О достижениях и славе
В преддверии юбилея с легкой ностальгией вспоминают ветераны былые времена, когда созданное в 1948 году конструкторское бюро «Рыбсудопроект» было базовой организацией рыбной промышленности Дальнего Востока. В те дни решались не только текущие задачи, много работали на перспективу. А перспективой было создание на бассейне мощного рыболовецкого флота. Если крупные суда: плавбазы, плавзаводы, большие траулеры, – проектировали и строили на Западе, то специализацией Владивостокского КБ стал маломерный флот. Это МРС, мотоботы, суда вспомогательного флота, лодки, плоты, плашкоуты для перевозки грузов и людей. Дальневосточное побережье всегда отличалось большой протяженностью и необустроенностью. Вдоль него разбросаны десятки рыбоперерабатывающих предприятия. Вот для них и предназначалась эта техника.
А сразу после войны в китобои активно перекраивались поставленные по ленд-лизу американские военные тральщики. Судоремонтный завод на Диомиде в 1940-1950-е годы не только ремонтировал, но и строил малые суда. По проектам «Рыбсудопроекта» на базе вчерашних военных кораблей была построена так называемая Вторая дальневосточная Курильская флотилия. По Курильским островам от Шикотана и до Парамушира была разбросана цепочка китокомбинатов.
В 1960-х годах в Приморье начался промышленный лов сайры. Добывали ее кошельковым неводом, и проектным институтом были разработаны специальные суда для сайрового промысла. Выполнялись серьезные проекты, например вспомогательных судов, на которых к месту промысла доставлялся аммиак для подпитки морозильных установок.
В 1996 году по проекту «Далмиса» на заводе «Звезда» было построено приемо-транспортное рефрижераторное судно ПТР-500, получившее название «Курильское озеро». Это пока последнее воплощение инженерной мысли из бумаги в металл. Разговоры о необходимости возрождать флот продолжаются из года в год, но с мертвой точки дело не сдвигается.
Поэтому и конструкторам, чтобы выжить, пришлось переключиться на «латание дыр» и поддержание на плаву неуклонно стареющего флота.
Подготовка к освидетельствованию Регистра, обрастание и изменение параметров судна, перерасчеты данных его остойчивости и непотопляемости… Проблем, требующих вмешательства квалифицированных инженеров на флоте всегда хватает. Да, нового флота пока нет, значит надо работать на том, что имеется. Экономические реалии требуют гибкого подхода, заставляя отказаться от ориентации исключительно на рыбаков. И сегодня «Далмис» успешно выполняет проекты для Дальневосточного морского пароходства, Дальневосточного отделения Российской академии наук, для научно-исследовательского флота, гидрографии, работает везде, где есть те, кто ходит в море.
Историю пишут люди
В смутное время перемен «Далмис» сохранил главное сокровище – своих людей, костяк предприятия, его плоть и кровь. Сегодня в компании трудятся около пятидесяти человек. Среди них есть настоящие старожилы, чьи судьбы неразрывно переплетены с историей института.
Например, Григорий Тюрменко. Осенью исполнится сорок лет, как он ежедневно ходит на Алеутскую, 51. Начинал инженером-конструктором в тогда еще Владивостокском отделении Гипрорыбфлота и уже четверть века возглавляет ведущий отдел мореходных качеств судов.
– Наш отдел – самый старый в прямом и переносном смысле, – улыбается Георгий Николаевич. – У нас работает Валентина Просветова, так она уже более сорока лет на предприятии. Тогда, в 1960-е годы, все было по-другому, но занимались мы тем же самым – безопасностью мореплавания. Работали над тем, чтобы суда не переворачивались, не тонули, нормально перевозили грузы и людей. Нас в отделе было двадцать четыре человека, и мы еле успевали. Сейчас, конечно, появились компьютеры, программы, но и нас осталось всего пятеро.
Нередко случались катастрофы, из-за обледенения много небольших судов типа РС уходило под воду. И наш отдел решал эту проблему, серьезно исследовал рыболовный флот. А он в те времена постоянно пополнялся. Количество судов было несоизмеримо с нынешним, и по составу, и по размерам.
В свое время нам довелось вплотную заниматься одной из крупнейших в мире операцией по подъему плавбазы «Александр Обухов», затонувшей в бухте Золотой Рог. В течение года с мая по октябрь 1982 мы готовили проект подъема и непосредственно участвовали в этих работах. Потребовались сложнейшие расчеты, потому что такое делали впервые. Были задействованы колоссальные средства, практически весь Владивосток работал на эту операцию, действия спасателей сильно осложнялись мелководьем.
А целый ряд аварий с лесовозами – это уже недавнее прошлое. Мы разрабатывали документацию по плаванию в штормовых условиях, обеспечили капитанов лесовозов штормовыми диаграммами для предотвращения аварийных ситуаций в море и опрокидывания судов.
Другой старейший отдел – модернизации флота и малого судостроения. «Пусть мы не строим новые суда, зато совершенствуем те, которые уже существуют, – с гордостью говорит начальник отдела Лариса Королева. – Правила Российского регистра судоходства, международных конвенций постоянно меняются, вступают в действие новые требования. В соответствии с ними мы обновляем флот, устанавливаем современное оборудование, соответствующее всем международным нормам, чтобы наши суда могли ходить не только у нас в России, но и за границей».
Тринадцать лет назад в «Далмис» перешла целая группа специалистов из Института морского флота. Так появилось новое направление – отдел крутильных колебаний судовых силовых установок, который проводит испытания сердца любого судна – его двигателя. Вместе с ними подготовкой судна к ремонту или очередному освидетельствованию занимаются сотрудники отдела диагностики, которые определяют изношенность металлических конструкций. «На нас лежит большая ответственность. Регулярный техосмотр судна проводится не для «галочки». От своевременно выполненных ремонтных работ напрямую зависят жизнь и здоровье людей, когда они оказываются один на один с морской стихией. Поэтому мы стараемся, чтобы само слово «Далмис» звучало эталоном качества», – считает курирующий диагностику Сергей Кучинский.
В сравнении с недавним прошлым в компании работает куда меньше людей. Хорошо это или плохо, сразу и не скажешь. С одной стороны, все вполне логично. Раньше труд инженера был в основном ручной: ставшие классическими кульман, ватман, рейсшина, идеально заточенный карандаш строго определенной твердости… Все расчеты делались на бумаге, на столах еще лежали счеты, арифмометры. При таком оборудовании народа требовалось много. Но с тех пор как в нашу жизнь вошли компьютеры, то, что раньше делал целый штат специалистов, спокойно выполняет один человек.
С другой стороны, если нынешним мастерам виртуальных схем и чертежей завтра не будет достойной смены – организация обречена на вымирание. Нужна молодежь, «свежая кровь», вливающая свои идеи в уже сложившийся коллектив. Поэтому бок о бок с умудренными жизнью аксакалами «Далмиса» работают молодые специалисты. Перенимая бесценный опыт старших товарищей, они готовятся повести компанию к будущим достижениям. Ценные кадры подрастают в отделах судовой диагностики и модернизации флота.
Здесь всегда с готовностью идут навстречу студентам, принимая будущих инженеров-конструкторов на практику, заключая контракты с выпускниками. Но вот надолго задерживаются немногие. Помимо невысокой зарплаты профессию зачастую приходится осваивать практически с нуля. А что поделать – в вузе сейчас практики явно не хватает, а на голой теории далеко не уедешь. Остаются только лучшие, те, кого не пугают временные трудности, кто увлечен любимым делом и намерен не сворачивать с выбранного курса.
Не случайно зайдя в «Далмис», встречаешь так много сияющих глаз за компьютерами, в офисах и коридорах. Это те, кто не прельстился взять сразу и много, подавшись в прибыльную коммерческая сферу, банки, связь, нефтедобычу и множество других мест. Эти люди, сделав выбор в студенческие годы, остались верны призванию инженера, проектировщика судов, и не мыслят другой жизни. Они сами по себе исключение из правил, а значит достойны восхищения и уважения.
Команду делает лидер
Неоценимую роль в успешной деятельности Дальгипрорыбфлота, а в последствии ООО «Далмис» сыграла личность его директора Николая Нескоромнюка. Двадцать лет назад он возглавил институт, имея за плечами опыт руководства огромной структурой Востокрыбхолодфлота. Новая неожиданная работа в абсолютно неизвестной области в условиях сложного и мучительного перехода государства к рыночной экономике – 1988 год! – была воспринята им как вызов, дело, достойное настоящего мужчины. И из этого поединка – с безденежьем, отсутствием заказов и господдержки, в одночасье рухнувшей экономикой, нестабильным политическим строем – он сумел выйти победителем.
Во многом его заслуга, что несмотря на все жизненные бури, которых над бывшим проектным институтом пронеслось немало, компания не изменила своему предназначению, не свернула на такие заманчивые тропы бизнеса. Совсем уйти от рынка конечно невозможно, в конце концов предприятие должно быть доходным или хотя бы безубыточным. Коммерческий отдел был создан в «Далмисе» практически сразу, в 1992 году. Компания заключила договоры с крупнейшими иностранными поставщиками флота и стала официальным дистрибьютором таких известных марок как Mobil, Caterpillar, Hempel, Unitor.
Особый подход у руководителя «Далмиса» и к своим обязанностям директора. Не нужно стоять над душой у работника, поминутно проверяя, чем он занят, нервировать сотрудников внезапными проверками, следить за каждым шагом своих подчиненных. Коллектив – люди взрослые, вполне сложившиеся, и коль их ты нанял – так доверяй им. Директор – это не надзиратель и уж ни в коей мере не воспитатель. Он должен создать такие условия, чтобы каждый мог результативно и плодотворно трудиться: обеспечить крышу над головой, светлый теплый кабинет, удобную мебель, современную технику и программное обеспечение, а уж организовать труд людей, вдохновить их и мотивировать – задача начальника конкретного отдела.
Деловая рабочая атмосфера, высокий моральный дух, работоспособность коллектива складываются во многом от отношения руководителя к нуждам рядовых сотрудников компании. Человек, который взял лучшее от старой формации, воспитывался в ней, он прекрасно вписался в новые условия, чье слово не расходится с делом, а чувство предвидения позволяет быстро ориентироваться в меняющейся ситуации в отрасли. Говоря о Николае Федоровиче, вместо казенно-суховатого «директор» постоянно хочется употребить куда более широкое и душевное «хозяин». Не зря в русском языке эпитет «хозяйственный» – несет исключительно положительный смысловой оттенок и напоминает больше о доме и дружной семье, нежели о работе.
Под стать ему и сотрудники, впрочем это как раз тот случай, когда команде профессионалов, собранных в «Далмисе», больше подходит – единомышленники. Ведь объединяют их общие ценности и устремления. Ведомые умным, жестким, последовательным лидером и невероятно обаятельным, разносторонним и на редкость порядочным человеком, они смело претворяют в жизнь идеи компании, воплощая собой творческий союз инженерной мысли и трезвого взгляда на жизнь. Не растеряв богатейшие инженерные традиции, люди остались верны себе. Вместе они пережили нелегкие времена, добились определенной стабильности, почувствовали возможности для раскрытия своего потенциала. На их лицах легко читаешь гордость за отлично выполненную работу и уверенность в завтрашнем дне, и веришь, что этот запал, эта энергия не иссякнет в «Далмисе» даже спустя еще 60 лет.
По натуре своей оптимист, директор «Далмиса» Николай Нескоромнюк, принимая поздравления с очередной покоренной вершиной от друзей, коллег и партнеров, полон планов на будущее:
– У нас одна перспектива – сохранить наш инженерный потенциал, сохранить несмотря ни на что. В то же время мы, конечно, работаем над дальнейшим расширением спектра услуг, оказываемых судовладельцам. Будем усиливать коммерческий сектор. Когда я пришел в Дальгипрорыбфлот, здесь была организация, которая занималась чисто конструкторским делом и всем, что с ним связано. Сейчас появилось группа расчетных отделов: диагностика, крутильные колебания, появилась торговля. Это развитие, движение вперед.
Но многое, если не все будет зависеть от внешних факторов. Десять лет назад, когда мы отмечали пятидесятилетие «Далмиса», меня спросили, чего бы я хотел. Я ответил, что хочу, чтобы в нашем рыбном порту снова, как и в былые годы, закрутились портальные краны, когда по 240 вагонов с рыбопродукцией уходили вглубь страны. Наше будущее напрямую связано с состоянием рыбной отрасли, в которой, хочется надеяться, рано или поздно все-таки наведут порядок.
«Далмис» не может развиваться без развития рыбопромыслового флота. Появится флот, будут строиться новые суда, и компания будет процветать. Ведь «Далмис» – это сервис, обслуживание флота. И если флот начнет подниматься, то и нам придется подтягиваться до уровня, выходить на новые рубежи. Возможно тех высот, что были раньше, мы достигнем еще не скоро, но пока будут рыбаки – будем и мы. Нам есть к чему стремиться!