Газета «Рыбак Приморья»

Царство белого безмолвия

Россия обладает значительными морскими биоресурсами, включая и Арктику. Правомерно с наступлением нефтегазовой промышленности России на новые перспективные районы нашей Арктики активизировать развитие морского рыболовства, аквакультуры и рыбопромышленного комплекса.

Вопросы рыбохозяйственной политики применительно к российской Арктике

В последние годы в экономической зоне РФ вылавливается более 55%, в экономических зонах иностранных государства – 25%, в открытых районах мирового океана – 20%, во внутренних водоемах – 5% ВБР. В 2005-2007 гг. общий вылов водных биоресурсов в России составил 3,3 млн. тонн. Это – крайне низкие объемы производства для такой морской державы, как Россия.

С другой стороны, человечеству становится все тесней в нынешних границах его обитания, где био- и энергоресурсы стремительно истощаются. Уже не только слаборазвитым странам, но и вполне благополучным на сегодня государствам грозит в скором будущем дефицит топлива и электроэнергии, питьевой воды, жизненного пространства и даже продовольствия. К тому же и климат на планете ощутимо меняется в сторону потепления, делая все более доступными те районы планеты, где раньше было невозможно вести активную экономическую и хозяйственную деятельность.

В этих условиях взоры экспертов и политиков многих стран закономерно устремляются на «царство белого безмолвия» – Арктику.
Арктика – это новый объект хозяйствования, в освоение которого активно вступают США, Канада, Евросоюз, КНР, Норвегия и др.
Правомерно с наступлением нефтегазовой промышленности России на новые перспективные районы нашей Арктики активизировать развитие морского рыболовства, аквакультуры и рыбопромышленного комплекса.

Рыбохозяйственный потенциал Арктики и рыболовство в ней – это новый резерв для роста производства рыбы и морепродуктов в России.
Так, в плане интенсификации внешнеэкономического сотрудничества РФ с другими странами возможна реализация крупных «арктических проектов» создания специализированных совместных предприятий (СП).

Есть и новые подходы в промышленной аквакультуре, связанные с более эффективными конструкциями морских садков. Так, появились данные о норвежской разработке, запатентованной под маркой Ocean Globe. Конструкция имеет шарообразную форму, погружаемую под воду и закрепляемую на грунте якорем, управляемым с платформы, на которой размещается силовой блок и автоматическая кормушка с запасом рыбного корма. Норвежская установка решает все основные проблемы, связанные с развитием аквакультуры в открытых морских районах: кормление под водой в сложных погодных условиях; эффективный отбор рыбы, очистка и обслуживание; продолжительный срок службы при любых погодных условиях; защита от хищников; исключен выход рыбы из садка; нет негативного воздействия на окружающую среду; благоприятные условия для здоровья рыбы. Диаметр шаровой конструкции – 42 м, вместимость – 1000 т. рыбы.

Описанная норвежская установка прошла успешные испытания в различных океанических условиях, включая северное Баренцево море. Россия могла бы пойти на заимствование этой норвежской промышленной технологии с целью выращивания рыбы, ракообразных, моллюсков в нашей Арктике.
Особым направлением в развитии соответствующих новых предприятий, в том числе СП, могло бы быть участие государства (т.е. Росрыболовства и ряда его предприятий, особенно ФГУП «Нацрыбресурсы») в счет возможного погашения внешнего государственного долга России со стороны ряда южных стран. Это могло бы решить и кадровые проблемы с занятостью трудовых ресурсов и политикой миграции в Арктику (например, из КНР и др.).

Предложения по устойчивому развитию рыбного хозяйства в арктической зоне Российской Федерации можно сформулировать следующим образом.
Во-первых, проведение работ по уточнению размещения рыбохозяйственного комплекса (зонирования) с учетом реализуемой политики вывода избыточного населения из районов Крайнего Севера для проживания в более теплых регионах, а также учета национальных интересов коренных жителей побережья Северного Ледовитого океана. Необходимость взаимоувязки новых проектов освоения природных ресурсов (газ, нефть, полиметаллы и др.) с перспективами развития прибрежного, речного и озерного рыболовства и аквакультуры.

Во-вторых, введение системы транспортных льгот по тарифам на перевозку производственного оборудования и произведенных рыбных товаров для возможной поставки в центральные районы страны и на экспорт (в т.ч. деликатесных экологически чистых видов продукции из муксуна, других сиговых и др.) и иных льгот для юридических и физических лиц.

В-третьих, проведение дополнительных рыбохозяйственных исследований по уточнению имеющихся запасов водных биоресурсов Арктики и научно-обоснованному квотированию их промысла. Введение в хозяйственное использование новых видов биоресурсов (в том числе нерыбных). Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и марикультуры (Мурманская, Архангельская области и др.) с увеличением бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

В-четвертых, при технико-экономическом обосновании проектов освоения новых природных ресурсов нефти, газа, полиметаллов, золота и др. соответствующими российскими инвесторами должно предусматриваться развитие непрофильных рыболовных и рыбоводных предприятий для продовольственного обеспечения населения рыбой и другими водными биоресурсами. При этом Минсельхоз России и Росрыболовство совместно с Ассоциацией «ГКО Росрыбхоз» и Росрыбколхозсоюзом на договорной основе участвуют в проработке инвестиционных и инновационных вопросов подведомственного прибрежного морского и внутреннего речного и озерного рыболовства, а также товарного рыбоводства (включая разведение осетровых, форели и др.), например, на нефтегазовом Ямале.
Помимо этого, в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования развития рыбного хозяйства в регионах Арктики ввести обоснованные компенсационные платежи за нанесение ущерба природной среде добывающими компаниями.

Также следует включить в государственный заказ по прикладным научно-техническим программам России, включая Минсельхоз России, работы по созданию головных образцов судов для прибрежного рыболовства и соответствующих мобильных модульных рыбообрабатывающих предприятий и их мелкосерийному производству. В силу отсутствия производства в России отдельных типов оборудования следует предусмотреть импорт производительного зарубежного оборудования.

На уровне Минэкономразвития России, Минсельхоза России и Росрыболовства просматривается недооценка учета новых тенденций в мировом рыболовстве, включая использование принципиально новых технологий промысла и рыбообработки.

Предложения по устойчивому развитию рыбного хозяйства
в арктической зоне Российской Федерации

Основные рыбохозяйственные проблемы, задачи и направления развития российской Арктики Предложения для включения в проект концепции устойчивого развития Арктической зоны России
1 2 3
1 Преимущественная концентрация рыбохозяйственных предприятий России в арктической зоне Мурманской обл., Ненецкого и Чукотского авт. округов. «Точечный» характер размещения морского рыболовства. Вне развитого круглогодичного морского промышленного рыболовства прибрежное рыболовство в арктической зоне России имеет сезонный характер и крайне незначительные масштабы. Проведение работ по уточнению размещения рыбохозяйственного комплекса (зонирования) с учетом реализуемой политики вывода избыточного населения из районов Крайнего Севера для проживания в более теплых регионах, а также учета национальных интересов коренных жителей побережья Северного Ледовитого океана. Необходимость взаимоувязки новых проектов освоения природных ресурсов (газ, нефть, полиметаллы и др.) с перспективами развития прибрежного, речного и озерного рыболовства и аквакультуры.
2 Низкая эффективность проектов развития рыбного хозяйства в Арктике: удаленность многих рыболовных и рыбообрабатывающих предприятий от транспортной сети России (кроме водных и воздушных путей); высокие транспортные издержки при производственной кооперации предприятий; рост требований автономности производства (минимум кооперации) рыбохозяйственных предприятий; неразвитость систем связи в арктической зоне России и др. Введение системы транспортных льгот по тарифам на перевозку производственного оборудования и произведенных рыбных товаров для возможной поставки в центральные районы страны и на экспорт (в т.ч. деликатесных экологически чистых видов продукции из муксуна, других сиговых и др.) и иных льгот для юридических и физических лиц.
3 Высокая экологическая уязвимость многих видов водных биологических ресурсов. Необходимость более тщательного обоснования квот на промышленный и любительский промысел рыбы, морских млекопитающих и других водных биоресурсов и проведения природоохранных мероприятий. Проведение дополнительных рыбохозяйственных исследований по уточнению имеющихся запасов водных биоресурсов Арктики и научно-обоснованному квотированию их промысла. Введение в хозяйственное использование новых видов биоресурсов (в том числе нерыбных). Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и марикультуры (Мурманская, Архангельская обл. и др.) с увеличением бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.
4 Хозяйственная перспективность дальнейшего промышленного освоения значительных природных ресурсов России (нефть, газ, полиметаллы и др.) в арктической зоне требует соответствующего решения продовольственной проблемы. Помимо пути «северного завоза» продуктов питания стоит задач активизации прибрежного морского рыболовства и внутреннего речного и озерного рыболовства. Решение этих проблем предполагает участие крупных нефтегазовых и других компаний в инвестировании развития подсобного рыболовства и рыбоводства. При технико-экономическом обосновании проектов освоения новых природных ресурсов нефти, газа, полиметаллов, золота и др. соответствующими российскими инвесторами должно предусматриваться развитие непрофильных рыболовных и рыбоводных предприятий для продовольственного обеспечения населения рыбой и другими водными биоресурсами. При этом Минсельхоз России и Росрыболовство совместно с Ассоциацией «ГКО Росрыбхоз» и Росрыбколхозсоюзом на договорной основе участвуют в проработке инвестиционных и инновационных вопросов подведомственного прибрежного морского и внутреннего речного и озерного рыболовства, а также товарного рыбоводства (включая разведение осетровых, форели и др.)
5 При освоении природных ресурсов Арктики окружающей среде, особенно водоемам, наносится значительный экологический и экономический ущерб. Необходимо усиление природоохранительной деятельности и введение различных компенсационных платежей в местный бюджет. В качестве дополнительного источника бюджетного финансирования развития рыбного хозяйства в регионах Арктики ввести обоснованные компенсационные платежи за нанесение ущерба природной среде добывающими компаниями.
6 Арктическая зона России располагает рядом особо ценных видов водных биоресурсов, включая млекопитающих, ресурсы которых пока мало используются по причине малозаселенности арктического побережья. Речь идет о ценных, экологически чистых водных биоресурсах, из которых возможно производство «валютоемкой» экспорто-ориентированной продукции. Возможны новые коммерческие условия для развития компактных производств (прежде всего консервных), ориентированных преимущественно на внешнеторговые поставки. В рамках комплексной программы по хозяйственному освоению российской Арктики следует особо предусмотреть создание возможных экспортно-ориентированных предприятий (в т.ч. в структуре ФГУП «Нацрыбресурс»). Это предполагает большее инвестиционное и финансовое участие государства в развитии северного рыболовства, рыбоводства (Мурманская обл. и др.) и рыбообработки России, включая поддержку специализированного малого предпринимательства.
7 Специалиализированное развитие рыболовства и рыбообработки в российской Арктике невозможно без активизации научно-технических разработок и проектирования новых технологий. В этом отношении необходимо мелкосерийное производство судов (нового типа в «северном» варианте) для прибрежного рыболовства и транспортабельных модульных рыбоперерабатывающих производств. При этом возможно базирование таких производств на судах класса «река-море» или перемещение их вдоль потенциальных районов промысла при помощи вертолетов. Следует включить в государственный заказ по прикладным научно-техническим программам России, включая Минсельхоз России и Росрыболовство, работы по созданию головных образцов судов для прибрежного рыболовства и соответствующих мобильных модульных рыбообрабатывающих предприятий и их мелкосерийному производству. В силу отсутствия производства в России отдельных типов оборудования следует предусмотреть импорт производительного зарубежного оборудования.
8 Решение актуальных задач по активному развитию специализированного рыболовства, рыбоводства и рыбообработки в арктической зоне России затрудняется несовершенством российского законодательства. Речь идет о расширении возможностей целевого развития рыбного хозяйства в сложной северной среде обитания. В частности, требуется решение вопросов государственного субсидирования, льготного кредитования, целевой поддержки экспорта рыбных товаров и др. Эффективное системное решение вышеуказанных проблем требует разработки и принятия специализированного закона РФ «О дополнительных условиях хозяйственного освоения арктической зоны России и поддержки прибрежного морского, речного и озерного рыболовства и рыбоводства» и ряда других нормативных актов (постановлений правительства и ведомственных нормативных актов).
9 Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) в рамках сложившегося в России национального законодательства не полностью учитывает некоторые задачи требуемого хозяйственного освоения арктической зоны России, (а также Канады, США, Евросоюза и др.). Имеется нерешенность международных экономико-правовых проблем в освоении и рациональном использовании арктических территорий. Предстоящее присоединение России к ВТО без решения таких проблем может нанести серьезный экономический ущерб по деятельности уже действующих организации и предприятий рыбного хозяйства России и других отраслей экономики (особенно в Мурманской обл. и дальневосточном регионе). Неизбежно снижение конкурентоспособности подобных предприятий. Учитывая комплекс проблемных вопросов освоения ресурсов Арктики, Правительство России должно выйти с предложением о разработке специального международного «Соглашения о субсидировании производства и мировой торговле на рынке товаров и услуг, производимых в районах Арктики». Представляется, что в основе этого Соглашения должны находиться торгово-промышленные вопросы применительно к таким отраслям мировой экономики как освоение природных ресурсов Арктики, развитие рыбного, сельского и охотничьего хозяйства.

Юрий БОБЫЛОВ, к.э.н., эксперт по внешнеторговой политике, ОАО «ВНИЭРХ»