На 3-ю Международную рыбопромышленную выставку «Рыбпромэкспо 2007» собрались представители свыше 150 предприятий России, Кореи, Израиля, Дании, Германии, Нидерландов, Украины и Японии.
Многие участники выставки давно знакомы друг с другом, однако жизнь не стоит на месте, и стендисты с интересом осматривают экспозиции соседей, где представлены образцы традиционных продуктов и некоторых новинок рыбной отрасли, дана информация о последних научных разработках, внедренных в производство или еще только предлагаемых учеными. Это деликатесы из ската, рыбные хлебцы, мармелад из ламинарии, черная и красная икра из морских водорослей и многое другое. Как в привокзальном буфете, под пиво хорошо пошли сушеные и вяленые рыбные продукты.
Открыли выставку заместитель министра сельского хозяйства Владимир ИЗМАЙЛОВ и руководитель Госкомитета по рыболовству Андрей КРАЙНИЙ. Затем они быстро прошли по «залу ожидания» и встретились с журналистами. Брифинг разъяснил высокую скорость прохождения павильона VIP-группой.
Андрей Крайний уже побывал на большинстве предприятий, представленных на ВВЦ и знаком как с работниками отрасли, так и с их продукцией. Открытий для него и Владимира Измайлова не было. К тому же далеко не весь экономический потенциал отрасли представлен в этом году в ВВЦ. Складывается впечатление, что регионы и рыбацкие предприятия живут своей особой жизнью, далекой от московских торговых и выставочных площадок.
Андрей Крайний полагает, что следующая выставка будет другой – гораздо шире по размаху, где будут представлены все прибрежные регионы. Видимо, в преддверии большого дележа квот будет включен административный ресурс. В результате внимание самих рыбаков к общеотраслевому форуму повысится.
Действительно, на выставке и сегодня есть очень многое, что поставляет отрасль на столы россиян, но потенциал рыбного хозяйства, особенно в сфере реализации продукции морского промысла, гораздо больше.
Об этом на вопрос о состоянии московского рыбного рынка говорил на брифинге Андрей Крайний:
- Очень тяжело нашим рыбопромышленникам входить на московский рынок. Во-первых, мешают административные барьеры, во-вторых, торговые сети, которые владеют большей частью рынка, ставят финансовые барьеры. За «попадание в сеть» рыбаков вынуждают платить, а у нас нет гигантов индустрии, которые могли бы платить астрономические суммы. К примеру, за вход в столичную торговую сеть одной из магаданских компаний предложено заплатить 13 млн. рублей. Мы планируем собрать руководителей торговых сетей и рыбопромышленников в Госкомитете за «круглым столом». Конечно, мы не собираемся вмешиваться, это отношения хозяйствующих субъектов, но, тем не менее, получается так, что зачастую продается некачественная продукция. Мало того, 80-85% рыбной продукции в Москве – это импорт. В то же время отечественная продукция не хуже по качеству и значительно дешевле. Когда я вижу барабульку – и в скобках написано «Франция», мне становится не по себе. А цена – 1680 рублей за килограмм! Возникает вопрос: кому достается сверхприбыль?.. Еще пример: отпускная цена килограмма дальневосточной сельди – 14 рублей, и 9 рублей – за доставку. В московском магазине сельдь уже стоит 70-80 рублей.
Андрея Крайнего поддержал Владимир Измайлов. Он сказал, что посредники не пускают на московский рынок и рыбу, выловленную во внутренних водоемах. А вот в Китае и многих других странах этой проблемы нет.
Уже не первое десятилетие рыбная продукция в России проходит через длинную цепь посредников. Чтобы избавиться от этой порочной схемы, Госкомитет ратует за создание рыбной биржи. По словам Андрея Крайнего, она будет введена в 2008 году. На вопрос корреспондента Fishnews, кто будет собственником биржи, Андрей Крайний ответил:
- Там не будет собственников как таковых. Я надеюсь, это будет некоммерческое партнерство, и в нем может участвовать любая компания, любая наша ассоциация. Если биржа зарабатывает деньги, то все деньги уйдут на развитие самой биржи. Там дивидендов нет. С этой точки зрения – это не бизнес.
- Китай захватывает наш рынок, – продолжил Андрей Крайний, – мягко говоря, это не по-хозяйски. Сейчас мы предусмотрели экономическую меру защиты своего рынка: если рыба доставляется в Россию, рыбопромышленники будут платить 10% ставки сбора за пользование ВБР, если в Китай и другие страны – 100%. Подумаем и над тем, что, может быть, для каких-то видов биоресурсов будем вводить экспортную пошлину. Причем она будет «плавающая», как и нефтяная пошлина – если рынок пошел вверх, пошлина повысится. Россия в состоянии обеспечить себя полным ассортиментом рыбопродукции за исключением некоторых экзотических биоресурсов Мирового океана. Наша страна богата морями и рыбой, и поэтому мы должны отстаивать в первую очередь собственные интересы. Показатели импорта рыбопродукции по Москве – это 80-85% зависимости в решении вопроса продовольственной безопасности всего нашего государства. Сегодня нам диктуют цену, по которой население получает белковый продукт, а завтра будут диктовать условия, на которых эту продукцию поставят. Поэтому мы принимаем жесткие меры. Мы будем только сами работать в нашей ИЭЗ. С 1 января 2009 года у нас не будут работать суда под иностранным флагом. И мы доберемся до тех компаний, в капитале которых присутствует в основном иностранный капитал. Рыба гораздо важнее нефти, и тут компромиссы могут дорого нам обойтись. Рыба совсем скоро будет поставлена в повестку дня международных переговоров пунктом номер один, потому что все ресурсы сельского хозяйства в мире уже задействованы. Остается только рыба. У нас в России есть колоссальные рыбные ресурсы, и мы должны по-хозяйски их использовать, чтобы обеспечивать продовольственную независимость государства.
Рядом с журналистами на брифинге стояли специалисты отрасли и внимательно прислушивались к словам руководителей высокого ранга. Они надеются, что вскоре «вагончик тронется – перрон останется…».
А жителям России Андрей Крайний через журналистов передал следующее:
- Как говорил Владимир Высоцкий, «не волнуйтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду». Так что не надейтесь, отрасль не умерла и будет развиваться.