Газета «Рыбак Приморья»

Икра раздора

В аппарате СВПУ береговой охраны РФ состоялся брифинг, посвященный ситуации, сложившейся на промысле минтая в Охотском море с определением суточного выхода икры. Несмотря на ранее звучавшие комментарии ученых и многочисленные обращения рыбаков в ведомстве продолжают настаивать на необходимости определения выхода икры по ее массе в сыром виде.

В брифинге приняли участие заместитель начальника СВПУ береговой охраны ФСБ России генерал-майор Владимир Киреев, военный прокурор 310-й военной прокуратуры гарнизона полковник юстиции Игорь Рубан, а также временно исполняющий обязанности начальника Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России контр-адмирал Сергей Сурин.

По данным контр-адмирал Сергея Сурина, инспекторским составом Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России проверено 470 тыс. тонн улова минтая, что превышает 85% его суммарного вылова в ходе путины. Помимо контроля добывающих судов при перегрузках проведено 600 проверок непосредственной промысловой деятельности, в том числе 300 – в районах промысла. В результате выявлено 95 нарушений, к ответственности привлечены 52 участника промысловой деятельности. Сумма вынесенных штрафных санкций превысила 2,8 млн. рублей. Предъявлено к взысканию ущерба на сумму 2,3 млн. рублей, изъято 60 тонн незаконно добытой продукции.
В ходе осуществления государственного контроля хода путины СВПУ береговой охраны ФСБ России принимались меры по обеспечению выполнения всеми участниками промысла действующих правил рыболовства. В итоге ряд промысловых судов, в действиях капитанов которых усматривались признаки нарушения правил, оказались задержанными. «Все задержания и аресты осуществлялись в рамках возбужденных в отношении капитанов дел об административных нарушениях как мера обеспечения производства по делам, – было заявлено на брифинге. – Однако рыбаки считают, что нарушений правил промысла они не допустили. Главное отличие позиции рыбопромышленников и пограничного управления в способе определения значения, предусмотренного правилами рыболовства, выхода икры минтая».

В ходе встречи с журналистами Сергей Сурин напомнил, что в сентябре прошлого года правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна были дополнены запретом на специализированный промысел минтая во всех районах промысла в случае превышения выхода икры минтая, который в среднем за весь период промысла на одно рыбопромысловое судно составляет 4,5% к массе промытой рыбы, поступившей в разделку. Дополнения также установили, что в Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской и Северо-Охотоморской подзонах максимальный суточный выход икры минтая не может превышать: в январе – 4%, в марте – 5%, в апреле – 7%.

Однако, признав факт отсутствия в действующей редакции Правил рыболовства Методики определения суточного выхода икры минтая, СВПУ самостоятельно решило, каким образом подчиненному инспекторскому составу надлежит определять выход икры и какую именно икру (в каком виде) инспектору надлежит взять за базу для расчета показателей суточного выхода. Так, в своем распоряжении от 14 марта 2007 г. врио начальника Северо-Восточного погрануправления береговой охраны ФСБ РФ генерал-майор Владимир Киреев требует от всего инспекторского состава, осуществляющего контроль промысла в Охотском море, «при определении выхода икры минтая для расчетов использовать массу икры, не подвергнутой мойке, сортированию и замораживанию».

В связи с этим Сергей Сурин пояснил позицию пограничного управления, сообщает Север ДВ. Специализированный промысел минтая ведется как раз в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. Таким образом, в течение суток существует определенный, единообразно определяемый для всех судов, выход икры минтая. В случае его превышения промысел запрещен.

«По мнению рыбопромышленников, в качестве базы для вычисления выхода икры должна использоваться масса икры, уже подвергнутой мойке, сортированию и замораживанию. Достоинство у такого способа только одно – масса такой икры меньше массы сырой икры, извлеченной из рыбы, а значит, и рассчитанный выход будет ниже, – прокомментировал он. – На судне может быть изготовлено 48 видов продукции, сырцом для которой случит минтаевая икра. И для каждого вида готовой продукции существует свой коэффициент выхода и, следовательно, нормы потерь при обработке. Это значит, из одного килограмма сырой икры может быть изготовлено различное количество готовой продукции в зависимости от ее вида. Поэтому в качестве базы для определения выхода икры должна быть использована ее масса в сыром виде».
Полковник юстиции Игорь Рубан отметил, что ему лично пришлось беседовать с представителями фирм задержанных судов, которые заявили протесты на действия сотрудниками ГМИ. По мнению Сергея Сурина, о недочетах законодательства, на которые сегодня пеняют рыбаки, следовало дискутировать до начала путины.

Как сообщал ранее «РП», Ассоциация добытчиков минтая обращалась за консультацией в том числе и в научные организации с просьбой дать компетентную оценку сложившейся ситуации. Так, в письме заместителя генерального директора ТИНРО-Центра Игоря Мельникова на запрос Ассоциации по данному вопросу отмечается, что «те нормы выхода икры, которые содержатся в Правилах рыболовства, имеют ввиду отношение массы неотсортированной, непромытой и незамороженой икры к массе выловленной рыбы». Следовательно, подсчет инспекторами ГМИ СВПУ фактического количества икры, находящегося в замороженном виде в морозильных трюмах, без контроля непосредственно суточного выхода продукции, не совсем верен, утверждает представитель науки.

Игорь Мельников также обратил внимание на необходимость изменений и доработки п.п. 11.13 Правил рыболовства, «поскольку сначала здесь говорится о запрещении промысла минтая во всех районах за весь период помысла в случае превышения выхода в 4,5%, однако далее не звучит требования о закрытии промысла, а речь идет лишь о максимальном суточном выходе икры по отдельным подзонам и месяцам».

«Таким образом, по нашему мнению, п.п. 11.13 в настоящее время невозможно использовать для целей определения выловленного минтая, – говорится в письме заместителя генерального директора ТИНРО-Центра. – По большому счету, икра является всего лишь одним из внутренних органов рыбы, наряду с молоками, сердцем, желудком, значительно меняющими свои весовые характеристики в зависимости от физиологического состояния».

В связи с этим ученые полагают, что контролирующим органам для оценки вылова и определения возможного ущерба водным биоресурсам в случае нарушения Правил рыболовства «следует использовать хорошо зарекомендовавшие себя на практике «Бассейновые нормы отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве мороженой продукции из рыб Дальнего востока», которые дают возможность достаточно надежно рассчитывать вылов минтая по выпуску таких видов замороженной продукции, как обезглавленный минтай и филе различных видов», – указывается в письме Игоря Мельникова.

Наталья СЫЧЕВА