Газета «Рыбак Приморья»

Школа жизни под парусами

В последнее время масштабные мероприятия и встречи в рыбной отрасли непременно отмечаются чем-то символичным: то восстановленный памятник откроют, то килограммового осетра в Волгу отпустят. Не стало исключением и Всероссийское совещание с руководителями рыбопромышленных предприятий, которое проходило в приморской столице и локально совпало с другим своего рода знаковым событием. В эти дни во Владивостоке легендарный парусник «Паллада» простился с родной гаванью и, взяв курс на столицу Филиппин, отправился в девятимесячное плавание вокруг земного шара.

Организаторам мероприятий, сопровождавших начало кругосветки, одного дня явно показалось мало, поэтому пресс-конференцию на паруснике провели заранее. Вечером первого ноября буквально «с бала на корабль» на «Палладу» прибыл глава Государственного комитета РФ по рыболовству Андрей КРАЙНИЙ, только что закончивший обсуждать исполнение президентских поручений по наведению порядка в рыбной отрасли. Главными действующими лицами также стали капитан учебно-парусного судна Николай ЗОРЧЕНКО и ректор Дальрыбвтуза Георгий КИМ, которому явно шла роль молчаливого и гостеприимного хозяина.

Руководитель Госкомрыболовства после экскурсии по «Палладе» отметил, она – «достойная наследница одноименного фрегата, который ровно 155 лет назад вышел из Санкт-Петербурга в долгое плавание, описанное одним из его участников Иваном Гончаровым в серии очерков. Теперь это судно является «самым молодым и быстрым из наших парусных судов. Построенное в 1989 г. на польской верфи в Гданьске оно на протяжении 18 лет является базой для российского обучения курсантов рыбохозяйственных вузов страны».

Экипаж парусника тоже уникален. «Примерно две трети команды работают здесь с момента постройки или с 1991 г., – рассказывает капитан судна. – На борту им знаком каждый винтик, каждый уголок. Пятнадцать, семнадцать, восемнадцать лет – это залог того, что мы знаем корабль и умеем работать. Плюс ко всему наши ежегодные плавания по морям Тихого океана, которые занимают по 9–10 месяцев, в Сингапур, Вьетнам, Японию, Китай, Корею. Недавно мы были в Америке, заходили в Канаду, а вот в Австралию давненько уже не заглядывали. Многолетней безупречной работой команда «Паллады» подает пример настоящей морской дружбы». Нынешнее плавание не станет чем-то выдающимся, но оно «осложняется тем, что заход в Россию предусмотрен только один раз за все 9 месяцев – 28 мая в порт Новороссийск. Даже для бывалых моряков 7 месяцев вдали от дома – это испытание, а для курсантов тем более».
Кроме постоянного экипажа в кругосветку уходят курсанты. За 270 дней они успеют дважды сменить состав. Пробившиеся сквозь сито отбора, счастливчики получат уникальную по любым меркам плавательную практику. «Та морская школа, которую проходят курсанты на наших учебно-парусных судах, в частности на «Палладе», – это совершенно незабываемая вещь, – улыбается Андрей Крайний. – Ребята начинают чувствовать себя настоящими морскими волками. Поверьте на слово, плавание на паруснике, тем более на таком большом, как этот, действительно испытание. И мужества, и силы, и характера». Но карабкаться по мачтам, разворачивать паруса – кто из нас не поменялся бы местами с любым из этих вчерашних мальчишек, многие из которых впервые надолго покидают родной дом?

«В прошлом году закончил кругосветку «Крузенштерн», сейчас мы провожаем «Палладу». Это признак того, что страна меняется. В 1990-е гг. парусным флотом практически не занимались. Суда работали, но так, в малом каботаже. А сейчас мы начинаем показывать свой флаг в самых разных портах. Представьте, как воспринимается, когда «Паллада» заходит на всех парусах в порт. Картинка просто незабываемая даже для российского человека, а уж тем более для иностранца. К тому же в каждом порту будут проходить экскурсии по судну, люди будут смотреть, знакомиться с бытом моряков, разговаривать с ребятами. Фактически они являются чрезвычайными полномочными послами нашей страны. Это начало возрождения и славы российского флота и рыбохозяйственного комплекса нашей страны».

Перед рейсом на паруснике закончился капитальный ремонт. Была установлена самая современная навигационная техника, оборудование ходовой и палубной части, связи. У родителей и близких ребят будет возможность следить за ходом кругосветки практически в реальном времени. «Паллада» подключена к системе мониторинга «Аргос», которая позволяет получать данные о местонахождении корабля в любой точке Мирового океана хоть каждые пять минут. Во время путешествия на корабле работает пресс-центр, где готовятся свежие новости. Уже когда верстался этот номер, оттуда поступила информация о том, что накануне участники экспедиции почтили память героев Цусимского сражения.

«В точке с координатами 34 градуса 54,8 минуты с.ш. и 130 градусов 14,5 минуты в.д. старший помощник капитана Дмитрий Тесленко объявил о торжественном построении всего свободного от вахт и нарядов личного состава. В едином строю замерли опытные моряки и те, кто еще только постигает нелегкую профессию покорителей морей и океанов – курсанты Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, Дальневосточного морского училища, Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа, Тихоокеанского высшего морского института и юнги Молодежной морской лиги из Детского морского центра города Костромы.

С короткой патриотической речью выступил перед кругосветчиками капитан «Паллады» Николай Зорченко. Вкратце рассказав историю Цусимского сражения, он закончил свое выступление словами: «Пройдет еще два века, два тысячелетия, пока будет жива Россия, – будет жить в памяти народной беспримерный подвиг русских моряков, отдавших свои жизни во славу Отечества».

Звучит команда: «Головные уборы – снять! Государственный Флаг Российской Федерации – приспустить!».

Курсанты второго курса судомеханического факультета Дмитрий Абашкин и Денис Вальтон опускают в море венок с надписью на лентах: «Героям Цусимы – от экипажа «Паллады», – сообщили в пресс-службе Дальрыбвтуза.

Приятным сюрпризом на проводах судна стала зачитанная Андреем Крайним поздравительная телеграмма от заместителя председателя Государственной думы РФ, героя Советского Союза Артура ЧИЛИНГАРОВА. Знаменитый полярник приветствовал членов экипажа учебно-парусного судна, «в лице которых Россия имеет достойных преемников и продолжателей славных морских традиций». Он напомнил, что нынешний поход «Паллады» посвящается 190-летию кругосветного плавания русских шлюпов «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, во время которого была открыта Антарктида.
Еще одна круглая дата – полвека исполняется российским исследованиям самого южного материка. Сейчас много говорят о проблеме Арктики, богатствах арктического шельфа, а некоторые страны начинают посматривать и на противоположный полюс. На днях Великобритания обозначила намерения оформить права на континентальный шельф, прилегающий к побережью Антарктиды. «Не лишне будет напомнить о том, что наши суда и наши капитаны открывали Антарктиду в прошлом столетии», считает Андрей Крайний. Цель путешествия – отдать дань уважения русским морякам и первооткрывателям, поэтому путь парусника проляжет по районам Мирового океана, открытым и посещаемым российскими моряками в XIX и XX вв.

По словам Николая Зорченко, плавание пройдет по местам, наиболее значимым для русских моряков. «Мы не копируем маршрут какого-то предыдущего плавания. Их только в XIX в. было порядка 63! Но мы посетим все страны и порты, которые связаны с именами российских мореплавателей и оставили свой след в истории русского флота». Первым портом захода станет столица Филиппин Манила, куда заходил в декабре 1853 г. и фрегат «Паллада», направлявшийся с дипломатической миссией в Японию. Предусмотрены остановки в Новой Гвинее, австралийском Сиднее, на островах Фиджи и Пасхи. Наиболее важные и значимые исследования в южной части Тихого океана заслуга именно русских моряков.

На очереди Латинская Америка – Панама, Колумбия, Куба. В кубинской столице Гаване произойдет первая смена курсантов. Здесь еще один момент, отражающий возможности учебного заведения и отрасли в целом. Ведь переброска более сотни курсантов в другое полушарие и обратно сродни маневрам воздушно-десантных войск. Это громадная организационная работа, требующая предельной согласованности деталей. Сменив Тихий океан на Атлантику, «Паллада» сделает остановку на Азорах. Потом будут Гибралтар и Средиземное море. Короткий визит в Бизерту на африканском побережье и долгожданный российский берег уже близко – через Пирей судно пойдет в Новороссийск ко второй смене экипажа.

Таким образом, за три этапа практику в море пройдут около 400 человек. Переход от Новороссийска до Владивостока займет два с половиной месяца. По пути домой «Паллада» посетит Шри-Ланку, египетский Порт-Саид, Сингапур, где побывала добрая половина моряков XX в. независимо от их национальностей. Затем Шанхай, когда-то город, где русская речь звучала наравне с китайской, и Нагасаки, некогда место базирования сибирской флотилии. Последним зарубежным портом станет Пусан, откуда парусник возьмет курс на Владивосток и по плану будет в родном порту 8 августа 2008 г.

За время пути судно пройдет 32 тысячи морских миль, 208 дней из 270 экипаж проведет в море. Назвав эти внушительные цифры, Андрей Крайний перешел к наиболее приятной части выступления и поздравил «Палладу», ставшую в этом году лауреатом конкурса «Бегущая по волнам». Отметив большой вклад в работу по профессиональной ориентации молодежи для службы на флоте и подготовку квалифицированных кадров для российского флота, под аплодисменты присутствующих он вручил награду и сертификат Николаю Зорченко. Глава Госкомрыболовства поделился еще одной новостью по одному из решений Всероссийского совещания руководителей рыбохозяйственных предприятий. Речь идет о законодательной инициативе приравнять работу на судах рыбопромыслового флота к альтернативной воинской службе, чтобы выпускники по окончании вуза или ссуза не попадали в армию на год или полтора, а два года работали в море по профессии. «Завтра вечером я встречусь с министром образования Фурсенко, чтобы обсудить этот вопрос», – пообещал Андрей Крайний. «Возможно, курсанты, отправляющиеся завтра в кругосветку, уже смогут воспользоваться этим предложением и связать свою жизнь с рыбным флотом», – на этой оптимистичной ноте пресс-конференция закончилась.

Проводы продолжились утром второго ноября традиционным возложением цветов к Вечному огню на Корабельной набережной. О готовности судна к кругосветному плаванию капитан «Паллады» Николай Зорченко отрапортовал руководителю Госкомрыболовства, который, обратившись к команде знаменитого парусника, повторил сказанные накануне слова о мужестве, упорстве и силе характера. Все эти качества понадобятся курсантам в долгом путешествии в неведомое. Да, они пока новички в морском деле, но спрос с них будет как с профессионалов. Ведь они – лучшие из лучших, краса и гордость страны. Андрей Крайний выразил уверенность, что ребята станут достойными представителями России в заграничных портах и поддержат честь российского флага.

С напутствиями и пожеланиями выступали многие: вице-губернатор Приморья Сергей Сопчук, ректор Дальрыбвтуза Георгий Ким, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Сергей Ломаев, начальник штаба ТОФ вице-адмирал Виктор Мардухин. После торжественного построения под звуки военного оркестра Тихоокеанского флота прошла церемония выноса флага, который был поднят на борт «Паллады».
Рассказывая накануне об истории славных свершений российских моряков, Николай Зорченко с удивлением вспомнил, что все наши кругосветки начинались в осенне-зимний период. Так что прохладный ноябрь по всем приметам оказался как нельзя кстати. Поеживаясь под колючим утренним бризом, выстраивались на палубе курсанты, толпились чиновники и родители в ожидании напутственной молитвы. Отслужив молебен, архиепископ Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН благословил капитана и экипаж парусника и, передав в дар судну Библию и икону Николая Чудотворца, признался, что сам всю жизнь мечтал отправиться в плавание под парусами, да вот не сложилось. Владыка Вениамин пожелал морякам в самые трудные минуты не терять веру и пронести через все путешествие настоящую дружбу, которая сегодня встречается так редко.

Пришвартованная у 33-го причала Корабельной набережной, на фоне темнеющих военных кораблей «Паллада» казалась еще более легкой и хрупкой, заставляя родителей то и дело подходить к офицерам с просьбой: «Уж присмотрите за моим там, в море». Прощаясь, в толпе махали руками, кричали, хватались за телефоны: «Я здесь! Справа! За девушкой в белой курточке!» А после того, как был поднят трап и отданы швартовы, многие и вовсе не сдержали слез. Медленно выйдя на середину бухты Золотой Рог, «Паллада» подняла паруса, отсалютовав напоследок родному городу, и величаво отправилась на встречу океану.

Анна ЛИМ