Полуостров Улисс протянет руку острову РусскийКак известно, вопрос о проведении саммита АТЭС во Владивостоке решен окончательно и бесповоротно. За этим последует целый ряд подготовительных мероприятий, в том числе установление бесперебойной связи города с островом Русский посредством моста. Эта задача длительное время обсуждалась в компетентных кругах, рассматривались разные варианты. В конце концов решено: мосту быть. Более того, на этот счет выдано положительное заключение Главгосэкспертизы. |
Будущий мост соединит мыс Назимова (полуостров Улисс) с мысом Новосильского (на острове Русский), пройдет через пролив Босфор-Восточный. Протяженность беспрецедентного сооружения в Приморском крае составит три километра.
На фоне надвигающихся грандиозных строительных мероприятий представляется удобным случай обратиться к историческим временам и вспомнить добрым словом нескольких наших соотечественников из большой когорты первопроходцев, внесших свой вклад в изучение залива Петра Великого. О них нынешним поколениям жителей Приморья напоминают географические названия.
Доподлинно известно, что мысу, выступающему от полуострова Улисс, было дано название в честь Константина Назимова, члена экипажа корвета «Новик», принимавшего участие в гидрографических исследованиях в заливе Петра Великого и морской описи побережья от залива Святого Владимира до бухты Находка.
Стоит заметить, что те рабаты в заливе Петра Великого (начало второй половины 1880-х годов) были частью больших гидрографических и картографических изысканий в Южно-Уссурийском крае, проводившихся под контролем Николая Муравьева-Амурского. Ответственным за их выполнение был Василий Бабкин, в то время в воинском звании подполковника, который исполнял обязанности начальника штаба в той же крупной морской экспедиции. Кроме «Новика» в ее состав входили шхуна «Восток», клипер «Разбойник» и паровой барказ. Экспедиция проводила основные работы в 1859 – 1863 гг.
Но вернемся к Константину Назимову. Родился он в 1838 г. Как и многие молодые люди, пожелавшие связать свою судьбу со службой на военно-морском флоте, поступил в Морской кадетский корпус. За два года до завершения учебы прошел основательную практику на Балтике, которая его не только не разочаровала в будущей службе, а наоборот, укрепила уверенность в правильности выбранного пути. Учебу закончил в 1857 г. в возрасте 19 лет с присвоением воинского звания мичман.
Этим самым судьба его крепко связала с морской службой. До середины 1861 г. Назимов нес службу в Балтийском и Средиземном морях, затем в том же году перешел на корвет «Новик», в 1862 г. совершил переход из Кронштадта на Дальний Восток, осуществив длинный путь южным переходом.
Здесь, на Тихом океане, в том числе в заливе Петра Великого, принимал участие в выполнении гидрографических работ, сменив несколько судов. В 1862 – 1863 гг. плавал на клипере «Гайдамак», в 1863 – 1864 гг. – на корвете «Калевала», в 1964 – 1865 гг. на судне такого же класса «Богатырь». В 1863 г. Назимову было присвоено воинское звание лейтенант.
В 1866 г. Константин Назимов возвратился в Кронштадт. В 1867 – 1873 гг. он был определен старшим офицером канонерских лодок «Броненосец» и «Отлив». В 1872 г. был произведен в капитан-лейтенанты. В 1873 г. его переводят на командирскую должность вначале на клипер «Опыт», затем на «Изумруд» и «Джигит» (однотипные), на которых проплавал в общей сложности два года.
Затем в 1875 – 1882 гг. Назимов находился в качестве командира на клипере «Крейсер», совершая кругосветное плавание в составе Средиземноморской экспедиции и Тихоокеанской экспедиции. По завершению плавания ему было присвоено звание капитана II ранга. В 1883 – 1890 гг. находился в качестве командира фрегатов «Светлана» и «Герцог Эдинбургский», совершая плавания в Средиземном и Балтийском морях. В 1886 г. произведен в капитаны I ранга. В 1890 – 1893 гг. состоял на разных командирских должностях.
В 1891 г. Константин Назимов был произведен в контр-адмиралы, продолжал занимать разные командирские должности. Последнее время проходил службу на Балтийском флоте. В январе 1898 г. ему было присвоено воинское звание вице-адмирала с последующим увольнением от службы.
Скончался Константин Назимов в 1904 г. в возрасте 66 лет. Судьба отпустила шесть лет жизни после увольнения в запас.
Мыс полуострова Улисс именем Назимова назван не случайно. Он был тщательно обследован в 1862 г. корветом «Новик», тогда же, по предложению начальника экспедиции Василия Бабкина, был назван по фамилии члена экипажа Константина Назимова. Ведь он уже в то время был хорошо известен среди своих сослуживцев, выделялся своей неутомимой деятельностью.
Следует иметь в виду, что в гидрографических изысканиях в заливе Петра Великого принимал участие однофамилец Константина Назимова – Петр, имя которого носят некоторые географические образования, в частности, мыс, песчаная коса.
Теперь обратимся к мысу Новосильского, что выступает от северного берега острова Русский. Он был обследован в 1862 г. экспедицией Василия Бабкина, в составе которой находился корвет «Новик». В том же году он был назван в честь Павла Новосильского, вахтенного начальника корвета.
Он родился в 1839 г. Окончил Морской кадетский корпус в 1855 г. с производством в гардемарины. Затем по 1861 г. нес службу на Балтийском флоте, во время которой ему было присвоено звание мичмана (1857 г.).
В 1861г. был назначен на должность вахтенного начальника корвета «Новик», на котором год спустя перешел на Дальний Восток.
Здесь принимал участие в проведении гидрографических работ в заливе Петра Великого. При этом основное внимание уделялось изучению пролива Босфор-Восточный. В 1863 г. Новосильский был произведен в лейтенанты.
В том же году ему поручают важное задание, связанное с переходом на «Новике» к западному побережью США. Однако здесь команду корвета неожиданно постигла большая трагедия: на подходе к Сан-Франциско корабль разбился на прибрежном рифе.
Там же, в Сан-Франциско, Новосильский был в той же должности назначен на клипер «Гайдамак», на котором в конце 1864 г. возвратился в Кронштадт. По 1870 гг. плавал на разных кораблях Балтийского флота.
В 1870 – 1874 гг. в должности старшего офицера корвета «Витязь» совершил плавание к Новой Гвинее, где принимал участие в производстве гидрографических работ в заливе Астролябия. После этого корабль входил в состав Тихоокеанской экспедиции.
В 1872 г. Павел Новосильский был произведен в капитан-лейтенанты, а в 1874 г. переведен в Гвардейский экипаж, зачислен на должность старшего офицера фрегата «Светлана», плавал в Средиземном море и в Атлантике. В 1878 г. ему присвоено воинское звание капитана II ранга, он командовал по 1881 г. фрегатами «Светлана» и «Герцог Эдинбургский». В 1882 г. ему было присвоено воинское звание капитана 1 ранга. Через два года, в 1884, исключен из списков флота по случаю смерти. Но память о нем сохранена в том числе и благодаря географическому названию на побережье Приморья.
Обращает на себя внимание тесная связь моряков Константина Назимова и Павла Новосильского с клипером «Новик». Ведь оба эти человека на этом судне совершали плавания в заливе Петра Великого, принимали участие в гидрографических и описательных работах, труды которых легли в основу составления карт залива. Клипер «Новик» входил в состав небольшой группы судов специальной гидрографической экспедиции, работавшей под руководством Василия Бабкина. В связи с этим нельзя не сказать о самом судне, на котором выполнены первые работы по изучению залива, и которое вскоре трагически завершило свою жизнь.
Парусно-винтовой деревянный корвет «Новик» был построен в 1856 г. на Охтинской верфи (Санкт-Петербург). Имел водоизмещение 885 т, длину – 49,8 м. Мощность двигателя составляла 200 л.с., что позволяло развивать скорость до 8,5 узлов. На нем было установлено 11 орудий разного калибра. Экипаж состоял из 176 человек, в том числе 15 офицеров и 163 нижних чинов.
В 1857 г. корвет под командованием капитан-лейтенанта Дмитрия Кузнецова был направлен из Кронштадта в порт Николаевск (на Амуре). По приходу в пункт назначения в 1858 г. был включен состав Сибирской флотилии.
В 1859 г. командиром корабля был назначен лейтенант Копытов. «Новик» был включен в состав морской экспедиции Николая Муравьева-Амурского, совершал плавание у берегов Приморья, выполняя гидрографические работы. Посещал Китай и Японию.
В 1862 – 1863 гг. на нем выполнялись опись и шлюпочные промеры в заливе Петра Великого под руководством Василия Бабкина. В тех работах важное место отводилась проливу Босфор-Восточный, острову Русский и ближайшим мелким островам у побережья между мысами Брюса и Гамова.
В августе 1863 г. «Новик» вышел в Сан-Франциско к месту сбора Тихоокеанской экспедиции под командованием контр-адмирала Андрея Попова. На подходе к пункту назначения потерпел крушение, наскочив на прибрежный риф. Экипаж с большим риском для жизни вместе с основным имуществом перебрался на берег. Туда же американские власти вызвали пароход «Shubrick», который подошел к берегу, насколько позволяли глубины, и бросил якорь. Экипаж «Новика» на шлюпках доставил туда доступные для перевозки крайне необходимые вещи и оборудование, отплыл в Сан-Франциско.
Люди, недавно испытавшие катастрофу, смотрели на свой оказавшийся в беспомощном состоянии корвет, пока тот не скрылся из виду.
Какое-то время спустя остатки разбитого «Новика» были проданы с аукциона за 1700 долл.