Федеральное Собрание поддержало закон о морских портах26 октября 2007 г. на 211-м пленарном заседании Совет Федерации большинством голосов одобрил Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как полагают сенаторы, новый закон станет основой для дальнейшего совершенствования законодательства в сфере морской деятельности, включая рыбохозяйственную. |
Закон направлен на регулирование отношений, касающихся создания и деятельности морских портов, осуществления государственного регулирования и административно-властных полномочий. Его актуальность неоспорима: в ходе экономических преобразований в стране организация деятельности в морских портах претерпела существенные изменения по сравнению с тем, как она была урегулирована в дореформенный период, подчеркнул председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов.
Федеральный закон определяет основы взаимодействия владельцев объектов инфраструктуры морских портов и операторов морских терминалов с перевозчиками различных видов транспорта, другими пользователями услуг в морских портах. При этом проводится разграничение между морским портом как имущественным комплексом, расположенным на соответствующей территории и акватории, и организациями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в морском порту. Отдельное место в законе занимают вопросы обеспечения безопасности мореплавания, безопасности в морских портах и на подходах к ним. Законодательно закреплены «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним» и «Обязательные постановления в морском порту».
Определены основы оказания услуг в морском порту. Прописаны основные группы услуг, оказываемых в морском порту, а также лица, оказывающие эти услуги. Регламентированы права и обязанности сторон договора перевалки грузов, а также требования к перевалке опасных грузов. Законодательно установлен перечень портовых сборов, которые могут взиматься в морских портах Российской Федерации. Принципиальным является определение портовых сборов как платы за предоставление услуг, оказываемых в морском порту, либо за использование соответствующих объектов инфраструктуры морского порта.
Также закон содержит нормы, регулирующие правовой режим земель для размещения морских портов. Такие земельные участки относятся к категории земель промышленности и энергетики. Регулируется правовой режим земельных участков для обеспечения деятельности в морском порту, в том числе условия предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности. Федеральным законом предусматриваются частная, государственная, муниципальная формы собственности на земельные участки в границах морского порта, пояснил докладчик. Однако, учитывая стратегическое назначение земельных участков морских портов, установлен запрет на частную собственность для иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц.
Однако закон «О морских портах…» содержит 10 отсылок к действующему законодательству и требует разработки более 30 нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, что не позволит применять его в полную силу до принятия всего пакета документов. В адрес закона был высказан и ряд конкретных практических замечаний, в частности, по поводу неурегулированности нормами закона рыбохозяйственной деятельности.