У многих жителей Приморья еще живет в воспоминаниях сардина и скумбрия, бывают велики подходы анчоуса, сайры, тихоокеанского кальмара. Сюда заплывают и многие другие, но относительно малочисленные стада рыб, понемногу вовлекающихся в сферу прибрежного рыболовства и любительского лова.
В данном случае речь пойдет не о рыбах, а о гидробионтах, именуемых разными специалистами то «нерыбными объектами промысла», то «беспозвоночными животными». А если говорить более конкретно, то речь пойдет о двухстворчатых моллюсках и трубачах. При этом район интереса мы сузим до акватории залива Петра Великого.
Судя по научным публикациям, разные створчатые моллюски составляли неотъемлемую часть рациона еще древних людей, живших более 6 тыс. лет тому назад на берегах залива Петра Великого (например, у бухты Бойсмана). Об этом свидетельствуют объемные кучи ракушечников, располагающихся подле былых жилищ, хранящих тайну рыболовства наших далеких предков. Там, в частности, находят остатков ракушек приморского гребешка, мидий, других двустворчатых и одностворчатых моллюсков. Полезные свойства их передавались из поколений в поколения жителей прибрежья, выявлялись и новые. Этот процесс не погас и в наши дни.
Все двухстворчатые и трубачи залива, да и всего Приморья, являются предметом пристального внимания ученых ТИНРО-Центра и промышленности. Около 40 их видов включаются в годовые прогнозы, разрабатываются рекомендации по их промыслу. По ним ведутся морские исследования с целью получения информации по разным вопросам биологии (включая воспроизводство), распределения, динамики численности, оцениваются возможности промысла. Эти исследования по сугубо биологической части курируются лабораторией «Ресурсов промысловых беспозвоночных прибрежных вод и континентальных водоемов» (заведующий лабораторией Евгений Борисовец).
Вот и нынешней осенью завершилась экспедиция НИС «Убежденный» (начальник Людмила Седова, капитан Илья Садовников, а до этого капитаном в течение нескольких экспедиций был Валерий Харитошин), целью которой было исследование донной фауны, где важное место отводилось получению всесторонних научных материалов по двустворчатым моллюскам и трубачам. Основным итогом экспедиции явилась оценка возможностей их промысла. Но прежде чем говорить об этом подробнее, дадим краткую характеристику отдельных видов моллюсков.
Мидия Грея. Достигает максимальной длины раковины 226 мм, массы – 1600 г, возраста – 150 лет. Зрелости достигает в 6 лет при длине 60 – 70 мм Размножение происходит в июне – сентябре.
Распространена в бухтах, заливах и у открытых берегов. Ведет прикрепленный образ жизни, используя в качестве субстрата каменистые и скалистые грунты, погружаясь на глубины до 60 м. Тем не менее основные скопления приурочены к глубинам до 60 м. Попадается отдельными экземплярами, группами (поселениями) в десятки и сотни экземпляров. В последнем случае к взрослым особям основного моллюска может примешиваться собственная молодь и некоторые другие мелкие виды.
Промышленный лов ведется с 1930-х годов. Водолазный сбор. Является перспективной для искусственного воспроизводства.
Анадара Броутона. Длина до 123 мм, средняя масса – 380 г, возраст – 65 лет. Нерест происходит в мае – августе. Населяет илисто-песчаные грунты в закрытых мелководных бухтах и заливах, проникая на глубины до 20 м. Закапывается в грунт до 25 см. Орудия лова – драги.
Спизула сахалинская. Достигает 127 мм, 445 г, возраста – 71 год. Становится зрелой на третьем году жизни по достижении 50 – 60 мм. Воспроизводит потомство в июле – августе.
Обитает в прибойной зоне бухт и заливов на глубинах до 20 м. Закапывается в песчаный, илисто-песчаный грунт на глубину до 20 см.
Исследования ее в зал. Петра Великого ведутся с 1932 г., хотя первые промышленные ловы осуществлялись двумя годами раньше (1930 г.). Промышляется драгами.
Корбикула японская. Длина до 115 мм, масса – 180 г, возраст – 12 лет. Нерест осуществляется в июле – августе. Плодовитость достигает 3 млн. яйцеклеток.
Обитает на глубинах до 10 м, придерживаясь солоноводных участков рек, лагун, озер. Обычна в реках Раздольная, Лебединка, Артемовка, Шкотовка и некоторых других. Добывается специальными сачками с мотоботов и лодок.
Мактра китайская. Длина до 85 мм, масса – 102 г, возраст – 16 лет. Зрелость наступает на втором году жизни. Воспроизводство наблюдается в августе – сентябре.
Обитает на песчаных, илисто – песчаных грунтах в бухтах и у открытых берегов на глубинах до 16 м. Закапывается в грунт на глубину до 15 см. Промысел с перебоями ведется с 1932 г. Орудия лова – драги.
Мерценария Стимпсона. Достигает длины 100 мм, массы – 250 г, возраста – 40 лет. Зрелости достигает на втором году жизни при длине раковины 50 – 55 мм. Воспроизводство осуществляется в августе – октябре. Зрелости достигает в возрасте 3 лет.
Обитает на песчаных, илисто-песчаных, гравийных и галечных грунтах в бухтах и у открытых берегов на глубинах да 45 м. Закапывается в грунт до 20 см.
Каллиста короткосифонная. Длина до 130 мм, масса – 450 г, возраст – 63 года (по другим данным 70 лет). Потомство воспроизводит, начиная с трехлетнего возраста, в июле – сентябре.
Обитает на гравийных, галечных, ракушечных, реже – песчаных грунтах у открытых прибойных берегов на глубинах до 40 м. Закапывается в грунт на глубину до 15 см.
Каллитака Адамса. Достигает длины 83 мм, массы – 104 г, возраста – 29 лет. Воспроизводит потомство в июле – сентябре.
Населяет илистый, илисто-песчаный грунты. Обитает на глубинах до 35 м. Закапывается в грунт на глубину до 20 см.
Устрица гигантская. Отдельные экземпляры достигают высоты раковины 500 мм, массы – 3000 г, возраста – 50 лет. Половой зрелости достигает на первом году жизни. Производит потомство в июне – августе.
Распространена в закрытых и полузакрытых бухтах на глубинах до 7 м. Прикрепляется к твердому субстрату или свободно лежит на глинисто – илистом и илисто-галечном грунтах. Скопления приурочены к мелководным хорошо прогреваемым участкам, в обиходе именуемым устричными банками.
Промысел в зал. Петра Великого существовал еще в начале 1930-х годов. В последующем в результате интенсивного промысла в сочетании с антропогенными и природными факторами запасы пришли в упадок, что послужило поводом к закрытию промысла. Однако это не сказалось позитивно на состоянии запасов. Данное обстоятельство дало толчок к организации искусственного воспроизводства устрицы.
Брюхоногие моллюски (трубачи). В зал. Петра Великого встречаются порядка 20 видов, из которых основные поселения (скопления) сформированы пятью «промысловыми». Одни из них имеют высоту раковины до 128 – 135, другие – 176 – 185, третьи – 195 – 209 мм, достигают массы от 70 – 150 до 110 – 310 г. Размножение у разных видов происходит по достижении возраста 2 – 4 лет, наблюдается с июня по сентябрь.
Брюхоногие моллюски начали промышляться в зал. Петра Великого в начале 1970-х годов.
Таким образом, видовое разнообразие раковинных моллюсков здесь весьма велико. Без каких-либо исключений все они являются пригодными для хозяйственного освоения. Некоторые из них вовлечены в сферу промысла еще около восьми десятков лет тому назад. В отдельные годы он велся с разной интенсивностью, вплоть до перелова по отношению к рекомендациям.
Так, в 2006 г. допустимый вылов гребешков оценивался в 26, добыто – 139 т; мидий рекомендовалось к добыче 110, но реализовано 35 т; а по всем двустворчатым моллюскам эти показатели составили 1830 и 1142 т, соответственно.
Похожая ситуация наблюдалась и в 2007 году. По состоянию на 1 декабря, гребешков при рекомендованном улове 26 т реализовано 140 т; мидий вместо допустимых 110 добыто 44 т, а по всем двухстворчатым моллюскам эти показатели составили 1440 и 1331 т, соответственно.
Отдельно по трубачам можно заметить следующее. В 2006 г. вылов допускался в объеме 90 т, добыто 23 т, в 2007 г. – 100 т и 30 т, соответственно (повторяем, что повсюду речь идет только о зал. Петра Великого).
Из приведенных цифр следует, что ресурсы рассматриваемых моллюсков недоиспользуются. Однако об этом свидетельствуют официальные статистические данные, которым, мягко говоря, доверяется только наивный человек. На самом деле имеют место превышения рекомендованных уловов. Тому имеются многочисленные факты по самым различным объектам промысла.
Кстати, в перестроечный и последующий период вообще бытует такое явление как сокрытие истинного объема вылова в отличие от предыдущего положения, когда фальсификация его имела обратную направленность, то есть он завышался, и в этом имелся определенный смысл.
Но вернемся к рассматриваемому вопросу, все-таки опираясь на официальную статистику. В том же 2006 г. общий недолов двухстворчатых и трубачей составил 176 т (в том числе 109 т – двустворчатых). В 2007г. на 1 декабря – 758 т (688 т). То есть можно с известной долей вероятности полагать, что рекомендованные уловы осваиваются полностью либо эти показатели приблизились вплотную. В этом же уверен Евгений Борисовец.
Основная часть сырья моллюсков является предметом экспорта, меньше его подвергается переработке на местных пунктах (которых крайне недостаточно). Продукция в переработанном и свежем видах реализуется на местных рыбных рынках. На 2008 г. общий допустимый вылов рассматриваемых моллюсков возрос до 1905 т (в том числе 130 т – трубачи).
Как видим, при обозначении величины уловов в данном случае употребляются обозначения «тонны», но не «тысячи тонн», что особым образом подчеркивает небольшие величины. Однако это вовсе не обозначает малое хозяйственное значение рассматриваемых гидробионтов. Скорее – напротив. Ценность их весьма велика. Посему имеет полный смысл работать с ними для максимального извлечения пользы.
Повторяем, что двустворчатые моллюски и трубачи могут служить (да и служат) источником ценнейших пищевых продуктов, препаратов медицинской направленности.
В этом убеждают пояснения Натальи Купиной, специалиста-технолога лаборатории комплексной переработки гидробионтов (ТИНРО-Центр), перечислившей целый ряд названий ценных пищевых продуктов, разработанных в этом и других технологических подразделениях института. Среди них – «сырец-спизула», «филе и мантия спизулы мороженые», то же из анадары, «спизула варено-мороженая», «пресервы из спизулы в заливках и соусах», то же из анадары, «корбикула мороженая», «экстракты из корбикулы – полуфабрикаты».
Немало видов пищевой продукции разработано из трубачей.
Перечисленные и многие другие разработки подтверждены соответствующими актами внедрения.
Разумеется, технологические изыскания не ограничиваются упомянутыми видами. Они охватывают весьма широкий их спектр, в том числе охватывают способы комплексной безотходной переработки моллюсков и изготовление из них соленого деликатесного продукта, использование отходов для производства кормовой муки и продуктов иной направленности.
В поле зрения технологов находятся буквально все части моллюсков, включая… створки! Казалось, что можно получить из них? Однако следует принять во внимание современные технологические исследования. Владимир Киселев в недавно защищенной диссертации, посвященной изучению разных вопросов технологии переработки спизулы, утверждает, что створки являются ценным источником для получения легкоусвояемого кальция и широкого спектра макро- и микроэлементов.
Из перечня препаратов медицинской направленности из двухстворчатых моллюсков, разработанных в ТИНРО-Центре под руководством Леонида Эпштейна, можно упомянуть «Моллюскам». Он является активной пищевой добавкой общеукрепляющего действия, повышает сопротивляемость организма к действию болезнетворных микроорганизмов, стимулирует работу головного мозга, способствует нормальному функционированию сетчатки глаз. «Моллюскам» уже получил широкую известность, в том числе среди жителей Приморья.
Принимая во внимание изложенное, стоит отметить, что освоению ресурсов моллюсков уделяется повышенное внимание. Более того, просматриваются тенденции интенсификации промысла, невзирая на состояние ресурсов и биологические особенности складывающих их структурных элементов.
Следует иметь в виду, что многие из рассматриваемых видов имеют большую продолжительность жизни (у отдельных достигает 70, и даже 150 лет), они относительно поздно начинают давать потомство, имеют медленный темп воспроизводства. При таких биологических особенностях вида они не могут выдерживать высоких промысловых нагрузок. Словом, ресурсы их легко ранимы, могут легко оказаться в состоянии депрессии, выход из которой проблематичен. Говоря об этом, также не следует упускать из виду изменяющиеся под воздействием человека условия обитания для любых водных организмов в зал Петра Великого, которые оказываются, в общем, менее благоприятными.
Только при бережном использовании ресурсов створчатых моллюсков нынешние жители Приморья смогут сохранить промысел их для будущих поколений