Личность яркая, самобытная, он сделал все, чтобы у его детища была долгая и достойная жизнь. Так вышло, что слова первого директора Тихоокеанской научно-промысловой станции (ТОНС), созданной 16 августа 1925 года согласно решению Дальревкома, выросшей впоследствии в ТИНРО-Центр, оказались пророческими. «Мы не сомневаемся, что значение Тихоокеанской научно-промысловой станции, развернутой в таком полном составе, будет признано в ближайшее время не только всесоюзным, но и международным». Прав был Константин Михайлович. Да и не могло быть иначе.
Константин Михайлович Дерюгин прожил 60 лет. Всего лишь 60. Но за это время он сделал так много! Его кипучая энергия и интерес к любимому делу, которому он посвятил всю свою жизнь, восхищали современников и коллег. Как отмечает в своей книге Иван Федорович Правдин, «…замечательной особенностью научных работ К.М. Дерюгина было то, что свои выводы и гипотезы он никогда не считал непреложными, не нуждающимися в дальнейшей разработке и новых доказательствах; это привлекало к его работам большое количество исследователей. Большинство гипотез подтверждалось новыми фактами и открытиями, – так создавалась и быстро росла дерюгинская школа исследователей, которая и после смерти ее основателя продолжает привлекать к себе все новые и новые научные силы. Девизом этой школы служит завет Константина Михайловича: «Прогресс всякой науки безграничен, и каждый ученый по мере своих сил и способностей должен содействовать этому прогрессу».
Дерюгин имел моральное право провозглашать этот девиз. Потому что сам неуклонно ему следовал. В 1896 году после окончания Псковской гимназии мальчик, появившийся на свет 27 января 1878 года в Петербурге в семье юриста, поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Свою первую научную работу по птицам Псковской губернии он опубликовал на первом курсе. Талантливого студента заметили и оставили на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных. С научной целью Константин Дерюгин много путешествует – в долину реки Оби, в юго-западную часть Закавказья, на Белое море и в Лапландию, совершил плавание в Северную Америку. В 1909 году он начинает читать лекции в Петербургском университете по курсу «Жизнь моря» и «Зоогеография».
В 1915 году Константин Михайлович защищает диссертацию на тему «Фауна Кольского залива и условия ее существования» и становится доктором зоологии и сравнительной анатомии, а через два года – доцентом Петроградского университета по гидробиологии, зоологии позвоночных и сравнительной анатомии. В 1919 году он уже профессор. С 1924 по 1931 годы К.М. Дерюгин возглавляет Петергофский биологический институт. А в 1929 году создает в Ленинградском университете кафедру гидробиологии и ихтиологии. В 1920-1937 годах Константин Михайлович участвует в исследованиях северных и дальневосточных морей России, руководит морскими экспедициями, в том числе в Японском и Беринговом морях.
В плодотворной деятельности Дерюгина особого внимания заслуживают исследования Финского залива, Баренцева и Белого морей.
Идеи Константина Михайловича востребованы и сегодня. Он был убежден в целесообразности разносторонних комплексных исследований, учитывающих гидробиологические, химические и общие физико-географические характеристики для определения особенностей режима того или иного моря. Важнейшим направлением в изучении морей он считал переход от эпизодических работ к стационарному методу исследования. Такая задача могла быть решена с помощью крупных комплексных экспедиций, с созданием научно-исследовательских станций на морях и научно-исследовательских институтов в разных точках страны.
Человек дела, Дерюгин воплотил в жизнь задуманное. Он стоял у истоков создания научных учреждений и морских биологических станций в различных регионах страны – на Белом море, на Невской губе Финского залива, на Черном море, на Камчатке. В 1903-1904 годах Константин Михайлович с большим интересом занимается оборудованием Мурманской гидробиологической станции, которая выросла в дальнейшем в Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии.
В 1925 году он становится директором и организатором Тихоокеанской научно-промысловой станции (ТОНС) во Владивостоке. Официально проработав на станции только один год, Дерюгин смог заложить тот фундамент, благодаря которому дальневосточная рыбохозяйственная наука стала набирать обороты. Так, был разработан Устав станции, определены основные направления исследований, комплектовались лаборатории, библиотека, музей, создавались методические пособия… Константин Михайлович все оставшиеся годы жизни был связан с ТИНРО. Он участвовал в организации совместных экспедиций ТИНРО с другими ведущими научными учреждениями и руководил ими.
К.М. Дерюгин начал широкие исследования залива Петра Великого, Посьета, Ольги, распространившиеся затем и на другие дальневосточные моря. Работы Константина Михайловича в дальневосточных морях составили целую эпоху в истории морских исследований. По мнению профессора Правдина, это можно было сравнить с эпохой великих русских экспедиций XVIII-XIX веков, экспедиций Крашенинникова и Беринга, Паласа и Миддендорфа. Результаты проведенных под руководством и при непосредственном участии К.М. Дерюгина исследований имели громадное научное значение и практическую ценность для рыбной промышленности Дальнего Востока.
В 1935 году К.М. Дерюгин был удостоен ученой степени доктора биологических наук.
Константин Михайлович – автор более 160 научных работ, посвященных изучению Баренцева, Белого, Балтийского и дальневосточных морей. Его труды служат примером всестороннего освещения режима водоемов и его закономерностей. Так, в результате работ на Белом море им была опубликована монография «Фауна Белого моря и условия ее существования». В ней он разрешает весьма актуальную научную проблему – роль приливов в формировании водных масс и их режима, а также химического и биологического режима внутренних морей. В своих работах он затронул и обозначил целый ряд проблем, которые успешно разрабатываются и уточняются современными исследователями.
Под его редакцией выходили серии «Исследования морей СССР», «Труды Государственного гидрологического института», «Труды Петергофского естественно-научного института», «Труды Ленинградского Общества естествоиспытателей» и многочисленные справочники по морям СССР.
Большое место в деятельности ученого и исследователя занимали вопросы разработки новой методики океанографических исследований, им были организованы работы по конструированию и серийному изготовлению отечественных морских гидрологических приборов. По проектам К.М. Дерюгина было построено несколько исследовательских судов.
В многогранной, плодотворной деятельности профессора Дерюгина большое место занимала и педагогическая работа, связанная с кафедрами гидробиологии и ихтиологии биологического факультета Ленинградского университета. Организованные Дерюгиным музей морской фауны и флоры, гидрохимическая и гидрологическая лаборатории, богатые коллекциями и экспонатами, собранными Дерюгиным и его учениками в многочисленных экспедициях, и поныне лежат в основе научных биологических знаний.
Дерюгин – не только талантливый исследователь и организатор. Это крупный ученый, сочетавший в себе научные интересы океанографа и гидробиолога. Такое сочетание способствовало не только изучению морей в гидрологическом отношении, но и освоению их продуктивности. Это был не кабинетный ученый, а руководитель живого, жизненно необходимого дела, передавший свой богатый опыт и знания многочисленным ученикам.
Константин Михайлович был незаурядным человеком. Это личность, одаренная глубоким умом, исключительными способностями и сильной волей. Особенностью ума Дерюгина было умение чрезвычайно быстро ориентироваться в сложнейших научных проблемах. Имея перед собой кипы материалов, собранных им и другими, он быстро просматривал, систематизировал их и делал серьезные заключения. Окружающим казалось, что он обладает какой-то врожденной интуицией ученого, настолько правильными и оригинальными оказывались его гипотезы. Трудолюбие и трудоспособность К.М. Дерюгина были поразительны. Он и помощников подбирал себе неутомимых и настойчивых. Бездельникам и боявшимся трудностей в экспедициях Дерюгина не было места. Такие люди и не шли к нему, понимая, что не соответствуют требованиям и отношению к работе. Самой лучшей формой отдыха Константин Михайлович считал для себя занятия музыкой, он прекрасно играл на фортепиано. Другой страстью Дерюгина была охота.
К.М. Дерюгин, профессор Ленинградского университета, доктор зоологии и сравнительной анатомии и доктор биологических наук был почетным членом Общества естествоиспытателей (в Петрограде-Ленинграде) и пожизненным членом Линнеевского общества в Лионе.
Именем К.М. Дерюгина назван ряд географических объектов, в том числе впадина на дне Охотского моря, а также многие виды и роды морских животных различных систематических групп. В свое время бороздило дальневосточные моря и научно-исследовательское судно ТИНРО «Профессор Дерюгин». За свою жизнь Константин Михайлович Дерюгин руководил более чем 50 экспедициями и партиями на 12 морях, последовательно осуществляя свой, как он говорил, «грандиозный план изучения всех морей от финской границы и до Кореи».
На следующей неделе в ТИНРО-Центре состоится заседание Ученого совета, посвященное Константину Михайловичу Дерюгину. А в феврале в Петропавловске-Камчатском пройдет отчетная сессия Ассоциации «Научно-техническое объединение ТИНРО», которая также будет посвящена памяти этого замечательного ученого и удивительного человека.