Газета «Рыбак Приморья»

Судьба героев

Наверное, каждому из нас приходилось порой сталкиваться с людьми, судьба которых поражает воображение и прямо-таки просится на страницы остросюжетного приключенческого романа. Уроки, которые мы выносим из таких встреч, пополняют нашу «копилку» опыта, позволяя лучше понимать мир, людей, которые нас окружают, их поступки и характеры. Немало таких примеров хранит в памяти бывший капитан дальнего плавания Олег Григорьевич ВИШНЕВСКИЙ, уже не раз появлявшийся на наших страницах. О двух таких случаях он вспоминает сегодня.

В декабре в 1953 году во время шторма от острова Парамушир унесло в океан катер «Ж-257» с шестью членами экипажа на борту. 82 дня дальневосточные моряки оставались один на один со стихией, зависнув между жизнью и смертью.
«Я тогда был капитаном флота на рыбокомбинате «Клерк», который находился между Зарубино и Славянкой в Хасанском районе, рассказывает Олег Вишневский. И получил указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами СССР экипажа морского буксирного катера «Ж-257» китобойного комбината «Подгорный» Министерства рыбной промышленности СССР».
Мне удалось встретиться с аварийным инспектором, который в свое время расследовал это дело. Он мне рассказывал, как их встречали, как выносили с этого катера – килограммов по 30 веса мужики были. Так и несли – на руках…
Катер «Ж-257» числился за китокомбинатом «Подгорный». Во время войны у нас были американские тральщики, поставленные по ленд-лизу. Когда война закончилась, их отдали американцам, а часть – штук 5 – сделали китобойцами. От японцев на Курилах остались несколько китокомбинатов: на Парамушире «Подгорный», на Симушире «Скалистый» и другие. Основной китобойный промысел разворачивался с океанской стороны Курил. Когда китобойное судно приходило, оно оставляло свою «добычу» прямо в бухте – привязывая к специальному бую. К берегу туши китов буксировал катер – «жучок». Далее по специальному слипу (телега на рельсах, уходящих в воду) кита затягивали на берег, где резали, топили рыбий жир, перемалывали кости на муку.
В то время прогноза погоды толком не давали. Сам смотри, чувствуй, откуда ветер дует и соображай, куда тебе прятаться, если шторм начался. Вот «жучок» и прогадал – попал в самую непогоду. Во Втором Курильском проливе, между островами Шумшу и Парамушир, бывают очень сильные ветры. Пролив, соединяющий Охотское море с Тихим океаном, словно ветряная труба. Там не раз шторм выкидывал на берег десятки мелких рыбацких суденышек, средних рыболовецких траулеров.
Нашему катерку надо было бы дойти до Северо-Курильского ковша, где можно переждать непогоду. Но времени не хватило. Унесло «жучок» далеко…
Вообще надо сказать, тогда таких катерков много было – около 300. Их строили на 92-м заводе, что на Диомиде. Больших же судов почти не было. Я на таких катерах много отходил – работал и на «Ж-25», и «Ж-259». И на обоих попадал в шторм. Дважды пересекал Татарский пролив. До Сахалина на таком суденышке часов 30 надо идти, если погода хорошая, а если плохая, то можешь и не дойти вовсе.
Катер маленький – 18 м, стандартная команда – 9 человек. Запас продуктов на неделю, на полмесяца – максимум. Там даже холодильника нет! На каждом катере был неприкосновенный запас: сгущенное молоко, сливочное масло, сухари, соль и тушенка мясная. Если все продукты заканчивались, приходилось открывать НЗ. Была еще цистерна для воды. Но мы обычно брали деревянную бочку на 100 литров – такой анкерок и хранили воду в нем. Несколько анкерков стояли, потому как такие катера обычно далеко не уходили. Район плавания по документам – до 20 миль от берега. Хотя фактически они работали везде – и на Камчатке, и на Курилах, и на Сахалине, и здесь в Приморье их было много».
Через полтора месяца на катере закончилось продовольствие, пресная питьевая вода, дизельное топливо. Суденышко шло под самодельным парусом, не слушалось руля. На берегу их давно зачислили в «пропавшие без вести», прекратив бесплодные поиски. По воле волн и ветра скитальцев занесло в нейтральные и даже американские территориальные воды, прежде чем погнать к камчатским берегам. 21 февраля 1954 года измученных, истощенных и обессилевших людей подобрал СРТ «Камчадал».
«Тогда в советское время об этом случае мало кто говорил. Других героев хватало, сельскохозяйственных, вздыхает Олег Григорьевич. Была небольшая заметка в газете. Потом книжечка на эту тему, фильм художественный. Однако случай все-таки замолчали. Я тогда в моря ходил, в Находке работал. Когда в 1960-м году унесло баржу Зиганшина с Итурупа, с залива Косатки, об этом и вовсе забыли. А ведь это подвиг был – держались 82 дня на одном только мужестве. Да собственно все такие были тогда, ничего не боялись.
А помните известный фильм «Чрезвычайное происшествие»? В середине пятидесятых наш танкер «Туапсе», большой – 13 тыс. тонн, вез керосин в КНР. Маршрут судна пролегал из Южно-Китайского моря через Филиппинское, Восточно-Китайское в Китай. А между Филиппинами и Тайванем – пролив. На Тайване тоже живут китайцы, которых коммунисты выгнали, гоминдановцы. У СССР с ними отношения были прекращены. И вот вышел сторожевой корабль, эсминец тайваньский, подошел и захватил наш танкер. Отконвоировали его в порт Гаосюн. Больше года моряки провели в плену. Часть из них согласилась уехать в Америку, часть освободили через шведское посольство, трое так и остались на Тайване.
Я эту историю знал. Мы много лет обходили этот Тайвань за 100 миль. И вот зашли мы как-то с промысла в конце 60-х в порт Сингапур. Решили отовариться. Подходит бот спасательный, на нем одесский штурман – старпом, фуражка на нем с выкрутасами: «Ребята, у вас рыбки нет? А то у нас капитан знаменитый – Кузнецов (первый помощник капитана «Туапсе» Дмитрий Кузнецов – прим. «РП»). Он любит рыбу». А мы – рыбацкое судно, у меня полные трюма тунца, марлина. Я заинтересовался, говорю: «У меня сейчас трюма закрытые на замок, мастер на берегу. Идите, мы сами вам привезем».
После обеда приехал рыбмастер, открыл трюм, мы достали где-то килограммов сорок тунца, килограммов тридцать меча, другой рыбы и повезли туда. Нас там сразу встретили. Четвертый механик (а он был на ботике): «Давайте, поднимайтесь!», а старпом спрятался. Он, видать, хотел подзаработать.
Мастера моего увели вниз угощать, а меня механик повел к капитану. Я пришел, неудобно как-то – навязался тут. Он отдыхал, сразу встал. Я глянул – ну точно, похожий, и ростом и лицом, как в фильме. Ему тогда за пятьдесят где-то было. Он сразу позвал буфетчицу, она принесла салатик, достал бутылку. Сели мы с ним, выпили, он говорит: «Наверное, тебе интересно, где меня захватили». Интересно, конечно. Мы пошли на мостик, и он показал на карте то место, где захватили танкер. Еще посидели, я ему: «Рыбу вам привез, старпом сказал, что вы рыбу любите». «Да ты что! Меня там два года акулой вонючей кормили! Вообще на нее смотреть не могу!»
Такая встреча с этим капитаном у меня получилась. Он ведь в плену не поддался ни на какие уговоры, добрался домой, и с тех пор 15 лет прошло, а он продолжал работать. Во время войны был на Дальнем Востоке, а потом вернулся на Черноморский флот.
И вот в 1997-м году, улыбается Олег Вишневский, я принимаю корабль, который должен идти на Тайвань в тот самый порт. И ведь хозяин такой ненадежный, чувствуется, что можем пролететь и ничего не получить. В общем, я чуть не ушел, но вот хочется же посмотреть, что там было. И пошел я на Тайвань, увидел этот Гаосюн. Разговаривал с местными жителями, люди, добрей которых я, наверное, вообще нигде не видел. Меня потом хозяин действительно бросил, без продуктов, без денег. Так и вышло: договорились на 45 суток, а застряли на четыре с половиной месяца. А тайваньцы нам носили продукты, бананы и все остальное. Зато своими глазами увидел этот порт, можно сказать легендарное место.
…Часто бывает так, что какой-то один поступок определяет всю дальнейшую жизнь человека, делает его примером для подражания или напротив клеймит как неудачника. Публика любит героев, но прозвучат хвалебные речи, будут вручены награды, и персонажи громких историй возвращаются в каждодневную рутину. Здесь их настоящая «закадровая» жизнь, дело, которому они отдают свои сердца, люди, чьим мнением они дорожат. Их можно встретить везде: в магазине, на службе, в поликлинике, на пляже и в транспорте… И каждый случайный собеседник может оказаться тем героем, рассказ которого заставит тебя переживать, мечтать, стремиться, подарит тебе частичку нового знания о человеке и его возможностях.

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА