Строим флотВ Санкт-Петербурге состоялось первое заседание рабочей группы по реализации проектов строительства судов рыбопромыслового флота на судостроительных предприятиях ОАО «ОСК». Государственный комитет по рыболовству направил для участия во встрече заместителя начальника отдела целевых программ и капитальных вложений Управления экономики, имущественных отношений и перспективного развития Сергея СИМОНЕНКО. В заседании рабочей группы также принимали участие представители ОАО «ОСК», ОАО «Архангельский траловый флот», ФГУП «Судоэкспорт», ОАО «Гипрорыбфлот», ФГУП «ВНИРО», ЗАО «Судомеханизм», ФГУП «ЦНИИ ТС», КБ «Восток». Заседание проходило в стенах ФГУП «ЦНИИ ТС». |
На заседании рабочей группы рассматривались два вопроса. Строительство рыбопромысловых судов на условиях лизинга с привлечением средств государственной поддержки на судостроительных предприятиях ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», а также организация работ по проектированию и строительству судов в целях реализации Концепции ФЦП «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 681-р.
Как сообщил Сергей Симоненко, в рамках обсуждения первого вопроса представители ОАО «ОСК» проинформировали присутствующих о том, что в ближайшее время на заседании Правительства Российской Федерации должен быть решен вопрос о выделении ОАО «ОСК» в 2008 году на развитие лизинга судов средств федерального бюджета в размере 1,8 млрд. руб. Всего на 2008 – 2010 годы из федерального бюджета ОАО «ОСК» на данные цели планируется выделить 8,3 млрд. руб.
Также в 2008-2010 годах предполагается дополнительно привлечь 16,6 млрд. руб. внебюджетных ресурсов, т.е. в 2 раза больше, чем средства федерального бюджета. По информации Сергея Викторовича, уже были проведены предварительные переговоры с представителями крупнейших российских банков и получено принципиальное согласие на выделение финансовых ресурсов на срок 8-10 лет для финансирования лизинговых операций. Средняя процентная ставка по кредитам вышеуказанных банков может составить 15% годовых. С целью компенсации части затрат ОАО «ОСК» на привлечение кредитных ресурсов по информации компании федеральным бюджетом России будет предусмотрено выделение средств в объеме 50% от ставки по привлекаемым коммерческим кредитам.
Представители ОАО «ОСК» проинформировали участников заседания о том, что помимо рабочей группы по строительству рыбопромысловых судов, предполагается создать еще две рабочие группы по строительству морских и речных судов, а также по освоению континентального морского шельфа.
В качестве пилотного проекта строительства ОАО «ОСК» судов для рыбохозяйственного комплекса России по схеме лизинга был выбран проект строительства трех БМРТ и двух ТР для возобновления рыболовства в Южной части Тихого океана (ЮТО) и водах Антарктики. Данные суда предполагается строить в рамках проекта создания Государственной компании «Росрыбфлот». Ввиду того, что проекты строительства судов для рыбохозяйственного комплекса имеют меньшую инвестиционную привлекательность по сравнению с проектами строительства судов для газовой промышленности и т.п., было высказано пожелание ускорить процесс реализации проекта строительства БМРТ и ТР.
Представители Госкомрыболовства России проинформировали участников заседания о том, что проект создания компании «Росрыбфлот» находится на согласовании в уполномоченных министерствах и ведомствах. Представители ОАО «Архангельский траловый флот» – общества, которое должно стать базовым при организации компании «Росрыбфлот» высказали пожелание по ускорению согласования деталей проекта строительства БМРТ и ТР с ОАО «Архангельский траловый флот». Так до настоящего момента не согласовано техническое задание по судам, не просчитана экономическая эффективность их работы в ЮТО и Антарктиде, связанная с организацией экспедиционного лова, сбытом продукции, покрытием возможных убытков за счет государственных дотаций и т.п.
Следует отметить, что до сих пор ОАО «ОСК» окончательно не определена структура (компания) в рамках которой будет осуществляться лизинговая деятельность, не определены основные условия осуществления сделок лизинга судов такие как: включение сроков строительства судов в общий срок лизинговых сделок, размер авансовых платежей лизингополучателей и иное обеспечение по сделкам, средний размер процентной ставки по лизинговым операциям (с учетом стоимости средств, выделенных из федерального бюджета) и т.д.
Также, в настоящий момент ОАО «ОСК» проводит анализ технического потенциала своих проектных и судостроительных предприятий в связи с чем, технические возможности ОАО «ОСК» по строительству судов для рыбохозяйственного комплекса и других отраслей пока не определены.
Вышеуказанные и иные вопросы, связанные с организацией ОАО «ОСК» лизинга судов должны быть решены до 1 июля 2008 года.
В рамках обсуждения второго вопроса были затронуты проблемы строительства научно-исследовательских судов (НИС) для рыбохозяйственного комплекса. До настоящего времени проекты НИС для рыбной отрасли в Госкомрыболовство России не представлены. Представителями ФГУП «ВНИРО» была проведена презентация мировых достижений в области строительства НИС на период до 2006 года, а также показан эскизный проект, разработанного ими НИС. Также представители ОАО «Гипрорыбфлот» пообещали передать в ближайшее время на рассмотрение участникам заседания три проекта НИС различного типа. Как сообщил Виктор Симоненко, экономическая составляющая проектов строительства НИС, связанная в основном с расчетом бюджетной окупаемости данных проектов, будет осуществляться ОАО «Гипрорыбфлот» под контролем Госкомрыболовства России.
Для обсуждения вопросов строительства патрульных судов, моторных лодок и малых плавучих средств для обеспечения государственного контроля в области охраны морских биоресурсов было предложено пригласить на следующее заседание рабочей группы, которое должно состояться 15 июля 2008 года, уполномоченных представителей ФСБ, ведомства являющегося совместно с Госкомрыболовством России заказчиком ФЦП «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах».