Профсоюзы и китобои
Профсоюзы оказались вовлеченными в обсуждение пунктов Лондонского соглашения по китоловству по той простой причине, что для них это была борьба за выживание. К весне 1935 г. большинство китобоев состояли в филиалах Норвежской федерации трудовых союзов и боролись за улучшение условий труда. В конкретном случае профсоюзы требовали компенсации за уменьшение заработка из-за укорочения сезона охоты (меры, позволившие говорить о сохранении китовых стад) и введения квот. Большинство требований они выиграли. Их заработок увеличился.
Чего добились китобои? На чем базировался расчет? Китов становилось меньше, следовательно, количество бонусов за каждого убитого кита сокращалось. Китобои требовали компенсации и включения вознаграждения в заработок. Требовали повышения вознаграждения для китобаз с малым числом квот и уменьшения – для баз с большим числом квот. То есть, выравнивания вознаграждений для всех. На китобойцах с опытным гарпунером экипаж получал в два раза больше. Заработок напрямую зависел от мастерства гарпунера. Профсоюзы предложили заработок рассчитывать так, чтобы половина исчислялась по результатам охоты «сильного» китобойца, вторая же половина исчислялась, как средняя по всем китобойцам, участвовавшим в промысле.
Еще одно предложение было принято. Вознаграждение не надо было рассчитывать по УСК (Условный синий кит), в расчет брали длину кита каждого вида. В результате, в среднем, зарплата увеличилась на 15%, но была далека от заработка 1930-1931 гг., самого высокого в довоенный период. Зарплата выплачивалась за сезон – 193 дня, а жить надо было весь год.
В 1935-36 гг. в Норвегии работало на 1 флотилию (1 китобаза и 20 китобойцев, 725 рабочих) больше, чем в сезон предыдущего года. Добыча снизилась. Профсоюзы добились того, что доходы рабочих складывались так: в 1934-35 гг. за 213 дней сезона выплачено 6198 рабочим 19,7 млн. крон. Сезон 1935-36 гг. продолжался 193 дня, в промысле было задействовано 6865 человек, и выплачено 25 млн. крон. Нетрудно подсчитать, что заработок держался на одном уровне. Профсоюзы одержали победу. Свыше 90% китобоев в мире – норвежцы. Осознавая, что другие государства зависят от норвежцев, профсоюзы старались задействовать своих соотечественников в течение всего года и не допускали давления иностранцев на союзы.
Начало Второй мировой войны
Вторая мировая война для Германии означала конец промысла китов своим флотом. Британия пыталась контролировать все снабжение Европы жиром; но, как и в первую мировую войну не могла полностью прекратить весь норвежский экспорт в Германию. Британия потребовала проверки норвежских запасов и мест их складирования. Немцы смотрели на вопрос следующим образом: полный нейтралитет должен основываться на принципе «нормальной» торговли, то есть обмен товарами должен производиться, как и в мирное время. Средний импорт из Норвегии составил 86266 т. Поскольку жир был норвежского производства, то и решать, что с ним делать, надо было разрешить норвежцам. Немцы придавали китовому жиру огромное значение и высказались за предложение разрешить норвежскому и британскому китобойным флотам мирно охотиться, предполагая, что сами они получат большую часть жира. Взамен на масло и гидрогенизированный жир они предложили вооружить норвежские китобазы 40 зенитными орудиями.
Вопрос снабжения норвежским китовым жиром Германии был решен, в результате Норвегия подписала 2 торговых соглашения – одно с Британией от 22 февраля 1940 г., другое – с Германией от 23 февраля. Интересна хронология: Норвегия не могла заключить торговое соглашение с Германией без одобрения Британии. Британия достаточно либерально относилась к норвежскому экспорту в Германию, даже приветствовала его. Это касалось и рыболовства, экспорт которого был намного больше разрешенной нормы. Это тем более «замечательно», что разрешение было сделано в обмен на немецкое снабжение. ( Имеется в виду 40 зенитных орудий).
Большинство британцев полагало, что Норвегии надо бы разрешить 18000 тонн отправить в Германию, включая селедочный жир, гидрогенизированный жир и другие масла. Тем более что Британия взяла под контроль места хранения норвежских запасов жира, его количество и отправку в Германию.
В 1938 г. Германия получила 107953 т жира норвежского производства, кроме этого – 29223 т от 2 зафрахтованных норвежских экспедиций. На следующий год это количество увеличилось.
Ситуация с китовым жиром волновала всех: вторжение Германии в Норвегию 9 апреля 1940 г. было спланировано для немцев слишком рано: в это время норвежский китобойный флот был на пути из Антарктики на север. Нет бы, немцам подождать пару недель, пока в Норвегию не прибудут 55000 т китового жира. Антарктический жир навалом в количестве 71% шел на Британию. Некоторое количество предназначалось для Америки. Из-за дороговизны операций Британия была готова платить за норвежский жир цену большую, нежели за жир производства британских компаний. Благодаря высокой цене зарплата китобоев была высока, так как Соглашение предусматривало скользящую шкалу вознаграждений, зависящую от продаж. Общий заработок поднялся до 96,2%. Но тут компании объявили, что они сомневаются, стоит ли заниматься этим бизнесом вообще. Стоимость наемного экипажа подскочила настолько, что китобойный промысел стал нерентабельным.
Во время войны большинство китобаз использовались для других целей. Минеральные масла были более важны для ведения войны, нежели китовый жир. Большинство китобаз стали использовать в качестве танкеров. Японцы объединили свои флотилии для ведения морских операций, базы работали в качестве транспортов. При нападении на Перл-Харбор, американскую базу в Тихом океане, 7 декабря 1941 г., японские китобазы перевозили маленькие субмарины. Подводные лодки поднимали по слипу, как китов. Военные реквизировали почти все китобойцы для службы в ВМФ, где они оказались очень полезными в качестве патрульных кораблей и тральщиков.
Тихоходные китобазы оказались легкой мишенью для подводных лодок и несли тяжелые потери. В числе потерь – две китобазы из США, проданные во время японо-аргентинской войны, – работали как танкеры и были потоплены. Норвегия отделалась сравнительно легко: уцелели и работали 5 китобаз. Немецкие китобазы – 2 из 5 – были потоплены в ходе операций, 3 найдены после, более или менее не пострадавшими. Но они проходили как репарации для Британии, Норвегии и СССР. Так что германский китобойный флот потерял все свои китобазы. Приблизительно 40% мирового торгового флота, существовавшего на начало войны, погибло.
Но в ходе войны суда строили, так что в 1946 г., мировой тоннаж стал на 8 млн. гросс тонн больше, чем в 1940 г. Не так обстояли дела с китобойным флотом: из 43 китобаз только 37% смогли работать. К осени 1939 г. во всем мире китобойных судов насчитывалось около 400. Примерно 350 занимались промыслом. К окончанию войны на 4 ведущих страны, занимавшиеся китоловством, приходилось около 200 китобойцев. Правда, 56 китобойцев построили во время войны. Япония потеряла 51 судно из 78. Чтобы, как-то компенсировать потери, она строила деревянные суда для охоты на мелких китов. Остальные страны, не входившие в «Большую четверку» и занимавшиеся до войны китобойным промыслом, также понесли потери. Большинству баз пришлось нести военную службу и их китобойное оснащение было снято. Уцелевшие настолько износились, что не могло быть и речи об их восстановлении после войны. В первый послевоенный сезон ощущалась нехватка китобойцев.
Уровень производства китового жира упал до отметки 1909 т. По отдельным видам добыча китов достигала уровня добычи в первую мировую войну.
Добывали в основном спермацетовых китов. Норвегия начала добычу кашалотов у побережья Перу для технических нужд американской военной промышленности. Работали экспедиции и у берегов Южной Африки.
До последнего военного 1945 г. без особых ограничений ловила китов Япония. В 1945 г. китобойный флот был передан военно-морскому ведомству для участия в военных операциях. В 1946 г. Япония получила разрешение у США вести промысел в Антарктике и о-вов Бонин: японцы голодали.
Уменьшение добычи китов привело к восстановлению их численности в традиционных районах промысла – у берегов Ньюфаундленда, Лабрадора и Чили.
В военное время страны-участницы Лондонского соглашения сначала пытались соблюдать законы ими же установленные. Но уже в ходе войны Норвегия просила Британию разрешить добычу больших китов. Хотя сама же в обход закона добывала этот вид нелегально в нарушение Лондонского соглашения. Британия просила начало сезона перенести на более поздний срок – не успевала вовремя подготовить флот. После вторжения немцев Норвегия любые документы не могла подписывать раньше Германии.
Ни о каких добровольных согласованных действиях в военное время не могло быть и речи. Поэтому Норвежская комиссия по китоловству в Нью-Йорке высказалась прямо: в трудные времена следует устранить причины, препятствующие добыче сырья и производству «максимального количества жира в максимально короткие сроки». И все довоенные соглашения были приостановлены. Пересмотрели минимальный размер по всем видам китов, вдобавок установили новый порядок разделки туши горбачей, сократив срок до 33 часов.
Потери в войне
Еще до 9 апреля 1940 г. 55 норвежских судов с 373 человеками стали жертвами войны.
3 сентября 1939 г. после объявления Британией войны Германии Ассоциация китобойных компаний обратилась к Норвежскому государственному совету по китоловству с просьбой разрешить вооружить часть китобойцев и передать их военно-морскому командованию. Норвегия считала, что эта мера не должна была повредить ее нейтралитету, так как направлена против торпедных атак. К самой идее конвоирования относились не слишком оптимистично, враги могли достичь и Антарктики. Пока решался этот вопрос, осенью 1939 г. невооруженные и без сопровождения экспедиции достигли районов промысла без потерь. Как только суда выходили из Норвежских портов они становились мишенью для немецкого флота. Но, немцы понимали – дав возможность дойти до районов промысла, они получат китовый жир.
Япония как союзница Германии рисковала меньше. Более того, немцы были заинтересованы в сохранности японского китового жира и вели переговоры о продаже либо обмене его на вооружение.
В сентябре 1939 г. в Бергене были заложены 4 китобазы и 33 китобойца. Большая часть британских экипажей была призвана на военную службу. Их места заняли норвежцы. Суда вооружили. Через Северное море китобойцы шли в конвое. Сезон 1939-40 гг. в Антарктике прошел спокойно. Вскоре поступило сообщение, что Германия оккупировала Норвегию: участники экспедиции опасались возвращения домой. Японцы уже покинули район промысла, большинство британцев были уже дома.
6270 норвежских китобоев – участников антарктической экспедиции – боялись остаться без работы. Государственная компания, созданная норвежским правительством в изгнании, осуществляла руководство китобойным и торговым флотом. Офис компании с 25 апреля 1940 г. находился в Лондоне, позже был открыт филиал в Нью-Йорке. Китобойный флот Норвегии получил указание следовать в порты нейтральных стран, в том числе в Америку. В Кюрасао и Новом Орлеане выгрузили жир. Оттуда жир малыми партиями пойдет союзнице США – Британии.
Одна за другой китобазы подтягивались к Галифаксу (Канада), одной из основных баз, где формировались атлантические конвои. С ними шли 30 китобойцев, большинство из них было передано в Южную Африку и Южную Америку. Китобаза «Космос» до Галифакса не дошла. 26 сентября 1940 г. ее перехватил немецкий рейдер. Немцы взяли на борт норвежский экипаж, а пароход с 17010 т жира затопили. Почему они это сделали? Просто топлива не хватило бы перегнать его во Францию. Далее рейдер взял курс на Францию, где вместе с сотнями членов экипажей с других захваченных судов, высадил норвежцев. После нескольких месяцев пребывания в лагере для перемещенных лиц во Франции и Германии китобои вернулись в Норвегию.
Вскоре участь «Космоса» постигла 2 британские китобазы. Одна из них почти дошла домой с грузом жира, когда подорвалась на мине. Китобаза возвращалась из США и была в 2 милях от шотландского берега, когда раздался взрыв. 27 июля 1940 г. она затонула. Следующей жертвой стала китобаза «Нью Севилья» – 20 сентября 1940 г. на пути из Ливерпуля в Лейт-Харбор в Южной Георгии со снабжением и 285 китобоями была торпедирована у берегов Северной Ирландии. «Стромбус», отправленный заменить ее, ожидала та же участь. Через 1 час после выхода из порта, он подорвался на мине и затонул 26 октября 1940 г. Он шел под норвежским флагом. Владельцы компании за 3 месяца потеряли 3 китобазы. Ранее погиб «Яан Веллем» После оккупации Норвегии он перевозил топливо для Германии. В ходе битвы между кораблями Британии и Германии за Нарвик был подбит и сгорел.
Китобазы несли на борту специальное оборудование, поэтому грузовые помещения были относительно небольшими, но в условиях войны, как для Британии, так и для Германии, важны были любые транспорты. Поэтому часть китобаз использовали на промысле, а часть для перевозки грузов. В операциях по добыче китов британцы использовали китобазу «Свен Фойн» и «Соут Экспресс».
Через 3 месяца работы в сезон 1940-41 гг. в районе промысла внезапно появился немецкий рейдер «Пингвин» и захватил обе китобазы с китобойцами. 3-м китобойцам удалось уйти, 2 других на полном ходу устремились к китобазе «Торсхаммер». Подняли сигнал тревоги и вместе пошли к береговой базе «Гритвикен». На следующий день обе китобазы были захвачены немцами. Эти события заставили руководство отозвать два транспорта, направлявшиеся в район промысла. В итоге немцы захватили 3 китобазы, 11 китобойцев и 23626 тонн жира – самое ценное с точки зрения немцев. Операция была спланирована заранее. Немцы дали возможность добыть китов, произвести жир, а потом, захватив флотилию, воспользовались результатом чужого труда. Суда и экипажи конвоировали в Бордо. 700 норвежских китобоев вернулись домой в мае 1941 г.
Немцы посылали в Антарктику 3 рейдера. Самый маленький «Комет» крейсировал в море Росса. Попал он туда любопытным образом. 9 июля 1940 г. он вышел из Бергена (Норвегия) и согласно советско-германскому пакту о ненападении с помощью советских ледоколов прошел северным морским путем до Берингова пролива, далее направился в Антарктику.
После отправки во Францию, захваченных у Кергелена судов, «Пингвин» был потоплен британским крейсером.
Норвежские китобазы были легкой добычей на море. О времени их выхода из портов секрета не делали – объявляли по радио в новостях. Вооружения не ставили.
В 1940-41 гг. в Антарктике норвежцы добыли 2387 китов, произвели 203317 баррелей жира. Для продажи Британии добыто 3116 китов и 229780 баррелей.
В результате работы 6 японских флотилий добыто 9992 кита, произведено жира 622413 баррелей жира.
7 декабря 1941 г. США вступили в войну и посылать флотилии к берегам Антарктики стало еще опаснее. А спермацет, жир и другие продукты китоловства были необходимы.
За 7 лет до этих событий американцы совершили самую большую закупку спермацета, произведенного у побережья Эквадора и Перу. Вскоре этот район стал основным по добыче кашалотов. С началом войны между США и Японией стало небезопасным вести добычу и в этом районе.
К 1943 г. флот стран Содружества получил преимущество на море. Китобои получили защиту.
В 1940-43 гг. немцы пропускали суда в порты погрузки в балласте, разрешали им загрузиться и на обратном пути топили. Обычно китобазы, работавшие на перевозках грузов, шли с большим количеством пассажиров, спасшихся после торпедных атак. Люди занимали места в грузовых помещениях. Не многим везло при последующих атаках.
Мы уже говорили, что первой жертвой нападения была база «Яан Веллем». Задолго до 9 апреля 1940 г. ее отправили на север и сдали на хранение в порт Полярный на мурманском побережье, где она оставалась в ожидании распоряжений. 8 апреля 1940 г. она снялась с якоря в Нарвике с 8500 т топлива, предназначенного для заправки немецких эсминцев, возвращавшихся в Германию после десантных операций. На базе начался пожар и она затонула. Позже базу подняли, отправили в Германию, где в 1948 г. пустили на металлолом. Всего 8 китобаз погибло в 1942-43 гг.
«Космос-2» совершила 22 рейса из Карибского моря в Нью-Йорк с грузом жира. Судно вооружили 2 тяжелыми орудиями и 8 легкими пушками. В 3-м конвое с 24000 т жира и палубным грузом база подверглась нападению 12 самолетов и 9 кораблей. На борту находилось 150 членов экипажа. 27 октября 1942 г. «Космос-2» был торпедирован, но серьезных повреждений не получил и продолжил путь в конвое. На следующий день – 2-я торпеда, но он опять остался на плаву. После попадания 3-й торпеды в течение 1,5 минут почти со всем экипажем затонул. Оставшихся в живых подобрал корабль сопровождения. Через два дня перегруженное судно снова подверглось атаке; погибло 40 человек.
8 сентября 1944 г. погибла китобаза «Тафельберг». Противник атаковал ее через 12 часов после выхода из Нью-Йорка. Через 2 минуты «Тафельберг» затонул с 60 тяжелыми танками «Шерман». Погибли 47 членов экипажа, 52 пассажира и 9 артиллеристов.
До Второй мировой войны на первых советских китобойцах «Энтузиаст», «Авангард» и «Трудфронт» работали гарпунерами норвежцы Христиан Карлсен, Олаф Экват и немец Отто Крауль, о котором мы уже рассказывали. В советской литературе было принято ругать иностранных специалистов: «и стрелять они не умеют, и добычу ведут не так как нам надо, и никого не подпускают к гарпунным пушкам». Профсоюзы добились принятия Положения о 100% норвежском экипаже перед самой войной и к русским китобоям относились как к будущим серьезным конкурентам. Война унесла жизни более 62 млн. человек. В бесконечном списке ее жертв имена моряков всех стран, в том числе Норвегии, России, Германии, Британии и Японии…
Елена ШОЛОХОВА, действительный член Общества изучения Амурского края, краевед
Фотографии и подписи:
Из книги Джонсена и Тоннесена
Подпись к фото: «Вальтер Рау» – первая китобаза, построенная в Германии. 1937 г.
Подпись к фото: «Ниссин Мару» – первая китобаза, построенная в Японии. 1936.
Подпись к фото: «Космос» – первая новая (не переоборудованная) китобаза Норвегии, построенная в Белфасте. 1928.
Подпись к фото Памятник китобоям в Сандефьорде. 1960.