Сезон «Тайфунов» сместился на мартТретий год подряд в рамках Регионального пограничного управления по ДФО в разгар минтаевой путины на Дальневосточном промысловом бассейне силами Северо-Восточного, Сахалинского, Приморского и Хабаровского погрануправлений проводится специальная операция «Тайфун». В нынешнем году ее особенностями стали новые сроки проведения – в наиболее активный период промысла – и возросшие объемы ОДУ по минтаю. |
Опыт проведения операции «Тайфун» в минувшие два года показал, что совместная деятельность разнородных сил и средств Дальневосточного региона в период главной промысловой экспедиции года позволила в целом локализовать угрозы пограничной и экономической безопасности в сфере охраны водных биоресурсов. Поэтому было принято решение о проведении аналогичной операции и в этом году. 12 марта в Пограничном управлении ФСБ РФ по Приморскому краю прошел брифинг начальника береговой охраны контр-адмирала Михаила ГАЛОЧКИНА, посвященный комплексу мероприятий по обеспечению минтаевой путины в рамках пограноперации.
Одной из особенностей нынешнего «Тайфуна» стали новые сроки его проведения. Если в предыдущие годы контрольно-проверочные мероприятия в рамках операции разворачивались на Дальневосточном бассейне с 15 января до конца апреля, то в нынешнем году пограничные суда приступили к выполнению поставленных задач 10 марта. Связано это с тем, что наибольшая активность на промысле минтая наблюдается именно во второй половине февраля – марте, а активная фаза транспортировки добытой продукции – в первой декаде апреля. В это же время выявляется и наибольшее количество нарушений российского законодательства в области охраны водных биоресурсов.
Помимо этого, как было отмечено на брифинге, те усилия, которые были приложены за два предыдущих года всеми заинтересованными министерствами и ведомствами в рамках выполнения природоохранного законодательства и сохранения минтаевой популяции в Тихом океане, дали плоды. И в этом году ОДУ минтая было увеличено на 30% и составило в общей сложности 697,5 тыс. тонн. Однако в зоне ответственности Приморского пограничного управления активный промысел в части добычи этого объекта, его переработки не осуществляется. Общий допустимый улов минтая в Приморской подзоне составляет всего 4200 тонн – это лишь 0,28% от общего ОДУ по Дальневосточному федеральному округу. При этом на участок Приморья выпадает 3800 тонн. Однако и эти объемы, как правило, по словам контр-адмирала, не выбираются полностью. Так, на 12 марта процент освоения разрешений по минтаю по Приморскому краю составил 1,7% (4975 кг).
Наиболее напряженная работа по охране биоресурсов предстоит в Западно-Камчатской и Северо-Охотоморской промысловых зонах, где распределение квот составляет 308 и 204,5 тыс. тонн соответственно. Однако и приморским пограничникам не приходится сидеть без дела: помимо потока, идущего на российский берег, большая часть рыбопродукции направляется в порты Южной Кореи и Китая. Контроль на маршрутах движения всей добытой продукции и проведение контрольно-проверочных мероприятий во всех портах и портопунктах осуществляется сотрудниками Приморского погрануправления.
По информации Михаила Галочкина, на сегодняшний день в российские порты и портопункты доставлено всего около 30 тыс. тонн минтаевой продукции. По аналогии прошлых лет, когда к концу минтаевой путины эта цифра достигала 92 – 94 тыс. тонн, ожидается, что на российский берег будет доставлено еще приблизительно 60-65 тыс. тонн. «Эта величина оптимальна для российского потребительского рынка, так как, по подсчетам аналитиков, на сегодняшний день максимум, который может поглотить отечественный потребитель, – это 100 – 120 тыс. тонн минтая. При насыщении рынка промысел становится нерентабельным и единственным выходом для рыбаков является сдача уловов в иностранные порты», – пояснил представитель пограничного ведомства.
Наиболее охотно российский минтай принимают на южнокорейском и китайском рынках. Традиционно активная в этом плане Япония закупает его исключительно для поддержания товарного разнообразия на прилавках своих рыбных рядов. Поэтому на сегодняшний день по официальным данным на японский берег поставлено всего 175 тонн минтая. Для сравнения, в 2006 г. эта цифра составляла 1755 тонн, в 2007 – 144 тонны. Таким образом, основные потоки во второй половине марта и в начале апреля направляются в КНР: на настоящий момент это уже около 84 тыс. тонн (в 2006 г. всего было поставлено 356 тыс. тонн, в 2007 – 384 тыс. тонн). Корейским потребителям доставлено 27,5 тыс. тонн (2006 г. – 217 тыс. тонн, 2007 – 265 тыс. тонн).
Помимо пограничников в операции «Тайфун-2008» также принимают участие Управления внутренних дел Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Сахалинской и Магаданской областей, подразделения Дальневосточного таможенного управления ФТС России, Межрегиональное управление Росфинмониторинга по ДФО, территориальные управления Госкомрыболовства, Камчатский центр связи и мониторинга. При проведении комплекса мероприятий по обеспечению минтаевой путины будут осуществляться проверки находящихся на промысле судов и транспортных судов на маршрутах их перехода, пресекаться попытки незаконного промысла, контролироваться перегрузы в море и выгрузка судов, прибывающих в порты Приморского края, а также объемы вылова и выбор квот юридическими лицами. Кроме того будет осуществляться аналитическое слежение за промыслом судов в Охотском море, а также обмен информацией с Управлением безопасности на море (УБМ) Японии и Национальным агентством морской полиции (НАМП) Республики Корея.
Образцовая минтаевая путина
Сравнивая результаты проведения предыдущих операций, Михаил Галочкин сообщил журналистам о том, что за минувшие 2 года на участке Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю силами береговой охраны было осмотрено в портах и на море более 600 промысловых судов, что в 2,3 раза больше, чем в 2006 г. В 2007 г. было выявлено 159 нарушений правил промысла (в 2006 – 139). По выявленным нарушениям в 2007 г. возбуждено 138 дел об административных правонарушениях, за аналогичный период 2006 г. – 63 дела. По выявленным фактам преступлений в сфере охраны ВБР в прошлом году возбуждено 14 уголовных дел (в рамках «Тайфуна-2006» – 4 уголовных дела), сумма штрафных санкций в ходе операции в 1,8 раза превысила результаты «Тайфуна-2006» и составила более 2 млн. 493 тыс. рублей.
Вместе с тем представитель погрануправления особо отметил тот факт, что именно минтаевая путина на сегодняшний день может считаться «образцовой». С каждый годом она становится все более цивилизованной. С прошлого года пограничное ведомство начало работать в тесном сотрудничестве с Дальневосточной Ассоциацией добытчиков минтая. «В результате мы преодолели те недочеты, шероховатости, с которыми приходилось сталкиваться в ходе прошлой операции «Тайфун-2007», и в этом году работаем в полном взаимопонимании, получая помощь от Ассоциации. В свою очередь и мы оказываем рыбакам необходимую поддержку, консультирование. Например, при необходимости производим обучение капитанов промысловых судов Ассоциации, которые непосредственно работают в экспедиции. В результате нарушений именно в ходе минтаевой путины становится все меньше и меньше».
Кардинально изменилась ситуация и с выходом икры. «Дело в том, что объемы выданных квот не провоцируют рыбаков на превышение лимитов по самому минтаю. Большую ценность представляет икра. Прежде выпуск икры минтая на некоторых судах достигал 11 – 16%, а то и 18%. Однако официальное введение 4,5% выхода икры помогло значительно улучшить ситуацию с контролем и упростило нашу работу. Так что каких-либо сложных задержаний на маршрутах транспортировки мы не прогнозируем».
Уменьшается и тяжесть нарушений природоохранного законодательства, что ведет к снижению взимаемых штрафов. «Нарушения такого рода, конечно, остаются. Но если их количество не характеризуется каким-то резким спадом, то снижение тяжести такого рода нарушений и, соответственно, размеров штрафов, налицо. Так что могу утверждать, что рыбалка в российских водах приобретает все более цивилизованный облик. И это радует», – отметил Михаил Галочкин.
Положительная тенденция по его словам есть и в плане работы с зарубежными коллегами. «Уже давно прошли те времена, когда мы жаловались на их недобросовестность. Могу сказать, тот объем информации, которой нам нужен на сегодняшний день, мы получаем. Это касается и НАМП Кореи и сил береговой охраны КНР. Есть подвижки и в работе с японской стороной».
Операция также была положительно оценена и в плане технического оснащения. «К участию в «Тайфуне-2008» привлечены десятки кораблей, авиация. Сейчас в море находится и наша гордость – патрульные корабли с неограниченным районом плавания и полной автономностью «Шкипер Гек» и «Манчжур». В этом году мы также будем вводить в строй выходящий из ремонта патрульный корабль «Херлуп Бидструп», а на следующий год – «Командора». КПД парохода такого класса, его тактико-технические характеристики и возможности сравнимы, примерно, с действием в море без вертолетного комплекса 2,5 ПСКР, с вертолетным комплексом – действия примерно 4,1-4,3 ПСКР. В принципе, для подзоны Приморье нахождение двух таких кораблей с вертолетами на борту решит все имеющиеся проблемы», – резюмировал он.
Вместе с тем, вновь обращая внимание на снижение количества правонарушений в ходе минтаевой путины, контр-адмирал особо подчеркнул, что «это не является показателем снижения уровня работы береговой охраны. Уже давно прошли времена бесчинства в наших водах так называемых «черных капитанов» – сегодня подобные явления становятся, скорее, единичными случаями. К тому же виновниками, как правило, выступают суда под удобными флагами: в настоящее время на арестпричале у нас находится 21 судно, из них 70% – это «подфлажники».
По словам Михаила Галочкина, культура промысле минтая растет с каждым годом. Сегодня ее можно сравнить с иностранным промыслом южнокорейских и японских рыбаков в наших водах на кальмаре. Сегодня между иностранными рыбаками и пограничниками установились доверительные отношения. Контрольно-проверочные мероприятия проходят в плановом режиме, не мешая работе рыбаков.
А поэтому единственное, что пожелал Михаил Галочкин в качестве напутствия приморским рыбакам, – это взаимопонимание. «Со своей стороны мы готовы идти навстречу добросовестным пользователям, которые действительно работают на экономику страны и нашего края.
Еще одним шагом на этом пути стало долгожданное вступление в полную силу с 1 марта нынешнего года Постановления Правительства РФ N 560, позволившего нашим рыбодобывающим судам пользоваться упрощенной схемой пересечения Государственной границы на промысле. И в ходе последней рабочей поездки по краю я лично убедился, сколько населенных пунктов в Приморье, в которых рыбохозяйственные предприятия являются градообразующими, завязаны на этот документ. Была проведена большая работа с Управлением рыбного хозяйства по Приморскому краю, с ассоциациями, и в настоящее время это важное постановление, наконец, заработало. Но, хотя разговоров по этому поводу было много, пока в наше Пограничное управление подано заявок и нами выдано разрешений всего на 8 судов. Конечно, хотелось бы видеть большую активность со стороны рыбаков – мы готовы работать в этом направлении».