Сторонний интересВ Главное управление МВД России по ДФО японской стороной были предоставлены судовые роли российского рыболовного судна «Стожары». |
Согласно документам, в ноябре–декабре 2006 г. данное судно заходило в один из портов Японии, где по поддельным грузовым таможенным декларациям произвело выгрузку более 19 тонн живого краба. Отделом дознания Находкинской таможни возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.188 УК РФ – контрабанда. Несмотря на то, что в настоящий момент, общая стоимость незаконно перемещенного товара не определена, уже сейчас понятно – она значительно превышает крупный размер контрабанды – 250 тыс. рублей.
К сожалению, пока это едва ли не единичный случай помощи иностранцев в бесконечной череде «пособничеств» правонарушениям в области рыболовного законодательства РФ.
Несмотря на перенасыщение рынков, падение закупочных цен, недобросовестные рыбаки продолжают вывозить большую часть уловов и продукции напрямую за рубеж, минуя таможню. В погоне за прибылью браконьеры истребляют высокоценные объекты промысла, ежегодно в десятки раз превышая ОДУ. Главными импортерами по-прежнему являются станы Азии – Япония, Корея, Китай.
Уже на протяжении нескольких лет поставки морепродуктов в страны Азии неуклонно растут. Например, по данным Fishnews.ru, в 2006 году Япония импортировала 3,152 млн. т морепродуктов – это примерно 35% потребляемой рыбы (в 2005 – 3,342 млн. т) на сумму 14,54 млрд. долларов США (2005 – USD 15,17 млрд.). Общий импорт за год сократился на 5,7%, а стоимость увеличилась на 2,2%. Доля России в общем объеме японского импорта в 2006 г. составила 221 тыс. т (2005 – 213 тыс. т). Среди основных объектов импорта это: крабы – 73467 т, нерка – 24649 т, икра минтая – 14181 т, креветки – 9518 т, сельдь – 8977 т, палтусы – 4669 т и другие виды. Почетную пальму первенства, безусловно, удерживает импорт валютоемких объектов. Так, в 2006 году Япония импортировала 52,2 тыс. т продукции из крабов-стригунов (2005 – 53,4 тыс. т). Уже 9 лет по импорту этого вида продукции Россия прочно занимает 1 место. Следует также отметить, что Россия – единственная страна, которая экспортирует крабы (камчатский, стригуны, волосатый) в живом, свежем и охлажденном виде.
В общем вывоз в весе добытого улова (крабов, креветок) за 2006 год составил примерно 150 тыс. т. ОДУ 2006 всех видов крабов – 56938 т, отчетный вылов – 28414 т, т.е. наблюдается перелов ОДУ почти в 3 раза, а отчетного вылова в 5 раз. Отдельно по камчатскому плюс синему крабу соответствующие показатели отличаются в 6 и 9 раз.
Среди импортеров заметное место занимают Канада – 6194 т (8834 т) и США – 2506 т (1620 т). Однако японский рынок остается важнейшим для российских рыбопромышленников.
Ситуация ухудшается с каждым днем. Браконьерство продолжает наносить колоссальный экономический ущерб как государственным, так и отраслевым интересам, является главной причиной нестабильности.
По мнению экспертов, совершение такого рода преступных действий – по организации незаконного промысла морских биологических ресурсов, их погрузке и транспортировке в Японию, а также подготовка поддельных таможенных документов, реализация товара в Японии, направленных на контрабандное перемещение товаров через таможенную границу РФ, возможно лишь устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения преступления, т.е. организованной преступной группировкой. Не менее очевидно, что в подобные сообщества входят представители каждого звена преступной цепочки: и рыбаки, которые ловят и перевозят биоресурсы, и пограничники, которые их «покрывают», и японцы – скупщики черной продукции.
В то же время очевидно и другое – именно спрос рождает предложение. Основной питательной средой браконьерства и вывоза незаконно добытых уловов за рубеж является тот факт, что ряд стран эти уловы закупает. Первой по объемам закупок незаконной продукции является Япония, которая, признавая на словах эту проблему, уже семь лет только имитирует сотрудничество в сфере борьбы с незаконным импортом из России, а на самом деле продолжает закупать незаконные уловы. Существующее положение обусловлено не только несовершенством российского законодательства, неэффективностью принимаемых мер, слабостью и коррумпированностью государственных органов, но и заинтересованностью определенных кругов Японии в продолжении контрабандных поставок, которые приносят существенную выгоду ряду регионов этой страны.
Известно, что японская таможня фиксирует примерно лишь 10 процентов незаконно ввозимых браконьерских уловов из России. С учетом того, что сырье не подвергается глубокой переработке на российских предприятиях и с учетом самого сырья, потери России составляют примерно 700-800 млн. долларов США в год. По сути дела японская сторона, заранее зная, что скупает незаконно добытое, решает собственные экономические и социальные проблемы.
Неоднократные попытки российского правительства убедить японскую сторону в необходимости сотрудничества в вопросах противодействия незаконному промыслу результатов не дали. Подобные переговоры идут с 1998 года. И с самого начала японская сторона настаивала на том, что контроль за выловом и экспортом МБР должен осуществляться только российской стороной. При этом японцы ссылались на неправомерность государственного вмешательства в работу коммерческих компаний в условиях свободы предпринимательской деятельности, а следовательно, на невозможность рекомендовать японским фирмам предъявлять российскую продукцию на экспертную оценку.
Если учесть, что принятые 27-й сессией Комитета по рыболовству ФАО решения о мерах по противодействию незаконному, неучтенному и нерегулируемому промыслу (включая контроль в портах выгрузки) оформятся в полноценные правовые документы лет через пять-десять, то России остается надеяться только на себя.
Если не принимать мер, то ценные виды МБР могут исчезнуть вместе с законопослушными рыбаками. Ведь для законопослушных российских рыбаков промысел крабов и креветки, в совокупности с другими неблагоприятными факторами, главный из которых – удорожание топлива, становится нерентабельным.
Однако ситуация, как полагают эксперты, не безнадежна. Рычаги борьбы с неконтролируемым промыслом и вывозом продукции есть. Однако помимо «внутригосударственных» мер – создания полной информационной базы данных о рыболовном флоте, внедрения эффективной системы контроля за судами, ужесточения мер наказания за браконьерство и др., необходимо действовать и на межправительственном уровне. Тем более, что положительный опыт взаимодействия имеется. Так, в 2002 году Япония была вынуждена уступить нажиму России и пойти на сотрудничество в вопросах предупреждения заходов российских судов в порты Японии с браконьерскими уловами.
Когда в рамках межправительственных соглашений по рыболовству Республика Корея и КНР получили возможность добывать сайру в морских районах, прилегающим к южным Курильским островам, это вынудило японские власти ужесточить условия заходов российских судов с незаконными уловами.
Россия представляла японской стороне перечень судов, которые имели право на промысел и на поставки краба в рамках договорных условий, снабдила эти суда государственными таможенными декларациями. При заходе в порт Японии любого российского судна японские власти «сверялись» со списком и проверяли ГТД, после чего судну либо разрешали заход, либо отказывали в нем.
Россия, в свою очередь, в 2002 году вытеснила корейцев и китайцев в район выше пролива Фриза. Эта мера позволила резко сократить объемы поставок браконьерской продукции в Японию.
Созданная межправительственная комиссия действительно отмечала положительный эффект от принятых мер. К сожалению, эта практика была прекращена в 2003 году, когда японские власти под давлением администраций городов-портов, чья экономика строилась на дешевом браконьерском крабе, пошли на изменение своих подходов. Сегодня Россия могла бы использовать этот рычаг вновь. Лишь эффективное двусторонне соглашение позволит реально оценить ситуацию, а значит, найти эффективные методы ее разрешения.