службам – на начальников служб. За надлежащее несение членами судового экипажа вахты отвечают вахтенные помощники капитана.
Уставами службы на разнообразных по своему назначению судах предусмотрено несение ходовых и стояночных вахт. Продолжительность одной ходовой вахты при трехсменном дежурстве, как правило, не превышает четырех часов, а при двухсменной вахте – шести часов. Стояночная вахта для командного состава не должна продолжаться больше суток.
Во время несения своей вахты вахтенный помощник является представителем капитана судна. Он несет личную ответственность за безопасность судна, его экипажа, груза и другого имущества, производственную деятельность, так как является руководителем для всей вахтенной службы судна и подчиняется непосредственно капитану. Распоряжения вахтенного помощника в пределах его полномочий обязательны для исполнения не только для судового экипажа, но и для всех лиц, находящихся в данный момент на борту. В свою очередь вахтенный механик является начальником для всей судомеханической вахты, отвечает за надежную работу судовых технических средств, обеспечивает нормальную техническую эксплуатацию судна. Он подчиняется вахтенному помощнику капитана, а в части эксплуатации судовых технических средств – старшему механику. В его непосредственном подчинении находятся вахтенные электромеханик, рефмеханик, другие специалисты машинной команды судна. Вахтенный радиооператор подчиняется непосредственно капитану судна, а в части специальных вопросов – начальнику судовой радиотехнической службы.
В прошлом по судовому расписанию “первая вахта” имела нечетные номера и работала во время аврала на правой стороне судна, а “вторая вахта” – на левой. Эти вахты английские моряки в шутку называли “правая сторона булиня”. В то время существовали команды: “Первая – на вахту!”, “Обе на вахту!”. Суточное же время делилось следующим образом: четыре часа на палубе и столько же внизу, или, как говорили, на подвахте. Ночные вахты официально назывались: “первая” с 20 до 24 часов, “средняя” с полуночи до 4 часов утра и “утренняя” с 4 до 8 часов.
При таком несении вахт получалось, что одна часть команды работала на палубе восемь часов, а вторая – только четыре. Однако и днем после дежурства члены экипажа “первой вахты” не шли отдыхать, а до темноты работали со всеми, что было весьма тяжело. Поэтому, чтобы дать им возможность отдохнуть, сутки стали делить не на шесть частей (т.е. по четыре часа), а на семь. Для этого вахту с 16 до 20 часов разделили на две двухчасовые полувахты, благодаря чему каждую ночь вахты сдвигались, и члены судового экипажа находились на палубе одинаковое время. В то далекое время вахту с 16 до 20 часов называли “собачьей вахтой”, а двухчасовые полувахты – “вахтой с обрезанным хвостом” или просто “обрезанной вахтой”. Такое неблагозвучное название эта вахта получила неслучайно, так как в 16 часов обычно заканчивались дневные работы, и свободная смена шла отдыхать. Судовой вахтой в это время обычно начинал командовать капитан, а уж он-то не давал спуску своим подчиненным. Скользящий график судовых вахт был принят только у военных моряков. Историки предполагают, что на военно-морском флоте такая вахта стала называться “адмиральской”.
Со временем на флотах вводился английский порядок несения судовых дежурств. Но в ряде стран продолжительность и время несения вахт имели свои особенности. Например, у российских моряков дневная вахта длилась с 12 до 18 часов, за ней шла вахта с 18 до 20 часов и далее по четыре часа. В настоящее время на военно-морском флоте в связи с требованиями повышенной бдительности и неотлучного пребывания на различных постах вахта ведется в три смены. Еще в Морском уставе Петра I от 1720 года в обязанности командиров кораблей вменялось “главнейшим делом” расписать “всю команду на три равные части по вахтам, а вахты – по парусам, орудиям и т.д.”.
За многовековую историю мореплавания для каждой вахты матросы придумывали свои названия. Так, судовые вахты в две смены (будь они по два или по четыре часа), когда промежутки для отдыха были небольшими, английские моряки прозвали вахтами “с носков на пятки, с пяток на носки”. А первые российские мореходы и поморы сами вахты называли “переменами”, а подвахты – “подпеременами”.
При делении суток на трехсменные вахты первая их них стояла днем с 8 до 12 часов и ночью с 20 до 24 часов. Поскольку эта вахта приходилась на время бодрствования, ее считали легкой и доверяли молодым и малоопытным морякам. Русские моряки называли ее “детской” вахтой или “сама стоит”, а также “пионерской” и даже “пенсионерской”. Вечернюю половину вахты именовали “прощай, молодость” – она занимала самое драгоценное для молодежи вечернее время. В эти часы судовую вахтенную службу возглавляет, как правило, третий помощник капитана.
Самой тяжелой считалась вторая вахта, которая продолжалась днем с 12 до 16 часов и ночью с полуночи до 4 утра. В дневное время морякам приходилось нести дежурство, когда все отдыхали после обеда. Это время английские моряки с иронией называли “послеобеденное стоячее лежание”. В русском флоте ее тоже не жаловали, так как вахтенные лишались “адмиральского часа” – так назывался узаконенный еще Петром I обеденный перерыв, начинавшийся с раздачи водки (звучала команда “Свистать к вину и на обед”) и заканчивавшийся послеобеденным часовым сном. Со временем водку и вино перестали выдавать, но “адмиральский час” соблюдается и в наши дни.
Ночная вахта с полуночи до 4 утра была наиболее скучной, потому что вахтенные не имели права спать. Несение вахты в это время англичане именовали “вахтой склеивающихся глаз”, а также “длинной” (она кажется продолжительнее других вахт) или “кладбищенской” (тишина). Немецкие, голландские и шведские моряки называли ее “плоскостной” (не присядешь – иначе заснешь). Во многих странах мира и сегодня эту вахту называют “собачьей вахтой”. Как правило, ее возглавляет второй помощник капитана.
Судовая вахта с 4 до 8 часов утра и с 16 до 20 часов вечера называлась куда красивее – “Диана”. Такое прозвище дали ей итальянские моряки в честь утренней звезды Дианы, а приземленные голландцы называют эту вахту просто – “дневной”. Именно ее вторая половина с 16 до 20 часов когда-то называлась “английской собакой”, но с введением трехсменной вахты стала самой любимой и удобной у моряков, и ее стали называть “королевской” или “хорошей вахтой”. В эти часы вахтенную службу обычно возглавляет старший помощник капитана. На судах, где имеется более трех помощников, старший помощник несет лишь одну ходовую вахту с 4 до 8 часов и контролирует несение ходовой вахты четвертым помощником с 16 до 20 часов. В сложных условиях старший помощник несет ходовую вахту по указанию капитана корабля.
Помимо перечисленных видов судовых вахт имеются и другие вахты. Например, при плавании судна в тумане для усиления бдительности, выставляют “туманную вахту”. Самой хлопотной вахтой моряки всех флотов считают вахту, когда судно приходит в порт или покидает его. Ее даже называют “козлиной”. Таким образом, названия и прозвища судовых вахт тесно связаны с условиями работы и быта моряков. Со временем часть из них уходит в прошлое, но многие используются и по сей день.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ