Неготовность моряков закладывается в вузе?
Многочисленные изменения в международной конвенции в области образования повлекли за собой необходимость создания в России более современных образовательных стандартов для морских учебных заведений. В настоящий момент они находятся на стадии разработки. Свой вариант будущей программы по двум стандартам – подготовка судоводителей и судомехаников – намерен предложить и Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского. Предполагается, что по универсальным стандартам вузы в течение 5 лет будут готовить указанных специалистов на уровень эксплуатации. Уровня управления выпускник сможет достичь, пройдя дополнительное обучение в течение еще около 4,5 месяцев.
Однако представители рыбаков-практиков обеспокоены тем, что процесс разработки стандартов пошел по неверному пути. И проблема эта является общей для всех отраслевых вузов. По словам председателя Клуба капитанов рыбопромыслового флота Бориса ПАФАТНОВА, сегодня среди разработчиков программы доминирует мнение о приоритетной роли высшей школы в сфере отраслевого образования. Иными словами, достижение уровня управления (т.е. получение дипломов капитана, старшего механика и т.д.) возможно лишь через высшее образование. Но отраслевики уверены в другом: строительство новых стандартов должно идти снизу вверх – этого требует специфика отрасли, этим и должны определяться учебные программы. «Важно, чтобы начальное и среднее специальное образование вписывались в программу высшей школы. Еще слишком рано отказываться от этих уровней как базы для подготовки кадров для рыбопромыслового флота», – уверен капитан.
- Сегодня готовящиеся стандарты действительно ориентированы именно на высшую школу, где все-таки занимаются подготовка научной, инженерной элиты, – продолжает заместитель начальника Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа Ольга ЧИГОРЬ. – В действительности лишь небольшой процент людей способен к этому. К тому же сам процесс обучения выливается в огромные затраты и средств, и времени, и усилий самих учащихся. На самом же деле рыбопромышленные компании сегодня испытывают огромную потребность именно в квалифицированных рабочих – матросах, мотористах, рефмашинистах, электриках, токарях, наладчиках оборудования и т.д.
Учитывая это, мы предлагаем свою модель многоуровневой подготовки кадров, которая уже подтверждена мировой практикой. На первой ступени наши студенты получают все необходимые практические навыки и квалификацию по рабочей специальности. Это позволяет им по окончании обучения сразу вливаться в рабочий процесс на предприятии. Обкатав полученные знания непосредственно на практике и получив характеристику с рабочего места, они переходят на вторую ступень образования, где получают квалификацию техника-эксплуатационника. И лишь затем, после получения устойчивой теоретической базы, подкрепленной собственным опытом, лучшие из студентов, которые имеют способность к обучению, которым действительно нравится эта работа, направляются в вуз. Там они могут заняться уже какой-то фундаментальной наукой, инженерными исследованиями и т.п.
Однако, по словам представителя колледжа, на настоящий момент средние учебные заведения попросту выпали из процесса подготовки стандартов нового поколения. «Похоже, наша судьба – объединение с вузами. Но у высших учебных заведений иные задачи, их приоритет – наука. Бесспорно, это большие и благородные цели. Но предприятиям нужны, прежде всего, работники. И наши собственные исследования показывают, что на рыбопромышленных предприятиях Приморья трудится до 80% специалистов именно со средним профессиональным образованием. А нас пока попросту оставляют за бортом».
К тому же сложно представить, что специалист с дипломом об окончании высшей школы будет стремиться по окончании вуза занять капитанский мостик на судне мало- или среднетоннажного флота. А между тем, в составе только дальневосточного рыбопромыслового флота, численностью около 1500 судов, две трети составляют как раз суда малого и среднего классов, на которых работает примерно 5000 специалистов, подготовленных на уровне управления рыбацким судном (капитан и старпом, старший и второй помощники). Для этой основной группы командного состава высшее профессиональное образование не требуется, и такое положение сохранится еще долгие годы, уверены рыбаки.
Практическая помощь
«Как можно готовить что-то, отрываясь от основополагающей базы? – продолжает Борис Пафатнов. – Ведь нам важен результат, важно, чтобы на производстве мы в итоге не получили «сырой» продукт, который устраивал бы только учебные заведения. К сожалению, на практике нам часто приходится наблюдать такие примеры. Получается, что неготовность моряков сегодня закладывается в вузе. Этого категорически нельзя допускать».
А кто лучше практиков сможет привить молодым кадрам необходимые навыки? Это в свою очередь выводит нас на очередную проблему – вливания опытных моряков в процесс воспитания для отрасли подрастающего поколения.
Акцент на необходимость участия самих работодателей в подготовке кадров делает и государство. 1 декабря 2007 года вышел новый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». В том числе практикам дается возможность включаться в процесс разработки государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формирования перечней направлений подготовки (специальностей) профобразования, государственной аккредитации образовательных учреждений отрасли и т.д.
«Таким образом, в наших силах влиять на процесс обучения и не допускать того, чтобы образовательные учреждения делали «продукт для внутреннего потребления», который в результате не будет устраивать ни судовладельцев, ни капитанов, которым с ним – с этим молодым специалистом – придется потом работать всю жизнь», – отмечает Борис Пафатнов.
Актуальность этой проблемы подчеркнул и генеральный директор ОАО «Преображенская база тралового флота» Арслан ВИСАДОВ, представлявший на круглом столе сторону непосредственно работодателей: «дальше не замечать ее просто нельзя, так как в результате мы можем потерять весь наработанный десятилетиями опыт». И, вероятнее всего, по его словам, начинать нужно действительно не с высшего образования. «Ведь на деле из 30 выпускников судоводительского факультета до капитанского мостика доходят лишь двое. А все потому, что море действительно ставит очень серьезные жизненные экзамены, которые, судя из опыта, выдерживают не все.
Во многом развитие, служебное становление молодого работника зависят от института наставничества. Но эти традиции на сегодняшний день, к сожалению, утрачены, – посетовал руководитель одной из ведущих приморских рыбохозяйственных компаний, в свое время сам преодолевший многолетний путь к мостику капитана. – Ведь вместе с кораблем и производственными задачами капитану доверяется самое ценное – жизнь экипажа. Поэтому, помимо теоретических знаний, основ будущей профессии, в ходе учебы курсанту необходимо закладывать понимание того, что море – это образ жизни, к которому нужно готовиться, и готовиться заранее».
Море научит, но не простит
В последнее время мы все чаще вспоминаем советские времена, когда наше отечественное образование считалось лучшим в мире. Сегодня же, когда будущим капитанам по учебному плану в вузах дается всего 80 часов навигации, сложно представить, что, выйдя из-за парты, такой «профессионал» сможет взять на себя ответственность за безопасность людей и всего судна в целом. «Капитан – это отец экипажа, а им становятся только с возрастом», – уверены ветераны отрасли. Именно поэтому уже на этапе подготовки новых стандартов важно уделить повышенное внимание дисциплинам, специфическим для каждой специальности в отдельности, а также обязательной практике для набора необходимого плавценза. Важно еще не утратить в процессе реформирования институты и курсы повышения квалификации, дающие бесценный опыт и прививающие настоящий рыбацкий профессионализм.
Кроме того, нельзя забывать и о возрождении престижа рыбацкой профессии. Сложно сегодня сетовать на то, что молодые люди выбирают другое место работы. Если прежде выпускники стремились попасть на новые суда, которые рыбацкие компании могли позволить себе приобретать с завидным постоянством, то сегодня у них просто нет стимула для этого – он остался в прошлом вместе с новой техникой и достойными зарплатами. Поэтому, помимо качественного образования, отрасли необходимо обеспечивать молодую смену нормальными условиями труда. Но только своими силами отечественные работодатели этого вряд ли добьются – здесь необходима серьезная поддержка и государства.
Правда, трезво оценивая ситуацию с нынешним состоянием отрасли, мы понимаем, что создание комфортных условий труда может затянуться. Новые же стандарты образования, хотят того сами рыбаки или нет, вступят в действие гораздо раньше. И тут важно не упустить еще один момент, который способен серьезно осложнить и без того непростую жизнь моряка. Мы уже упоминали, что выход на уровень управления может потребовать от специалиста обучения по дополнительной программе. Однако за чей счет будет проходить это повышение профессионального уровня – остается под большим вопросом. Сами разработчики соглашаются, что этот момент еще требует серьезной проработки, но, скорее всего, все затраты лягут на плечи самих студентов.
Совершенно очевидно, что, заставляя моряка доучиваться самостоятельно, мы рискуем попросту растерять кадры – удовольствие это уже сейчас обходится не в один десяток тысяч рублей. Ждать бюджетной помощи? Но государство и так вкладывает в образование и, в частности, в подготовку морских специалистов огромные деньги. Правда, в подавляющем большинстве случаев, выходя в свободное плавание по окончании учебного заведения, они берут курс к иностранным берегам и флагам. Попытаться исправить ситуацию можно, и для этого даже не придется изобретать велосипед: все мы еще помним систему обязательной отработки на предприятии после получения диплома, действовавшую в нашей стране долгое время.
Другим и, вероятно, более эффективным вариантом может стать поддержка молодого специалиста со стороны работодателя. Причем роль компании, которая должна заботиться о совершенствовании профессиональной подготовки своих специалистов, четко определена в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков. У нас же вновь получается «как всегда»: моряк пришел на судно по контракту, отработал определенный срок, а дальше – волен идти на все четыре стороны. И хорошо, если с заслуженной зарплатой на руках. Таким образом, вопрос об ответственности работодателей сегодня необходимо ставить на первый план. И в решении его необходимо руководствоваться условиями российской действительности.
Нюансов действительно очень много. Поэтому вполне оправданные опасения заинтересованных практиков (впрочем, как и самих преподавателей) рисуют перспективы слепой «лепки» новых стандартов по зарубежным аналогам далекими от вопросов отрасли министерскими экспертами в области образования. Для рыбного хозяйства важно дифференцировать процесс подготовки кадров. Так, по словам проректора по научно-методической работе и кадровой политике Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуза) Игоря КИМА, на сегодняшний день в вузе на базе одного направления – промышленное рыболовство – создаются сразу две кафедры – океаническое и прибрежное рыболовство. «Мы знаем, что наш удел море и наш удел специфика. И для того, чтобы держаться на плаву в своей нише, мы должны всячески акцентировать это, находить новые варианты, разумно совершенствовать свой учебный процесс».
В то же время, по словам проректора, вузу действительно не хватает взаимодействия с работодателями. «Ваше участие в разработке образовательных стандартов – это обязательное условие, – обратился он к представителям рыбохозяйственных организаций. – Мы готовим кадры для вас, а значит, именно вы должны играть в этом процессе первую скрипку. Согласно новым стандартам, 50% учебной нагрузки будет формироваться самими вузами. Если это будет происходить без участия отраслевиков, результат может оказаться еще более плачевным, чем при госстандартах. Поэтому мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с практиками и готовы создать все условия для того, чтобы будущие работодатели, опытные капитаны, знатоки рыбацкого дела принимали активное участие в жизни вуза – руководили дипломными работами, предоставляли студентам возможность проходить практику на своих судах, входили в состав Государственной аттестационной комиссии. Чтобы наши встречи проходили не только за круглым столом».
Как видим, вопрос стандартов образования сегодня действительно требует к себе повышенного внимания. Обойти его нельзя, ведь стандарты делают не для того, чтобы просто обеспечить работой преподавательский состав, а потому что их действительно нужно менять. Так положено, таковы требования мирового сообщества, самого времени. И даже несмотря на общее состояние отечественного рыбопромыслового флота, которое не критикует сегодня только ленивый, необходимо думать о будущем и работать на него, а значит, без отвечающих требованиям времени стандартов не обойтись.
К такому мнению пришли и участники встречи. Как следствие – начатая дискуссия получила продолжение на более высокой ступени при непосредственном курировании краевой администрации. Она же взяла на себя и обязанность принять необходимые меры по защите интересов рыбаков при решении данного вопроса на уровне Правительства РФ. Ведь главное сейчас – вовремя взять процесс реформирования под профессиональный контроль, чтобы переход к международным стандартам не стал для нас очередной революцией.