Газета «Рыбак Приморья»

Фрегат «Паллада»? Как бы не так…

Трудно найти человека, который бы не слышал о знаменитых владивостокских парусниках «Паллада» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета и «Надежда» Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского. Учебно-парусные суда в основном предназначены для прохождения на них морской практики студентами и курсантами этих вузов, а также других морских учебных заведений, причем не только российских, но и зарубежных.

Оба этих парусника были построены по заказу тогда еще СССР на знаменитых верфях польского города Гданьска. Помимо своего парусного вооружения, оба имеют судовые энергетические установки, а также сходные размеры и конструкцию. На каждом судне одновременно могут проходить практику более 140 студентов, а в судовом эипаже числится свыше 50 специалистов.

Несмотря на четкую отнесенность и «Паллады» и «Надежды» согласно регистрационным документам к классу учебно-парусных судов, в последнее время в различных СМИ они все чаще стали именоваться фрегатами. Это не может не вызывать некоторого недоумения: ведь в отличие от сугубо гражданских морских парусников, фрегаты во все времена принято классифицировать исключительно как военные боевые корабли. Чтобы внести ясность, обратимся к истокам морского флота и кратко остановимся на том, где и когда появились парусные торговые или транспортные суда, ставшие прародителями и ближайшими родственниками парусно-гребных, парусных и современных военных боевых кораблей – фрегатов.

В Европе к началу XIII в. венецианцы, собрав и обобщив богатый опыт мореходов всего Средиземноморья и северных народов, создали у себя в стране мощный и богатый торговый и военный флот. В основу торговых судов был положен «неф» – 3-х или 4-хмачтовый парусник, длиной 30 м, шириной 8 м и высотой борта 3 м. Самая высокая мачта достигала 25 м. Помимо размеров, отличительной чертой «нефа» была высокая кормовая часть, за которую в северных морях он получил название «гат» (нем. gat). Здесь располагалась «крюйт-камера» (от голл. kruit, т.е. порох), в которой моряки хранили разнообразное судовое снаряжение, в том числе и боеприпасы. Со временем отсюда же произошло слово «каюта». Кормовая часть торговца украшалась пышным орнаментом (по итал. fregio), поэтому в дальнейшем «неф», принимавший непосредственное участие в боевых морских операциях, стал называться по имени разукрашенной кормы фрегатом.

Почти параллельно с парусными на флоте появились и «гребные фрегаты», которые подразделялись на 2 типа. Гребно-парусные суда, обычно посыльные суда при галерах в XIII-XVI вв., имели 4–5 пар весел и косой парус. В дальних походах они обычно буксировались флагманскими галерами. Другим типом стали наиболее крупные парусно-гребные боевые корабли шхерного типа. Кроме обычного для фрегатов парусного оснащения они имели 12–18 пар весел и артиллерийское вооружение до 38 пушек. В русском военно-морском флоте парусно-гребные фрегаты использовались с конца XVIII в.

У чисто гребных военных кораблей – галер – был один ряд весел и 2–3 мачты с треугольными и четырехугольными парусами в качестве вспомогательного движителя. Впервые галеры появились в Венеции в VII веке и в дальнейшем составляли неотъемлемую часть военного флота европейских стран вплоть до середины XIX в. Галеры были в длину до 60 м, в ширину 7,5 м, а также имели по 32 весла на борт (каждое длиной до 15 м) – по 5–7 гребцов на весло. Экипажи весельных судов, включая воинов, доходили до 450 человек. В бою галеры передвигались только на веслах со скоростью до 7 узлов. Основным их оружием до середины XIX в. были надводные тараны, метательные машины, арбалеты, позднее – пушки. В России галеры появились при Петре I, на них было до 50 весел и до 20 пушек на борту. В отдельные годы их число в русском военно-морском флоте доходило до 200 и более. Они успешно применялись во время Северной войны в шхерных районах Финского и Ботнического заливов.

В эпоху парусного военно-морского флота появились военные корабли – фрегаты, которые предназначались главным образом для ведения боевых действий на морских коммуникациях. Это трехмачтовые боевые корабли с прямым парусным вооружением на всех мачтах. Они были вторыми по мощи своего вооружения (до 60 пушек) и по водоизмещению после линейных кораблей – линкоров, но превосходили их по скорости хода. Линкорами же назывались крупные, обычно трехдечные (3 артиллерийские палубы) трехмачтовые боевые корабли с прямым парусным вооружением, предназначенные для артиллерийских боев с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Их водоизмещение доходило до 5 тыс. тонн, а на вооружении стояло до 130 гладкоствольных пушек, расположенных вдоль бортов.

Парусные линкоры широко применялись в войнах второй половины XVII – первой половины XIX вв. Однако в 60-е гг. XIX в. внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело к полной замене парусных линкоров кораблями-броненосцами, вооруженными, в основном, артиллерией крупного калибра, с толстой броней, водоизмещением до 10 тыс тонн и скоростью хода до 25 узлов.
Наряду с различными типами военных парусных кораблей в составе морского флота часто можно было встретить шлюпы (от голл. sloep). В начале так назывались одномачтовые парусные суда с кливером, а ко второй половине XVIII – начале XIX вв. – трехмачтовые военные корабли с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Шлюпы были водоизмещением от 300 до 900 тонн и имели на борту от 16 до 32 артиллерийских орудий. Такие корабли часто использовались для дозорной, разведывательной и посыльной службы, в качестве транспортных и экспедиционных судов, а в России даже для кругосветного плавания.

Шлюпы занимали своего рода промежуточное положение между корветами и бригами. Парусные корветы (франц. corvette) получили распространение на флоте в XVIII – середине XIV вв. и предназначались для разведки, посыльной службы, и порой для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. это были премущественно двухмачтовые, а затем и трехмачтовые корабли с прямым парусным вооружением, водоизмещением от 400 до 600 тонн, с открытыми (20–32 орудия) и закрытыми (14–24 орудия) орудийными батареями. В наши дни корветами называют один из типов эскортных кораблей в военном флоте многих стран мира. А вот парусные бриги (от англ. brig) были разного назначения. Так назывались не только двухмачтовые морские парусные суда, но и класс парусных военных кораблей XVIII–XIX вв., водоизмещением от 200 до 400 тонн, имеющих на вооружении до 24 пушек, с экипажем в 120 человек. Бриги несли разведывательную, дозорную, посыльную службу и конвоировали торговые суда.

В разное время в составе русского военно-морского флота боевую службу несли и 2 парусных корабля – фрегат «Паллада» и шлюп «Надежда», имена которых впоследствии получили построенные в конце XX в. вполне гражданские учебно-парусные суда.
Сегодня все современные парусные и парусно-моторные суда – учебные, туристические, прогулочные, промысловые, спортивные и др. – по-прежнему приводятся в движение силой ветра, используя паруса, а имеющиеся у некоторых из них энергетические установки предназначены для маневрирования в безветренную погоду. Парусные суда различают по числу мачт (от 1 до 7) и типу парусного вооружения. В прошлом парусные военные корабли и торговые суда составляли основу флота. Однако в наши дни рост цен на топливо и ужесточающиеся экологические нормы заставляют вспоминать давно забытое старое и приводят к разработке проектов для посторойки коммерческих парусных судов самого разного назначения.

Что же касается современных фрегатов, то они являются боевыми кораблями военно-морских сил многих государств, в том числе и России. Эти суда предназначены для противолодочной и противовоздушной обороны и занимают промежуточное положение между эскадренными миноносцами и легкими крейсерами. А по классификации военных кораблей НАТО фрегаты относятся к эскадренным миноносцам. Современные фрегаты имеют мощные энергетические установки, скорость их хода достигает 30 узлов, а водоизмещение составляет более 4 тыс. тонн. На вооружении у них стоят противолодочные, зенитные и ракетные комплексы.

Миноносцы же или эскадренные миноносцы – это боевые корабли, предназначенные для нанесения торпедных и артиллерийских ударов по кораблям противника, ведения разведки, охраны боевых кораблей и конвоя, поиска и уничтожения подводных лодок, постановки минных заграждений. Они вооружены торпедными установками, ракетами, универсальной артиллерией, зенитными автоматами, минами… По мере развития ракетно-ядерного оружия диапазон применения эскадренных миноносцев постоянно расширяется.

Напротив, современные крейсеры (голл. kruiser, от kruisen – плавать морем) являются истинно артиллерийскими надводными кораблями, предназначенными для борьбы с флотом противника, разрушения коммуникаций, обороны соединения боевых кораблей и конвоя в море, высадки морских десантов и постановки минных заграждений. Крейсеры бывают тяжелые и легкие. В 60-х гг. XX в. на военно-морском флоте многих стран мира появились ракетные крейсера, противолодочные, противоздушной обороны. Главным оружием современного крейсера являются ракетные комплексы различных классов, универсальная артиллерия, зенитные автоматы, торпеды, противолодочные бомбометы, оборудование для постановки мин. Большинство кораблей такого класса несут на вооружении самолеты или вертолеты. Их водоизмещение обычно колеблется от 5 до 14 тыс. тонн, а скорость хода составляет порядка 35 узлов.

Завершая наш разговор, необходимо отметить, что в далеком прошлом во главе экипажей военных кораблей и торговых судов стояли кормчие и триархи, которые позднее стали именоваться капитанами. Но со временем сложилась традиция: капитанов военных кораблей, в том числе и фрегатов, в отличие от гражданских судов, стали называть командирами. Судовые команды учебно-парусных судов «Паллада» и «Надежда» возглавляют капитаны, что служит еще одним подтверждением их гражданского назнчения и доказывает ошибочность их отнесения к классу парусных военных кораблей прошлого – фрегатам.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ