Между морем и землейКто виноват? В таком вопросе разбираться можно бесконечно долго и каждый раз следовать по уже знакомому маршруту – от одной закрытой двери к другой. А вот что же делать, если уже поздно пересматривать трудовые договоры, выискивать лазейки, в которые могли «провалиться» кровно заработанные деньги? Отчаявшись дождаться «живых» денег от своего работодателя – ООО «ФРИГА», экипажи промысловых судов БМРТ «Иохан Келер» и СТР «Чистый» вышли требовать восстановления справедливости на берег, к закрытым дверям владивостокского партнера своего судовладельца – ООО ТД «Владсах». |
«Больше рыбы – больше денег!» – напутствовали рыбаков перед выходом в море. И нынешняя сайровая путина принесла, наконец, неплохое вознаграждение за упорный труд – около 1800 тонн уже готовой продукции и минимум 25 млн. рублей в виде прибыли для компании. По подсчетам оставшихся в порту Владивостока камчатских рыбаков, нынешний рейс должен был принести каждому члену экипажа, в среднем, около 70-80 тыс. рублей. Эти цифры были подтверждены, по их словам, и гарантиями работодателя. Однако сегодня, уставшие от бесконечных обещаний и слишком долгой «дороги домой», до которого многие из них не могут добраться уже второй месяц, люди согласны получить свою заработную плату хотя бы по частям. Чтобы расплатиться с вечными долгами, оформить необходимые документы, справки, пройти комиссии, без которых их просто не пустят в новый рейс, и, наконец, сменить летнюю одежду, поесть нормальной, «земной» пищи, которую не видели все эти месяцы вдали от берега…
«Ситуация с задержкой зарплаты повторяется каждый раз, – говорит Антонина СУРКОВА, вместе с другими членами экипажей вышедшая в это утро выразить свое возмущение к зданию владивостокской компании «Владсах». – Несмотря на объемы выработанной продукции и размеры выплат, нас кормят «завтраками», откладывая выдачу зарплаты, выдавая заработанное по частям и всегда не полностью, чтобы удержать людей до выхода в следующий рейс. На Камчатке мы уже обращались с заявлениями в прокуратуру, налоговую службу, приглашали местное телевидение, газеты. Но компания «ФРИГА» снова получала квоты, выходила в море».
По словам рыбаков, сегодня на суда компании все чаще приходят наемные работники из Находки, Владивостока, приморских поселков, поскольку на самой Камчатке компания успела приобрести печальную репутацию. Как нам стало известно, в 2007 г. прокуратура г. Петропавловска-Камчатского уже возбуждала уголовное дело в отношении ООО «ФРИГА» по фактам невыплаты заработной платы (ч.1 ст. 145 УК РФ). Следствием было установлено, что компания свыше двух месяцев не выплачивала зарплату и иные выплаты своим работникам, имея реальную возможность делать это. Однако работники со стажем утверждают, что по их подсчетам, долги тянутся на протяжении не одного года.
В этот раз, со слов рыбаков, все вырученные с путины деньги были перечислены в компанию «Владсах», которая и должна была перечислить часть средств в виде зарплат экипажам судов. Однако во владивостокской фирме только удивленно развели руками: «Мы проспонсировали рыбалку, выделив ООО «ФРИГА» необходимую сумму денег. На данный момент не могу сказать, чтобы компания расплатилась с нами, но связь с ними мы поддерживаем. А по поводу заработной платы можем лишь посоветовать рыбакам связываться со своим работодателем», – признается сотрудник «Владсах».
За комментарием мы обратились к директору ООО «ФРИГА» Геннадию ЧЕРНОВУ: «Стоит сразу оговорить тот момент, что мы идем под банкротство, и в компании назначено конкурсное правление. Отсюда и все беды… В последнее время о прибылях говорить уже не приходится – мы пытаемся хотя бы выходить по нулям.
С ООО ТД «Владсах» мы работаем на протяжении уже двух лет. Согласно договору, она является нашей агентирующей компанией, через которую, в том числе, проходит реализация рыбопродукции. Протокольно зафиксирован и тот момент, что они берут на себя обязательство из полученных средств выплачивать зарплаты экипажам БМРТ «Иохан Келер» и СТР «Чистый» – соответствующий договор подписан, стороны дали свое согласие.
По предварительным соглашениям на день прихода судов из нынешнего рейса рыбакам должны были выплатить минимум по 20-30 тыс. рублей и затем в течение ближайших 10 дней рассчитать всех полностью. Но суда подошли к причалам Владивостока – из «Владсах» их не встретил никто. Только на 4-й день наши начальник отдела кадров, технический и финансовый директора и смогли добраться из Петропавловска-Камчатского и приступили к решению возникших проблем.
Искать виноватых не стоит – это действительно наш просчет. Рыбаки, конечно, здесь не при чем, но невольно эта беда коснулась и их. В настоящий момент мы пытаемся взять кредиты, чтобы рассчитаться с работниками, завезти снабжение, произвести бункеровку и снова направить суда на промысел. Ведь по предварительным планам в море они должны были выйти еще 25 января. Просто в данном случае мы действительно не ожидали, что могут возникнуть сложности с выполнением письменных обязательств. Хотя уверен, что определенные объективные причины, какие-то сложности могли возникнуть и во «Владсах».
В любом случае, я полагаю, что к концу этой недели мы сможем найти возможность максимально покрыть долги по зарплате и на следующей неделе отправить первый пароход (скорее всего, это будет «Чистый») на промысел в Охотское море».
А пока рыбаки, оказавшиеся в заложниках ситуации – где-то между морем и землей – обивают в поисках помощи пороги профсоюзов, прокуратуры (теперь уже владивостокской), суда, различных общественных и даже политических организаций. Но насколько это будет результативно – теперь уже не знает никто. Лучше учиться на чужом опыте, но в одном уверен теперь практически каждый из них – уж если приходится выпутываться из трудностей, возникающих на собственном пути, важно из любой ситуации суметь вынести верный урок, чтобы избежать повторения ошибок в будущем. И показать пример другим.