Федеральный ЗаконС 1 октября 2008 года вступает в силу Федеральный Закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». |
Отделением Пенсионного Фонда РФ по Приморскому краю подготовлены разъяснения по применению основных норм Закона.
Главное отличие названного Закона от предшествующих в том, что в формировании расчетного пенсионного капитала для исчисления трудовой пенсии принимает участие непосредственно само застрахованное лицо, а главным стимулом для вступления его в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию является софинансирование со стороны государства.
Таким образом, расчетный пенсионный капитал, из которого будет рассчитываться трудовая пенсия, по желанию гражданина, может формироваться теперь из 3-х разных источников:
- за счет взносов работодателя на обязательное пенсионное страхование (как это и было ранее), а также взносов на дополнительное пенсионное страхование;
- за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии, которые перечисляет застрахованное лицо само за себя;
- за счет государственного софинансирования из средств федерального бюджета.
Предусмотрен следующий объем участия в формировании расчетного пенсионного капитала участников этого правоотношения:
работодатель, помимо тех 14 процентов, которые он уплачивает из фонда оплаты труда на страховую часть пенсии, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вправе принять решение об уплате дополнительных взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии. Указанное решение оформляется отдельным приказом по организации или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор;
застрахованное лицо определяет размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть самостоятельно. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений предоставляется в текущем календарном году застрахованным лицам, уплатившим в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме не менее 2-х тысяч рублей. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии наступают на основании поданного лицом заявления;
государственное софинансирование определяется, исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 тысяч рублей в год.
Необходимо отметить несколько принципиальных положений по этому Закону.
Впервые с начала проведения преобразований в пенсионной системе государством введено экономическое стимулирование добровольного участия в накопительной пенсионной системе самих граждан и работодателей через налоговые преференции, которые им экономически выгодны. Таким образом государство стимулирует и поощряет добровольную дополнительную уплату взносов как гражданами на свое пенсионное обеспечение, так и работодателями.
Второе принципиальное положение заключается в том, что государственное софинансирование носит временный, т.е. ограниченный по продолжительности характер. Распространяется он на граждан, которые вступают в правоотношения по добровольному пенсионному страхованию в период с 1.10.2008 по 1.10.2013 года и действует в течение 10 лет. Это означает, что принять решение о вступлении в добровольные правоотношения гражданин может именно в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Если он принимает такое решение, к примеру, в 2011 году, государство в течение 10 лет до 2021 года будет принимать участие в софинансировании его пенсии.
Таким образом, софинансирование со стороны государства имеет место только на запуске этой системы, только на начальной стадии, как толчок для развития института добровольных правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования.
Но все остальные нормы в этом законе носят бессрочный постоянный характер.
Третье положение – это дополнительное экономическое стимулирование граждан более зрелого возраста. Оно выражается в том, что гражданам, которые при достижении пенсионного возраста откажутся от назначения трудовой пенсии и будут уплачивать дополнительные страховые взносы, государство, в качестве поощрения, будет финансировать до 48 тысяч рублей в год вместо 12 предельно возможных тысяч, как всем остальным гражданам, вступившим в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Необходимо обратить внимание на то, что эта дополнительная льгота не касается тех граждан, которым пенсия уже назначена и которые хотели бы временно отказаться от ее получения. Эта норма касается только тех, кому пенсия еще не назначалась в случае отказа от ее назначения.
И четвертое принципиальное положение.
Софинансированные средства из федерального бюджета включаются в накопительную часть трудовой пенсии, а не в страховую часть пенсии. Таким образом, у граждан, которые по нормам Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ не имели накопительной части из-за возрастных ограничений, при вступлении в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию на индивидуальном лицевом счете появляется накопительная часть.
Право вступать в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию предоставлено любому физическому лицу, постоянно или временно проживающему на территории Российской Федерации независимо от возраста и независимо от того, работает этот гражданин или нет. НО поскольку дополнительное пенсионное страхование осуществляется в рамках обязательного пенсионного страхования, это влечет за собой два ограничения.
1.Условия, необходимые для назначения трудовой пенсии, остаются прежними, они не изменяются. Это означает, что 5-летний страховой стаж, необходимый для приобретения права на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», образует совокупность 2-х фактов: во-первых, трудовая деятельность и, во-вторых, уплата страховых взносов. Поэтому, если гражданин пожелает воспользоваться этим Законом, только уплатив взносы, без факта работы, эти периоды в страховой стаж, определяющий право на пенсию, не будут учтены, хотя эти суммы на лицевой счет разносятся и при наличии права на трудовую пенсию на ее размер повлияют.
2. Второе ограничение касается порядка распоряжения этими средствами. Поскольку уплата страховых взносов осуществляется в рамках обязательного пенсионного страхования, в случае смерти застрахованного лица, производившего дополнительные отчисления, эти суммы не подлежат наследованию как частная собственность, здесь не действует механизм наследования, а действует только механизм правопреемства. Это означает, что в случае смерти застрахованного лица, уплаченные суммы могут передаваться правопреемникам при соблюдении одного обязательного условия: в том случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.
Основные статьи Закона, связанные с порядком уплаты взносов, процедурой учета и инвестирования вступают в силу с 1января 2009 года. Подавать заявления на вступление в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию можно с 1 октября 2008года.
Пресс-служба Отделения ПФР по Приморскому краю