Газета «Рыбак Приморья»
Граф-Г.Кейзерлинг

Из истории освоения Приморского края - Гайдамак

Небольшая бухта вдается в западный берег залива Восток в Уссурийском заливе между мысами Бурунный и Чайковского. Названа была в 1861 г. экипажем клипера «Гайдамак» в честь своего корабля. В вершину бухты Гайдамак вдается гавань. Обследовал ее и нанес на карту экипаж парового катера «Гайдамачик» клипера Гайдамак. По другим данным гавань была названа в 1889 г. в честь парового баркаса «Гайдамачик».

Парусно-винтовой клипер «Гайдамак» – ровесник Владивостока – был построен в 1860 г. Через месяц после подписания Пекинского договора в декабре 1860 г. включен в состав Тихоокеанской эскадры и получил первое задание по выполнению гидрографических работ в заливах Восток и Америка. Дальнейшая служба связана с крейсерством в Охотском, Японском и Беринговом морях. В послужном списке экипажа «Гайдамака» – открытие бухты Провидения, плавание в восточном секторе Арктики. Через 26 лет ветеран русского флота на Тихом океане был исключен из его списков.
В 1868 г. на берегу бухты поселились финские колонисты. В 1875 г. их хутора подверглись нападению хунхузов, которые опустошили колонию и увели с собой нескольких подростков. Трагедия заставила покинуть берега бухты.
В дальнейшем история заселения бухты связана с первыми российскими китобоями, в разное время обосновавшимися на ее берегу.
Китобойный промысел уходит своими корнями в глубокую древность. Здесь, на тихоокеанском берегу, его развитие шло от примитивного и опасного промысла до современного, оснащенного специальными судами и промысловыми орудиями. Чукчи для охоты делали байдары, применяли гарпуны с кремневыми наконечниками или наконечниками из самородной меди. Охотились в основном на серых китов, на мелководье, близко от берега. Алеуты применяли каяки (двухместные байдарки) и охотились даже на синих китов, финвалов и кашалотов. На юге Японии охотники применяли сети, опутывая кита, загнанного на мелководье.
Центр китобойного промысла находился в Сан-Франциско. Американцы первыми пришли в русские воды – на Камчатку и Шантарские острова.
Преуспели в деле добычи китов норвежцы. Тысячи тонн китового жира сжигал цивилизованный мир. Существовал закон: первый убитый кит принадлежал королю.
В России первая попытка организовать китобойный промысел на Мурманском побережье не увенчалась успехом.
И кто бы мог подумать, что, утвердившись на берегах Тихого океана, Россия вскоре станет страной, первой применившей технические новинки при добыче и переработке китов. И это будет связано с бухтой Гайдамак.
Незадолго до этого, стремясь вытеснить браконьеров из русских вод, российское правительство поручило Российско-Американской Компании (РАК), обладавшей монопольным правом заниматься промыслами, торговлей от 55 градуса с.ш. до Берингова пролива, организовать самостоятельный китобойный промысел. Первая Российско-Финляндская китобойная компания, организованная в 1849 г., просуществовала до 1862 г. и, несмотря на получаемую прибыль, была закрыта. Дело в том, что прибыль тратилась на длительные переходы от места промысла и обратно.
В 1867 г. Россия отказалась от своих прав на Аляску, продав все имущество РАК Америке. Но в 1867 г. у России был молодой, перспективный порт Владивосток. Вес России и ее влияние на мировую экономику росли благодаря выходу ее к Тихому океану. В том же 1867 г. норвежец Свен Фойн изобрел гарпунную пушку и гарпун с гранатой. Изобретение получило распространение по всему миру.
Отто Вильгельм Линдгольм одним из первых начал вести китобойный промысел на российском Дальнем Востоке. Успешно занимался добычей китов морской офицер А.Эльсфберг. За три года деятельности его компании (1863-1865) от промысла было получено 2,7 тысяч бочек жира и 31 тысяча фунтов китового уса. В книге «Одиссея Фридольфа Гека» Л.В.Александровской прослеживается путь еще одного китобоя – Фридольфа Фабиана Гека, получившего навыки гарпунера в компании Линдгольма. Довелось Геку работать с Акимом Григорьевичем Дыдымовым. Благодаря исследованиям Норвежской ассоциации китобоев, занимавшейся историей мирового китоловства, мы узнаем подробности деятельности Дыдымова в качестве китобоя в Гайдамаке. Отставной флотский офицер капитан 2-го ранга Дыдымов, использовав свои связи в правительстве, получил ссуду в размере 50000 рублей. Но капитал нужен был во много раз больший. И Дыдымов продает свое имение в Тульской губернии. К этой сумме прибавились деньги друзей, поверивших в успех дела. Стартовал он с капиталом в 200000 рублей. За два года до этого Дыдымов встретился в Санкт-Петербурге с русским консулом в Финмарке и узнал от него о современных методах китобойного промысла. Консул рекомендовал ему войти в контакт с компанией «Ниланд Веркстед» в Осло для постройки современного китобойца. Компания выдержала все сроки и судно было спущено на воду в 1887 г. Было получено все необходимое для китобойного промысла снабжение и оборудование. Но по неизвестным причинам судно простояло еще два года в Норвегии, вероятно из-за трудностей с набором норвежского экипажа. 16 июля 1889 г. оно отплыло в Осло. Командовал первым русским китобойцем племянник знаменитого Свена Фойна – Самуэл Фойн. Переход во Владивосток занял 107 суток.
Гайдамак стал береговой базой Дыдымова по разделке китов. Здесь был построен первый жиротопный завод с шестью котлами. Моряк сам собрал устройство для разделки китов. У пирса стоял «флот» – конфискованная американская шхуна «Надежда». В конце 1889 г. было добыто 20 китов. Доход составил 14 тыс. долларов. Неплохое начало!
В 1890 г. Дыдымов создает во Владивостоке «Товарищество по переработке китового жира» и отправляется на промысел. Флагман флотилии – китобоец носил имя исследователя дальневосточных морей Геннадия Ивановича Невельского.
Но 31 декабря 1890 г. «Геннадий Невельской», капитаном и гарпунером которого был Дыдымов, попав в шторм, погиб. Никому не удалось спастись. Трагедия предположительно разыгралась у берегов Северной Кореи. Что заставило выйти в море из защищенной от ветров бухты Гайдамак, где находилась фактория, в самое сложное для плавания время?
До отставки лейтенант служил на клипере «Джигит», знаком был с местными условиями судоходства. Сам командовал китобойцем с мощностью двигателя 130 л.с., развивавшем скорость 11 узлов, сам был гарпунером. Уверенность в своем судне, экипаже, желание не упустить ни дня из сезона охоты?
После гибели Дыдымова база в Гайдамаке не использовалась, и попытка возродить китобойный промысел никем всерьез не предпринималась.
В 1891 г. крейсер «Память Азова» вошел в Залив Петра Великого. Во Владивосток следовал Великий Князь Цесаревич Николай. Среди офицеров крейсера был лейтенант граф Генрих Г.Кейзерлинг, состоявший в хороших отношениях с Наследником. Трагедия, разыгравшаяся у корейского берега (гибель китобойца) и часто встречающиеся в заливе киты подогревали разговоры о Дыдымове и его предприятии. Тогда-то молодой офицер принял решение оставить службу и попытаться заняться добычей китов.
В конце 1893 г. Кейзерлинг представил план создания компании «Тихоокеанский китовый промысел Графа Г.Г.Кейзерлинга и Ко» и получил от правительства ссуду в 125000 рублей и лицензию на промысел китов на 24 года в пяти районах русского тихоокеанского побережья. Внимание графа привлекла база в Гайдамаке. А дальше – подъем брошенной дыдымовской фактории. Строительство китобойцев «Георгий» и «Николай». Из Норвегии в Гайдамак граф вез даже оборудование для изготовления жестяных банок для китового жира. В 1899 г. в Англии был закуплен большой пароход с новым именем «Михаил» водоизмещением 3643 брт. К 1903 г. его переоборудовали и оснастили всем необходимым для переработки китов. Это была первая китобаза в мировом промысле. До 21 октября 1903 г. на базе было переработано на жир и удобрение 98 китов. В мире заговорили о русских китобоях: «Нет в настоящее время другого русского предприятия на Дальнем Востоке, чья деятельность достигает такого размаха». Бухта Гайдамак на окраине России стала известна во всем мире. Мясо и ворвань продавали в Японию, что давало большую часть дохода. Жир шел в Глазго. Перед русско-японской войной в Гайдамаке разразился пожар, став предвестником более тяжелых испытаний.
В начале войны китобойцы компании были конфискованы японцами. Потери составили около 1 миллиона рублей. После войны база использовалась для производства консервов. А к 1912 г. по решению совета компании китобойное предприятие ликвидировали. Кейзерлинг занялся морскими перевозками вдоль побережья.
Бухта Гайдамак с ее постройками на берегу, проложенными дорогами, привлекла в 1911 году переселенцев, основавших недалеко поселок Ливадию. В 1927 был создан рыбокомбинат «Тафуин», с 1939 г. которым руководил Ш.Г.Надибаидзе. «Сделаем Тафуинский рыбокомбинат лучшим в Советском Союзе» – так началась борьба за первенство. Через некоторое время тафуинцы первыми организовали экспедиционный лов в Татарском проливе. В годы Великой отечественной войны рыбокомбинат давал рекордное количество рыбы и был награжден Знаменем Государственного Комитета Обороны. В 1947 г. судоремонтная база «Тафуин» стала самостоятельным предприятием «Гайдамакский судоремонтный завод». Завод ремонтировал СТ, СТР, строил маломерные суда. Освоил строительство катамаранов для обслуживания морских плантаций. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26.12.1972 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР N 753 от 29.12.1972 г. п. Тафуин был переименован в п. Южно-Морской.
В настоящее время в п. Южно-Морском работает завод по переработке водных биоресурсов. ОАО «Южморрыбфлот» располагает в бухте Рифовой плантацией морской капусты, занимается промышленным рыболовством.
В п. Ливадия находится рыболовецкий колхоз «Тихий океан», основными видами деятельности которого являются рыболовство, рыбопереработка и выращивание ламинарии, гребешка приморского, тихоокеанской мидии, трепанга. Участки марикультуры расположены в заливе Восток.
Пгт Ливадия Законом Приморского края N 172 К3 от 01.12.2004 г. включен в состав Находкинского городского округа.

Е. Н. Шолохова - Краевед, действительный член Общества изучения Амурского края

  • Граф-Г.Кейзерлинг
  • Клипер-Гайдамак
  • О.В.-Линдгольм
  • Первые-китобойные-суда