Норвегия расположена в западной и северной частях Скандинавского полуострова, на архипелаге Шпицберген и о. Ян-Майен. Берега Норвегии омывают незамерзающие воды Северного, Норвежского и Баренцева морей. Ловля рыбы, преимущественно сельди и трески, – одно из древнейших занятий норвежцев.
По количеству вылавливаемой рыбы она занимает третье место в мире. Норвегия – страна с самым высоким уровнем жизни. В начале XX в. являлась одним из главных поставщиков рыбы (сельди) в Россию, наряду с Великобританией, Швецией, Голландией. Норвегия вписала яркую страницу в историю мирового китоловства.
140 лет тому назад, в 1868 г., норвежский китобой и изобретатель, удачливый бизнесмен добыл 30 китов по новому методу, ставшему революционным в китобойной промышленности. Его изобретение можно сравнить с изобретением бумаги, пороха, зонтика. Его имя можно поставить в один ряд с именами англичанина Джорджа Стефенсона, «родоначальника» парового железнодорожного транспорта и американца Роберта Фултона, построившего в 1807 г. первый в мире колесный пароход. Портрет этого человека висел в кают-компании одного из китобойцев графа Г.Г. Кейзерлинга, как дань уважения великому норвежцу.
В 1863-64 гг. наш герой изобрел гарпунную пушку, успешно применил ее, на созданном им новом типе китобойного судна. Он предложил накачивать воздухом туши китов-полосатиков, так как после выстрела они тонули. Этот человек положил начал современному китобойному промыслу и считается национальным героем Норвегии. Его звали Свен Фойн (Svend Foyn).
Свен Фойн родился в Тенсберге, самом древнем городке Норвегии, основанном за год до того, как король викингов Харальд Прекрасноволосый объединил страну в 872 г. Туристам, путешествующим по Норвегии, обязательно скажут: «Впоследствии в Тенсберге родился Свен Фойн, тот самый норвежец, что изобрел новое оружие для охоты на китов».
Тенсберг и еще два городка – Ларвик и Сандефьерд – расположены в графстве (фюльке) Вестфольде на юго-востоке страны в 25 милях от моря. В середине XIX в. они стали центром современного китобойного промысла и оставались им до 40-х гг. прошлого столетия. Этот маленький уголок Норвегии в течение жизни двух поколений поставлял рабочую силу для всего китобойного флота страны. В течение 50 лет оставался мировым центром по изобретению и внедрению технических новинок на китобойных судах и плавучих фабриках.
Для Норвегии изобретение Свена Фойна значило много: страна быстро развивалась – китоловство и рыболовство вывели ее в число передовых стран. Свои производственные достижения норвежцы держали в тайне. В экипажи запрещено было набирать иностранцев. Вот почему прежде чем начать заниматься китобойным промыслом, отставной лейтенант российского флота граф Генрих Г. Кейзерлинг под вымышленным именем в качестве простого матроса вынужден был наняться на норвежское китобойное судно.
Для быстрого подъема китобойного промысла Советская Россия не раз обращалась к Норвегии за помощью. Например, в 1923 г. СНК РСФСР заключил Концессионный договор с норвежским гражданином Христен Христенсеном-младшим, по которому концессионеру было предоставлено право на добычу китов у берегов России, переработку китового жира, мяса и уса. В дальнейшем этим занималась норвежская китобойная фирма «Вега», ей Христенсен-младший вскоре передал свои права.
Первая китобойная флотилия «Алеут» вышла на промысел с норвежскими гарпунерами.
Талантливый изобретатель, гражданин Норвегии Свен Фойн свято верил в то, что Бог населил моря китами во благо человечества. И всю свою жизнь посвятил усовершенствованию способов охоты на гигантских морских животных. Пусть же его упорство и любовь к человечеству послужат примером нам и следующим поколениям рыбаков.
Предлагаем краткий перевод главы из книги Тоннессена и Джонсена «История современного китоловства», которая была издана в Норвегии.
Свен Фойн и китовый промысел Финмарки, 1864-73 гг.
Свен Фойн родился в 1809 г. в городке, который славился своими пуританскими традициями. Девизом жизни была заповедь: «В поте лица зарабатывай свой хлеб». Его отец был капитаном и судовладельцем. В 1813 г. он погиб в море. Время было тяжелое – наполеоновские войны разорили страну и ввергли ее в экономический кризис. Все заботы о семье легли на плечи матери. Свен старался во всем ей помогать. Нужда приучила его к бережливости. Юноша верил, что Бог даст ему богатство, если он будет трудолюбивым. Позже, в своем трактате, озаглавленном «К норвежскому народу», он писал: «Бог позволил китам населять эти воды во благо людей, и я намерен во благо человечества развивать рыбные промыслы».
В возрасте 24 лет он стал капитаном. Много времени провел в Англии и Франции, учил языки, собирал вокруг себя преданных и образованных людей. В Норвегии занимался фрахтовыми перевозками, мелкой торговлей, возил лес вдоль побережья. Постепенно увеличивал свой капитал, но прекрасно понимал, что подобный бизнес не приведет его к богатству. Охота на морского зверя и китов сулила больше возможностей.
В то время между о. Ян-Майен и Гренландией промышляли шотландцы и немцы. Фойн знакомился с тонкостями охоты на тюленей, всячески углубляя свои познания, и вскоре был готов сам приступить к промыслу.
В 1837 г. капитан из Вестфольда купил маленькую шхуну для добычи моржей. Еще несколько лет занимался этим промыслом между Шпицбергеном и Новой Землей. В 1845 г. по его заказу была построена шхуна, ставшая первым судном, специально оборудованным для добычи тюленей.
В 1846 г., в первый сезон на новом судне, Фойну не повезло, но следующий год принес удачу, а, следовательно, хороший доход. Он снова и снова выходил в море, набирался опыта. Финансовые результаты были хорошими. Он не бросал этого промысла даже тогда, когда приступил к охоте на китов. Строил суда, набирал команды, обеспечивал снаряжением. Последнее судно было куплено в 1871 г.
В 1849 г. Фойн сам добыл своего первого кита и своего 2500-го тюленя. В водах восточной Гренландии киты попадались часто, но до тех пор, пока добыча тюленей приносила доход, Фойн выжидал.
Усиление конкуренции и истощение запасов морского зверя заставляли моряка все чаще обращать внимание на китов-полосатиков, обитавших в этом районе. В 1858 г. одно из судов вернулось, нагруженное добытым китом и 16 тыс. тюленей. В 1861 году он добыл 2283 тюленя, в следующем – 3700. Стоимость одного кита эквивалентна стоимости 300-400 тюленей. Для охоты на тюленей требовалось до 60 человек команды, а охота на китов с использованием береговой базы потребовала бы от 15 до 30 человек. Эти обстоятельства привели его к выводу о необходимости заняться добычей и переработкой китов. И, наконец, самым главным было то, что он уже обладал достаточным капиталом, чтобы реализовать свои честолюбивые планы. В 1860 г. он располагал 65000 долларов и доходом в 9000 долларов.
Фойн был самым уважаемым и процветающим гражданином своего города. В 1863 г. он заключил контракт с судоверфью в Осло на постройку первого в мире парового китобойца, который назвал Spes et Fides (Hope and Faith) «Надежда и Вера». Судно имело длину 94, 3/4 фута, ширину 15 футов. Главный двигатель мощностью 20 л.с. Китобоец развивал скорость в 9 узлов. Как большинство пароходов того времени, судно несло паруса и было оснащено как шхуна.
Паруса использовались при переходе из Финмарки и обратно, во время охоты шхуна шла на двигателе. 18 февраля 1864 г. шхуна вышла из Тенсберга с экипажем в 12 человек и завершила переход в район промысла за 10 дней. В носовой части были установлены 7 пушек. Смысл этого заключался в том, чтобы делать выстрел по любому появившемуся киту; предполагалось делать два гарпунных выстрела и два выстрела гранатой. Пушки стреляли раздельно, но Фойн пробовал делать совместный выстрел и гранатой, и гарпуном.
Этот год был очень тяжелым. Все шло наперекосяк. Шхуна пострадала от выстрелов, да и китов стало значительно меньше. Его пушки выходили из строя, усугубляя и без того опасную охоту. А те киты, которые были все-таки убиты, тонули на глубине 120-180 морских саженей. (Речь идет о китах-полосатиках). И все-таки добыча всего нескольких китов уже была удачей. Фойн сам добыл трех китов, четвертого добыли члены команды. Первая попытка принесла убытки. Фойн понял, что надо продолжать охоту на тюленей, что он и сделал в 1865 г. Удача то улыбалась ему, то отворачивалась. Дело шло к финансовому краху.
В 1866 г. после возвращения с промысла, не принесшего удачи, Фойн на «Надежде и Вере» идет в Исландию, чтобы выяснить, чему он мог бы научиться у американцев, которые так же как и он работали над созданием гарпунной пушки. Американцам везло больше. В 1866 г. они добыли 49 китов, показав, что охота на этот вид возможна.
И снова Фойн охотится у берегов Северной Норвегии, но добыл он всего нескольких китов. Несколько пушек взорвались, ранив членов экипажа. Он отказался от дальнейших попыток, хотя и предполагал, что пушки взорвались не из-за его расчетов, а в результате использования некачественного пороха. Все-таки Фойн оставил дальнейшие попытки. Он понял, что ему не хватает знаний. Он оставался самоучкой в техническом смысле.
Китобой обратился за помощью к специалистам. Несомненно, он пользовался помощью американца Чарльза В. Ройса, норвежца Якоба Н. Валсе и Арента Кр. Даля. В ходе работы над изобретением он обращался за помощью к талантливому ученому-химику Хансу Мортену Тране Эсмарку, священнику из прихода Рамнеса. Эсмарк изобрел взрыватель, который Фойн использовал для своего гарпуна. Сам гарпун вобрал в себя все достижения науки XIX столетия.
С присущей ему энергией Фойн изучал все этапы охоты на китов: только заканчивал один эксперимент, тут же начинал другой. «Не срабатывает, не срабатывает», – говорил Фойн, теряя кита. Эта фраза стала поговоркой в графстве Вестфольд. Все это стоило денег.
Но весной 1867 г. охота на тюленей поправила его дела. Снова появилась возможность вернуться к испытаниям. И в мае он начал охоту на китов. Из трех убитых только один был доставлен к береговой станции и обработан.
Гарпуны, на создание которых ушло так много затрат, показали свою неэффективность. Он сомневался – угодно ли это Богу. Три года непрерывной работы, и все насмарку.
Над этой же проблемой бился американец Томас Уэлком Ройс. Охотясь на китов у берегов Исландии, он раньше столкнулся с проблемой различия объектов промысла. Скорость, количество жира, размер – все влияло на результаты охоты. В 1858 г. он использовал соединенный гарпун и заряд, посредством которого линь достигал кита. В свою очередь, Ройс опирался на изобретение гарпунной пушки в 1820 г. китобоем Уильямом Скорсби-младшим, которая метала гарпун на 40 ярдов. Гарпун был снабжен подвижными зубцами, раскрывавшимися во время попадания в тушу кита.
Вклад в науку Свена Фойна не становится меньше из-за того, что он использовал достижения предшественников. К 1867 г. сам изобретатель был близок к банкротству. Осенью 1867 г. он решил попробовать еще раз. Всю зиму он занимался поиском, охотой, убоем. 12 февраля 1868 г. он пошел на север. Погода была штормовая, и переход занял 25 дней. Только в середине марта удалось приступить к охоте. Через полтора месяца поймали одного маленького кита, – перспективы были угрожающими. Но как только ситуация ухудшилась, удача снова улыбнулась ему. 24 августа 1868 г. он добыл 30 китов, в том числе 23 кита забил сам. Его метод дал результат. В носовой части китобойца была установлена гарпунная пушка, гарпун соединялся с судном специальным тросом, а для смягчения рывков загарпуненных китов была применена амортизационная система. На китобойце был установлен компрессор, который нагнетал воздух в брюшную полость. Кит-полосатик, с которым было так много проблем из-за его потопляемости, стал основным объектом добычи.
Часть китов он продал необработанными за 820 фунтов стерлингов, других переработал на жир, получив 1600 баррелей. Его доход составил около 13000 фунтов стерлингов. Дела пошли в гору. По возвращении домой он ознакомился с королевским указом, благодаря которому Норвегия возводила китоловство в ранг национальной политики.
К новому сезону 1869 г. он начал постройку нового китобойца, заказал оборудование для выработки жира. Но радоваться было рано. В следующем году добыча китов снизилась вдвое, жир был низкого качества, начались проблемы со сбытом. Он построил фабрику для производства удобрения из отходов. Связался с агентом в Германии, тот обещал наладить сбыт гуано у себя на родине и порекомендовал одну немецкую компанию, занимавшуюся сбытом продукции. Проект оказался мыльным пузырем. К тому же добытые киты не обеспечивали завод сырьем, и его пришлось закрыть. Это были годы взлетов и падений. Пушка и гарпун к этому времени были усовершенствованы настолько, насколько мог желать изобретатель. Но в промысел вмешивалась природа. В 1870 г. из-за плохих погодных условий было добыто только 20 китов. Но 1872 г. стал рекордным – добыто 39 китов. Фойн занялся сбытом продукции только в Германии. Китовый жир был низкого качества, несмотря на закупку нового оборудования и рекомендации английского эксперта по выработке жира. Начались проблемы со сбытом готовой продукции. А тут новая беда. Фойн был потрясен, узнав что немецкие агенты были сами участниками китобойного промысла, а следовательно, его конкурентами.
В 1872 г. компания «Дойч Полар Шифарт Гезельшафт» из Гамбурга начала свою деятельность, имея 11 судов, занимавшихся промыслом тюленей и китов в водах между Финмаркой, Шпицбергеном и Гренландией. Компания получила разрешение на постройку береговой станции на южном берегу Варангерфьерд в Норвегии, как раз напротив станции Фойна. Это было бы катастрофой, если бы вместе с ним начали вести промысел немцы. Он пишет длиннейшее письмо королю, в котором указывает, что немцы через его служащих пытаются завладеть его изобретением, на которое ушло 8 лет работы. Вопрос стоял о национальной безопасности. Фойн писал, что если немцев допустят заниматься промыслом и переработкой китов в Норвегии, все его попытки создать новую отрасль промышленности в стране закончатся неудачей.
14 января 1873 г. ему был выдан патент, и он стал обладателем монопольного права на современный метод добычи китов в Норвегии, что привело к изгнанию немцев. Норвежским конкурентам также «укоротили руки», и теперь Фойн мог спокойно пользоваться плодами своего труда; в течение 10 лет продавал китовый жир по хорошей цене и вскоре стал мульти-миллионером.
Фойн был среди пионеров освоения лова китов в морях Антарктики. В 1892 г. он заказал специальное судно для экспедиции. И снова он вкладывал огромные средства в освоение новых районов промысла, успев отправить четыре экспедиции к самому южному континенту. Закаленный в борьбе с неудачами он верил в успех. В возрасте 84 лет Фойн продолжал экспериментировать с плавучими фабриками, что в результате привело к созданию нового типа судна – китобазы. Выслушивал ученых – членов Королевского географического общества – о необходимости изучения объектов пелагического лова. Пожалуй, впервые была высказана мысль о том, что промысел должен опираться на научные исследования в области биологии китов. Он умер в 1894 г. Всего четыре изобретения Свена Фойна поставили его имя в число великих первопроходцев.
До 1885 г. гарпунные пушки Свена Фойна производились только в Норвегии. Усовершенствование орудий лова и обработки китов продолжалось. Моряки и китобои с 1842 по 1940 гг. занимали ведущее место среди обладателей патентов.
Регистрация норвежских патентов, касающихся охоты на китов и китобойной промышленности с 1842 по 1940 гг.
1. 24.12.1870 (вступил в силу) На 10 лет. Приспособление для охоты на китов. Свен Фойн. Тенсберг.
2. 23.08.1872 На 5 лет. Разрывная граната. Свен Фойн.
3. 14.01.1873 На 10 лет. Метод охоты на китов и гибкое соединение с гарпунной пушкой. Свен Фойн.
4. 22.10.1873 На 7 лет. Гарпун с гранатой для охоты на гренландского кита.
Литература:
1. Norwegian patents relating to whaling and the whaling industry. Oslo. 1947. p. 209.
2. J. N. Tonnessen. A. O. Johnsen. The history of modern whaling. Sandefjord. р. 798.
Книги любезно переданы автору статьи куратором музея китоловства в Сандефьерде (Норвегия).
ПОДПИСИ К РИСУНКАМ:
Норвегия. Тенсберг, – колыбель современного китоловства. 1868 г.
Гарпунная пушка, которой пользовался Свен Фойн. 1865 г.
Свен Фойн
Рисунок Свена Фойна к патенту: Гарпун с гранатой для охоты на гренландского кита. 22.10.1873 г.
Рисунок вельбота для охоты на китов с гарпунной пушкой «Метод охоты на китов». 14.01.1873 г.