Экспедиция НИС «ТИНРО» проводилась в рамках программ исследований биоресурсов Берингова моря, тихоокеанских вод Камчатки и Чукотского моря на период 2007 – 2011 гг. и рейсового задания.
НИС «ТИНРО» вышел в рейс 6 июня и лишь 15 ноября вернулся в порт Владивосток. Общая продолжительность рейса составила 162 судосуток. Научная программа экспедиции была насыщенной. Перед учеными стояли непростые задачи. В их числе – получение новой информации о структуре планктонных и нектонных сообществ, а также особенностях фоновых условий западной и северо-западных частей Берингова моря, их многолетней динамики и влияния на распределение и поведение промысловых объектов. Также в экспедиции учитывались численность и биомасса лососей, изучались закономерности их распределения, проводилась оценка основных биологических характеристик отдельных видов, определялись место и роль тихоокеанских лососей в трофической структуре эпипелагиали Берингова моря. Кроме того, ученые получили новую информацию о структуре планктонных и нектонных сообществ, особенностях фоновых условий в юго-западном секторе Чукотского моря.
За весь период исследований в Беринговом море ученые выполнили 368 траловых, более 350 океанологических и гидробиологических станций, 176 ихтиопланктонных станций. Было взято на анализ питания более 2500 проб, выполнено 10,49 тыс. полных биологических анализов, взято более 60 тыс. экземпляров рыб и беспозвоночных. Также ученые провели комплексные экосистемные съемки в океанских водах Камчатки, тралово-акустическую съемку в Чукотском море, и в течение всего периода исследований производили метеонаблюдения.
В результате проведенных работ в июне – июле 2007 года в верхней эпипелагиали западной части Берингова моря и океанских водах Камчатки было учтено 1,27 млн. тонн нектона и мегапланктона. Как следует из доклада, нектон значительно доминировал в глубоководных котловинах, на которые пришлось более 90% его биомассы. По мнению ученых, прежде всего, это определялось распределением превалирующих видов – северного кальмара, горбуши и кеты всех групп, которая в период исследований еще продолжала заходить в западную часть моря и не успела перераспределиться в шельфовые районы.
Вместе с тем ситуация 2007 отличалась от наблюдаемых в течение предыдущих 5 лет. В частности, заток теплых вод происходил через пролив Ближний, и они распространялись на север, не выходя за пределы Командорской котловины. К началу работ в западной части Берингова моря, за исключением северной части Алеутской котловины температурный фон на поверхности был выше нормы на 1 – 3 градуса. Такие условия в общих чертах соответствуют теплым годам. Эти изменения, по мнению команды ученых, повлияли на сроки и характер нагульных миграций тихоокеанских лососей. Как озвучил на совете начальник экспедиции НИС «ТИНРО» Игорь ГЛЕБОВ, лососи по-прежнему преобладали в эпипелагиали, но у нагульной молоди кеты, нерки и чавычи было отмечено существенное снижение биомассы. Это связано не только с ранним сроком съемки, но и с задержкой миграции, – считает ученый. В то же время у производителей кеты и горбуши такой закономерности не наблюдалось.
- То есть в текущем году задержка в сроках нагульных миграций произошла только у молоди тихоокеанских лососей. Причем, учитывая, что значительная часть неполовозрелых и половозрелых рыб заходила в западный сектор моря практически сразу из океана (горбуша и нерка) или вдоль его юго-восточной периферии (кета), задержка, вероятно, произошла на ранних этапах нагульных миграций, – предположил докладчик.
По результатам съемки численность половозрелой горбуши в июне – июле 2007 года составила 88,3 млн. экземпляров, из которых на южную группировку пришлось не менее 76,34 млн. экземпляров. Если учесть, что среднестатистическое изъятие, применяемое в прогнозах, составляет 65 – 70% от подходов, то вылов в Карагинской подзоне при прогнозе 78 тыс. тонн мог составить не менее 73 тыс. тонн (либо 68 тыс. тонн). Отметим, это довольно близко к предварительным итогам прошедшей путины (71 тыс. тонн). В то же время, по мнению ученых, на столь же богатый улов в следующем году рыбакам рассчитывать не приходится. Скорее всего, в течение двух последующих лет вылов будет неуклонно снижаться.
Не внушают оптимизма и результаты исследований по минтаю. По данным тралово-акустической съемки, выполненной в северо-западной части Берингова моря, оценки биомассы минтая в период исследований варьировали в пределах 103 – 112 тыс. тонн. Основные его скопления зафиксированы в пелагическом слое и располагались в Наваринском районе. При этом ученые отметили увеличение плотности данного объекта по мере приближения к границе ИЭЗ России.
В период траловой съемки в Чукотском море учтенная биомасса рыб составила 123,1 тыс. тонн. Основу численности (92%) и биомассы (77%) сообщества нектона, несмотря на почти шестикратное снижение запасов, как и четыре года назад формировала сайка.
- По нашим оценкам биомасса сайки составила 118,7 тыс. тонн, а численность 33,3 млрд. экземпляров, из которых 21,8 млрд. экземпляров составили сеголетки. Высокоурожайное поколение сайки 2000 года нереста, имевшее в 2003 году возраст трехлетка, в 2007 году в результате естественной смертности уже практически все выбыло, – пояснил Игорь Глебов.
В сентябре – октябре 2007 года в верхней эпипелагиали западной части Берингова моря и океанских водах Камчатки было учтено 1,9 млн. тонн нектона и мегапланктона. В условиях изменившегося океанологического режима снизилась интенсивность миграций тихоокеанских лососей в западный сектор моря и соответственно их численность в этом районе. В итоге биомасса лососей была самой низкой за весь шестилетний период исследований в Беринговом море (193,3 тыс. тонн). С интенсивным изменением фоновых условий связано и низкая учтенная численность рекрутов всех видов лососей в Олюторско-Карагинском районе, которые, практически не выходя в центральную часть глубоководных котловин, сразу мигрировали в океан.
- В результате, несмотря на прирост запасов северного кальмара, произошло снижение биомассы нектонного сообщества эпипелагиали западной части моря. В сентябре 2007 года северо-восточнее м. Наварин наблюдались смешанные скопления сельди западно- и восточно-беринговоморской группировок (74,1 тыс. тонн), – подвел черту начальник экспедиции.
Данные, которые были представлены в отчете, вызвали дискуссию. Ученый совет интересовала подробная информация о фоновых наблюдениях, о состоянии популяций лососевых. Как метко заметил главный научный сотрудник отделения сырьевой базы морского и океанического рыболовства ТИНРО-Центра Вячеслав ШУНТОВ, данная экспедиция очень важна, и перед научным сообществом она поставила больше вопросов, чем дала ответов. «Однако главное, что была получена информация для дальнейших размышлений – научных и прикладных».
- Идеальных рейсов не бывает. Однако рейс, выполненный НИС «ТИНРО», уверенно можно назвать образцово-показательным, – заключил генеральный директор ТИНРО-Центра Лев БОЧАРОВ. – В ходе экспедиции был получен колоссальный объем информации. Данные результаты помогут нам лучше спланировать следующие рейсы. Этот рейс – образец того, как надо изыскивать резервы. Не секрет, что отечественная наука финансируется крайне слабо, из-за чего при организации подобных работ возникают сложности технического характера. Однако НИС «ТИНРО» с командой талантливых ученых показал: потенциал есть, ученые могут за одну экспедицию собрать такое количество данных, которые возможно распределить на три полноценных рейса.
Конечно, нам есть, над чем работать и что исследовать. Сегодня мы говорим о новых объектах. Однако нельзя забывать о том, что наука всегда должна сотрудничать с рыбаками. Там, где прошли ученые, следом должен пройти промысловик. Только таким образом мы сможем в полной мере, но с осторожностью, реализовать экосистемный подход. Наши исследования должны иметь реальное практическое применение.