Газета «Рыбак Приморья»

Остров Аскольд

В зал. Петра Великого немало географических названий, происхождение которых связано с названиями известных кораблей, людей, принимавших участие в военных событиях на Дальнем Востоке, географических описаниях береговой черты, островов, проводивших гидрографические исследования и другие работы, связанные с познаниями западной части Японского моря. Это, в свою очередь, способствовало освоению юго-восточной окраины России. В данном случае речь пойдет о крейсере «Аскольд», название которого присвоено одному из островов залива.

Остров Аскольд знаком многим жителям Владивостока, не говоря уже о тех, кто хоть на короткое время выходил за пределы зал. Петра Великого. Это высокая каменистая глыба, словно нарочно придуманная природой, чтобы с грустью провожать суда разного назначения в моря-океаны и с радостью встречать их на пути к родному причалу.
Острову дано название в честь крейсера «Аскольд» вместо бывшего, не отражавшего российскую принадлежность, вскоре после окончания русско-японской войны (1904 – 1905 гг.), и это произошло далеко не случайно. Ведь за время своей жизни корабль вписал немало славных страниц в историю российского военного флота, с героизмом потрудился на славу России.

Затрагивая память о легендарном крейсере, нельзя не вспомнить о печальных для нашей страны событиях начала прошлого века, происходивших на восточных ее рубежах.
Известно, что в России до начала ХХ в. название «Аскольд» присваивалось трем военным кораблям. Первый из них, винтовой фрегат российского флота, был построен на верфи Нового Адмиралтейства (Санкт-Петербург). Спущенный на воду в 1854 г. он имел водоизмещение 2834 т, вооружение – 45 орудий (первоначальное название «Мария»). Экипаж состоял из 483 человек. В 1857 – 1960 гг. совершил плавание на Дальний Восток.

Второй одноименный корабль, винтовой корвет российского флота, построен в 1863 г. на Охтинской верфи. Имел водоизмещение 2156 т, вооружение – 15 орудий, экипаж состоял из 340 человек. В 1872 – 1876 гг. он совершил кругосветное плавание.

Наконец, третий корабль, носивший название «Аскольд», представлял собой бронепалубный крейсер 1-го ранга. Был построен на верфи «Германия» (г. Киль), вступил в строй в 1902 г., зачислен в состав Балтийского флота. Имел водоизмещение 6000 т, вооружение – 34 орудия разного калибра (от 37 до 152 мм), 6 торпедных аппаратов и другое вооружение. Максимальная скорость хода достигала 23 узлов (42,6 км в час). Экипаж состоял из 580 человек (1902 г.). В 1905 г. принимал участие в сражении с японской эскадрой во время русско-японской войны.

Особо не вдаваясь в общие подробности тех событий (они достаточно подробно отраженных в публикациях), мы коснемся лишь некоторых трагических моментов, связанных с крейсером «Аскольд».
Начнем с того момента, когда в 1905 г. наши военные суда, стоявшие на внутреннем рейде Порт – Артура, оказались под неминуемой угрозой со стороны превосходящей силы японской эскадры. Они не могли себя чувствовать в безопасности по двум причинам: во-первых, в связи с тем, что могли подвергнуться обстрелу японских осадных орудий; во-вторых, японская эскадра приблизилась к Порт – Артуру, создав условия для обстрела из корабельных орудий.
В связи с этим было решено осуществить выход из внешнего рейда группе кораблей в направлении Владивостока для соединения с находящейся здесь группой кораблей.

На рассвете 28 июля 1905 г. наша эскадра в составе трех групп под общим командованием контрадмирала Витгефта стала выходить в море. В их составе находился «Аскольд». Всего в общей группе кораблей числились 3 броненосца («Пересвет», «Победа», «Ретвизан») и 7 крейсеров (упомянутый «Аскольд», «Диана», «Новик», «Паллада», «Полтава», «Севастополь», «Цесаревич»), всего 10 кораблей.
Впереди колонны шел отряд тральщиков, извлекавших из воды большое количество мин.

По выходу из порта на флагманском корабле «Цесаревич» был поднят флаг: идти во Владивосток. Отряд тральщиков было решено развернуть и отправить в Порт – Артур под прикрытием группы миноносцев. Эскадра же в первоначальном составе со скоростью до 13 узлов продолжала следовать по назначению.
Тем временем японцы успели сосредоточить против нашей эскадры три отряда кораблей общей численностью 61 единицы, включающей 6 броненосцев, 11 крейсеров и 44 миноносца.
Значительное превосходство японской эскадры перед российской по числу судов, силе артиллерийского вооружения и быстроте передвижения, по сравнению с русской, было очевидным.
Положение сильно осложнилось тем, что японская эскадра под командованием адмирала Того появилась с севера, стремясь преградить путь нашим кораблям, в то же время разбрасывая мины, тем самым сильно затрудняя продвижение нашей эскадры в направлении Владивостока. Однако столкновение с неприятельскими кораблями становилось неизбежным. Суда противоборствующих сторон сходились…
Начался первый бой, в котором на крейсере «Аскольд» произошло попадание снаряда в переднюю трубу, в результате чего вышел из строя котел. После кратковременного боя корабли разошлись, стрельба прекратилась. Затем японская эскадра вновь стала сближаться с нашей, начался второй бой, в ходе которого в результате нескольких попаданий снарядов в головной корабль «Цесаревич», он сильно пострадал.
По иронии судьбы, снаряд одного из наших броненосцев случайно угодил в «Цесаревича», прямо в ходовой мостик. Адмирал Витгефт, находившийся там вместе со штабом и другими офицерам, от взрыва снаряда был буквально разорван на части. Командование перешло к старшему в чине адмиралу князю Ухтомскому.

Японские корабли стремились окружить нашу эскадру во что бы то ни стало. «Аскольд» энергично атаковал японские суда, давая возможность перестроиться нашим кораблям. Затем начал прорыв кольца окружения в месте наименьшего сопротивления, подав сигнал другим кораблям: «следовать за мной». За «Аскольдом» пошли «Новик», «Паллада» и «Диана». Однако против них находилось около 10 неприятельских кораблей, в том числе 7 крейсеров. Когда с «Аскольда» увидели, что японский крейсер стал поперек его пути, то усилили огонь и произвели большие разрушения на неприятельских судах, в том числе на крейсере «Асама», преграждавшем «Аскольду» путь. Возникший пожар вынудил неприятельское судно отойти в сторону. Путь нашему крейсеру был очищен.

В то же время «Аскольд» был атакован четырьмя японскими миноносцами, но безуспешно. Удачным выстрелом один неприятельский корабль был потоплен, остальные ретировались. Благодаря энергичным действиям экипажа «Аскольда», в японской эскадре произошло замешательство, кольцо окружения было прорвано, что дало возможность перестроиться нашим судам. «Аскольд» и «Новик», развив самый полный ход, оторвались от японцев. Несколько вражеских судов пустилось было их преследовать, но за отсутствием надлежащей скорости противник стал отставать. С приходом темноты преследование и вовсе прекратилось. Российские корабли несколько сбавили ход, начали заделывать пробоины.
Между тем угроза нападения японской эскадры не исключалась. Крейсеру «Новик», как имеющему меньшие повреждения и больший ход, было предоставлено действовать самостоятельно.

На крейсере «Аскольд» неожиданно обнаружились серьезные повреждения в результате прошедших сражений с японской эскадрой. В общем состояние его было таково, что о продолжении пути во Владивосток не могло быть и речи. Он требовал немедленного ввода в док. Поэтому было решено взять курс на самый ближайший порт – Шанхай, куда он прибыл 30 июля. Во избежание политических недоразумений, на крейсере сняли вооружение, спустили флаг и 30 июля ввели в док.
А что же произошло с другими судами нашей порт-артурской эскадры, направлявшейся вместе с «Аскольдом» во Владивосток?
Часть судов приняла второй бой с японской эскадрой. Затем она рассеялась по разным портам Кореи, Китая, некоторым удалось уйти в Корсаков. Некоторые суда были потоплены, в том числе в результате подрыва на минах.

Все русские корабли того прорыва получили разного рода повреждения, в том числе, несовместимые с «жизнью». Погибло 250 человек.
К этому нельзя не добавить, что после тех сражений из всей нашей тихоокеанской эскадры остались пригодными к делу только три крейсера, входившие в состав Владивостокской эскадры («Россия», «Громобой» и «Рюрик»), стоявшие в Золотом Роге и только изредка выходившие для нанесения мелкого вреда противнику захватом его транспортных судов.
Но вернемся к крейсеру «Аскольд».

После ремонта в Шанхае крейсер был включен в 1906 г. в состав Сибирской флотилии. В Первую мировую войну (1914 – 1918 гг.) вел поиск немецких крейсеров в Тихом океане, участвовал в Дарданелльской операции (1915 – 1916 гг.) В декабре 1916 г. зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В июле 1918 г. захвачен англичанами, в 1919 г. уведен в Грелох (Шотландия). В 1921 г. возвращен России после выплаты компенсации за содержание корабля. Вскоре был продан на слом в Германию, разобран на металл в Гамбурге.
Так закончилась жизнь крейсера, с которым связаны трагические события на Дальнем Востока в начале ХХ столетия.
Само же название «Аскольд», которое трижды присваивались российским военным кораблям, имеет скандинавские корни.
Согласно русской летописи, Аскольд и его брат Дир были первыми киевскими князьями (первая половина IX в), боярами Рюрика. Около 866 г. под их предводительством Русь совершила первый поход на Константинополь. Около 882 г. Аскольд и Дир были убиты новгородским князем Олегом в борьбе за власть в Киеве.

Василий Снытко