Летний «Бриз» продлится до середины октябряВ период с 16 июня по 15 сентября 2007 г. под руководством Регионального пограничного управления ФСБ Росси по ДФО на участках входящих в его состав пограничных управлений ФСБ РФ по Приморскому краю, Хабаровскому краю и Еврейской АО, Сахалинского и Северо-Восточного погрануправлений береговой охраны ФСБ РФ по единому плану и замыслу был проведен первый этап частной пограничной операции «Бриз-2007». |
Основной задачей всей операции является выявление, предупреждение и пресечение противоправной деятельности в сфере промысла лососевых. А также пресечение контрабандных поставок валютоемких видов биоресурсов в иностранные порты и осуществление государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов.
Подводя итоги первого этапа операции, начальник отдела береговой охраны Управления ФСБ России по Приморскому краю, контр-адмирал Михаил ГАЛОЧКИН отметил специфику участия приморского пограничного управления в этой операции, связанную с относительно небольшими объемами прохождения красной рыбы на нерест в приморские реки:
- По-прежнему основными районами промысла лососевых остаются Камчатка и Сахалин. В Приморье красная рыба, которая выразилась в небольшой выделенной квоте по краю – немногим более 100 тонн, распределилась в основном по соответствующим организациям для добычи в научных целях и воспроизводства. В качестве промышленной квота, в размере чуть более 11 тонн, была выделена всего одному предприятию, что максимально упростило контроль в этом направлении.
Остальная часть красной рыбы подвергалась контролю в рамках выписки любительских рыболовных билетов. Даже на этом этапе, хотя мы контролировали территории лишь до входа в устья рек, результаты оказались положительными, и самое главное, что на некоторых участках, может быть впервые за все время, рыбе дали возможность пройти к местам нереста. Хотя очередной рейд, проведенный совсем недавно на Хасанском направлении, показал, что вглубь территории края, где заканчивается зона контроля пограничного управления, деятельность браконьеров активизируется. И нам снова пришлось снимать сети, которые полностью перегораживали маленькие речушки и нерестовые реки первой категории.
Специфика нашего участия в спецоперации заключалась еще и в том, что инспекторы погрануправления находились на рубежах транспортировки всей добытой морепродукции, которая шла в морские порты и портопункты, – сообщил контр-адмирал.
Мероприятия в рамках данной спецоперации проводились совместно с территориальными органами безопасности во взаимодействии с органами внутренних дел, Дальневосточным таможенным управлением, администрацией Приморского края, подразделениями Федерального агентства по рыболовству, Спецморинспекции Минприроды России. В ходе операции активно осуществлялся обмен информацией о заходах судов в иностранные порты и фактических объемах сдаваемой морепродукции с Управлением безопасности на море Японии, Национальным агентством морской полиции Республики Корея.
За время первого этапа операции (с 16 июня по 15 сентября) на участке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в результате самостоятельных действий пограничных подразделений, а также межведомственных инспекторских групп прошло 288 рейдов по проверке прибрежного промысла, 607 проверок рыбопромысловых участков. Проведено 8 совместных контрольно-проверочных мероприятий по контролю прибрежного промысла.
С начала проведения операции на участке Пограничного управления ежесуточно позиционировалось до 46 судов РФ. В интересах операции было осуществлено около 20 вылетов авиации ФСБ России на морской участок пограничного управления.
За время операции в порты Приморского края с лососем на борту совершили заходы 66 судов. Все прибывшие суда были проверены инспекторским составом Государственной морской инспекции Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю. Проконтролированные объемы составили более 72 тыс. 780 тонн лососевой продукции.
На участке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в портах и в море было осмотрено более 760 российских и иностранных промысловых судов, за различные нарушения задержано 14 судов. Привлечено к административной ответственности 57 капитанов судов, юридических и физических лиц. Сумма штрафных санкций составила более 2 млн. 400 тыс. рублей. У браконьеров изъято свыше 7 тыс. 800 крабовых и креветочных ловушек, 129 сетей общей протяженностью порядка 20 км, которые были установлены на путях миграции лососевых.
- На сегодняшний день из почти 73 тыс. тонн проконтролированных объемов валютоемкой продукции порядка 15 тыс. тонн были проверены нашими сотрудниками способом тальманения, когда у каждого трюма в ходе перегрузки продукции работает по два инспектора. Этот метод позволяет наиболее точно определить объемный и видовой состав привозимой продукции вплоть до килограмма. И та продукция, которая шла с приморского берега в иностранные порты, а это всего 2 большегрузных судна, была также нами тщательно проконтролирована. На всех остальных судах подсчет осуществлялся по наличию документов и приблизительному объему находящейся в трюмах рыбопродукции.
В качестве примера межведомственного взаимодействия можно привести эпизод с ТР «Татарстан». По полученной из СВПУ береговой охраны ФСБ России информации, на рефрижераторе вместо указанной в документах кеты находилась чавыча и нерка. В ходе контрольно-проверочных мероприятий факт подмены видового состава доставленной в порт Владивосток продукции подтвердился. Данная продукция (более 180 тонн) в рамках возбужденного дела об административном правонарушении изъята, в настоящее время проводится разбирательство.
В целом по оценкам руководства пограничного управления и данным регионального пограничного управления итоги первого этапа «Бриза» признаны удовлетворительными. Особенно хорошо в этом плане мы сработали по вопросу взаимодействия, как со своими соседями-пограничниками, а также со всеми силовыми структурами, которые участвовали в этой операции.
«Бриз-2007» продолжится до середины октября. Дальнейшее его проведение обусловлено уже не ходом рыбы, а сроком, когда добытую продукцию будут продолжать транспортировать в российские и иностранные порты. К тому же остается еще небольшой ход красной рыбы на участке Хабаровского края и ЕАО – в реках Хор, Уссури и Амур.
А в скором времени, с похолоданием воды, начнется уже крабовый сезон, что ознаменует начало следующей спецоперации, направленной уже на пресечение браконьерской деятельности в отношении этого не менее ценного биоресурса.
Как отметил Михаил Галочкин, по-прежнему непросто складывается ситуация с иностранными судами, заходящими в российские воды. За время спецоперации «Бриз» силами береговой охраны Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю были задержаны 11 рыболовных северокорейских судов, в их числе и суда вспомогательного флота Районного пограничного округа «Расон» КНДР. Они не только не принимали никаких мер по недопущению нарушения режима государственной границы своими согражданами, но и неоднократно сами являлись нарушителями.
Несмотря на обращения руководства Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю к северокорейской стороне об ужесточении мер по предупреждению нарушений режима государственной границы на совместно обслуживаемом морском участке и заверения северокорейских коллег о недопущении подобного в дальнейшем, нарушения со стороны судов КНДР продолжают иметь место. С начала года их зафиксировано уже около 100.
- Пограничное управление предприняло все меры по своей линии. Но пока все это не принесло результатов, и уровень нарушений на северокорейском участке продолжает оставаться высокими, – продолжает контр-адмирал. – Правда, здесь задерживается как правило браконьерская продукция из кальмара, но были и случаи с обнаружением на борту партий лососевых.
На этом фоне хотелось бы отметить работу японских и южнокорейских судов, осуществляющих промысел в российской части вод. В сравнении с российскими и северокорейскими нарушителями, рыбаки этих стран очень законопослушны и, конечно, работать с ними очень легко. На сегодняшний день в наших водах работают 86 судов под флагом Республики Корея (максимальное число доходило за летний период до 96 судов) и японская флотилия из 15 судов, которая в ближайшее время пополнится новыми судами.
В целом, характеризуя ситуацию на промысле, Михаил Галочкин отметил, что тенденция к уменьшению нарушений правил рыболовства есть. Пока наиболее проблемным вопросом в этом плане остается прибрежка, поскольку по закону она не позиционируется. К тому же, по его словам, идет жесткое разграничение контроля на территориях до входа в устья рек, где осуществляют контроль силы пограничного управления, и дальше, вглубь территории края, где работают инспекторы рыбвода.
- Такому четкому разграничению полномочий способствовал выход новых Правил рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Впервые нами проложена тропа и в судебной практике: мы, наконец, начали реализовывать в пользу государства плавсредства, которые по решению суда признаны браконьерскими орудиями лова и подлежат реализации в доход государства.
Отвечая на вопрос корреспондента «РП» об актуальности вопроса утилизации задержанных за нарушения судов, активно обсуждаемого на круглом столе в рамках II Международного съезда рыбаков, прошедшего на минувшей неделе во Владивостоке, Михаил Николаевич согласился с рациональностью такого подхода решения проблемы.
- У нас и сейчас есть прецеденты возврата владельцу задержанного судна с условием утилизации. Вопрос в другом, куда оно попадет уже на этапе утилизации… Но все же большее беспокойство и для пограничников, и для рыбаков по-прежнему вызывает содержание задержанных судов в качестве вещдоков. В Российском фонде федерального имущества (РФФИ), ввиду отсутствия соответствующей законодательной базы как таковой, не предусмотрено средств ни на аренду причала, ни на само содержание судна и экипажа и т.д.
Особая проблема здесь возникает с так называемыми подфлажниками – судами под «удобными» флагами. Задержать-то его не проблема, гораздо сложнее выйти на владельца и доказать принадлежность судна. Но сейчас мы нашли пути борьбы и с такими судами, организовав тесное взаимодействие через МИД со всеми регистрами, где эти браконьеры пытаются получить свои документы – это Королевский регистр Камбоджи, Белиза и т.д. Поэтому при организации тесного взаимодействия число задержаний таких судов, начиная с января текущего года, резко увеличилось, и сейчас у нас на арест-причале находится свыше десятка подфлажников.
По словам Михаила Галочкина, большой проблемой для контролирующих органов являются сегодня и пробелы в законодательстве. В частности, недобросовестные пользователи водных биоресурсов пользуются тем, что транспортировка и перегруз морепродукции теперь исключены из понятия промысла и поэтому не требуют соответствующего разрешения.
- Это, конечно, здорово ударило нас по рукам в некоторых вопросах и снизило эффективность деятельности. Тем более что браконьер, имеющий хороший набор документов, при остановке его в море способен легко доказать, что он занимается транспортировкой и никакой лицензии ему на это не требуется. Но мы пытаемся устранить лазейку в законодательстве и выступаем с ходатайством в соответствующие органы, требуя проработки этого момента.