Газета «Рыбак Приморья»

Игра в «монополию»

В ближайшие недели по финансам рыбопромышленных компаний Дальнего Востока России может быть нанесен серьезный удар. Федеральная налоговая служба подготовила и направила в региональные инспекции информационное письмо о порядке исчисления сбора за пользование водных биологических ресурсов, которое может вновь поставить рыбаков на грань банкротства. Об этом в разговоре с «РП» заявил Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман ЗВЕРЕВ.

Напомним, что в ноябре 2007 г. Федеральным законом «О внесении изменений в главу 25.1 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации» был предусмотрен порядок уменьшения платежей по сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов на 15%. Все рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока воспользовались льготой, которую предоставили законодатели.

Однако, по оценкам Совета Ассоциации добытчиков минтая, рыбакам может быть доначислена сумма в размере 100–120 млн. рублей.
«Налоговые органы обнаружили сейчас, что бюджетные назначения по ставкам сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов не исполняются. Причина понятна: Минфин и ФНС установили бюджетное задание по платежам на 2008 г. летом прошлого года, а законодатели предоставили льготу в ноябре. Никто не внес коррективы в плановые задания для налоговиков. Они крайними оставаться не хотят, поэтому попытаются задним числом взыскать с рыбаков неуплаченные платежи», – комментирует ситуацию президент Ассоциации.
На заседании Совета Ассоциации было принято решение организовать юридическую защиту рыбопромышленных компаний, входящих в Ассоциацию добытчиков минтая. Кроме того, будет подготовлено обращение в Правительство Российской Федерации о внесении корректив в бюджетные назначения для ФНС.

«За год цена на топливо выросла в 2 раза и сейчас превышает 1300 долларов за тонну. Крайне сложно сейчас складывается промысловая обстановка с минтаем в Беринговом море. И в это время «нагружать» рыбаков дополнительным фискальным грузом – это не по-государственному», – отметил Герман Зверев.

Ассоциация на страже юридических интересов рыбаков

Рассмотрев вопросы порядка исчисления и уплаты сбора за пользование водными биологическими ресурсами и размеров ставок сбора на 2008 г. российскими рыбохозяйственными организациями, получившими разрешения на ведение промысла в 2008 г., Ассоциация предлагает исходить из следующего.

В статье 333.4 Налогового Кодекса РФ определен следующий порядок исчисления и уплаты сбора: «Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 – 7 статьи 333.3 настоящего Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения».
Указанный порядок исчисления и уплаты сбора введен Федеральным Законом N 285-ФЗ от 29 ноября 2007 года «О внесении изменений в Главу 25.1 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации». Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу.
Согласно статье 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

Официальная публикация Закона состоялась в «Собрании законодательства РФ» – 03.12.07, в «Российской газете» – 05.12.07.
Таким образом, поскольку закон был опубликован и в «Собрании законодательства РФ», и в «Российской газете», то для правомерности применения предприятиями 15 % размера ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Налогового Кодекса РФ, установленного Федеральным законом от 29.11.2007г. N 285-ФЗ и о порядке исчисления и уплаты сбора, правовое значение будет иметь вопрос о том, по дате какого из источников официальной публикации определяется момент вступления Закона в силу.

Как следует из позиции Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П, «Российская газета» является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов; в отличие от газеты, «Собрание законодательства» является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально «Собрание законодательства» доходит до адресатов значительно позже. Учитывая эту позицию Конституционного суда РФ, не исключено, что в случае возникновения споров между плательщиками сбора и налоговыми органами, арбитражные суды будут считать первой официальной публикацией – публикацию в «Российской газете», то есть 05.12.07.

При решении вопросов о правомерности и обоснованности применения 15% размера ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, установленного Федеральным законом от 29.11.2007г. N 285-ФЗ и о порядке исчисления и уплаты сбора надлежит исходить из следующих ситуаций.
Первая ситуация. В случае, когда разрешение на ведение промысла на 2008 г. получено предприятием в период с 2007 г. и до 05 января 2008 г. с указанным в документе сроком начала действия разрешения (датой начала ведения промысла) до 05 января 2008 г., предприятие обязано на момент получения разрешения исчислить и уплатить разовый взнос. И далее уплачивать регулярные взносы в порядке, действовавшем до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 г. N 285-ФЗ. Поскольку этот Закон обратной силы не имеет, так как прямо это не предусматривает.

Вторая ситуация. В случае, если разрешение на ведение промысла на 2008 г. было получено предприятием до 05 января 2008 г. с указанным в нем сроком начала действия с 05 января, однако, впоследствии дата начала срока действия разрешения была перенесена уполномоченным органом (отсрочена) путем внесения в установленном порядке изменений в разрешительный документ, то тогда предприятие обязано на момент получения разрешения исчислить и уплатить разовый взнос в сумме 10% от 100% действующего на момент получения разрешения размера ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Далее, после 05 января 2008 г. с учетом внесенных изменений, плательщик сбора вправе подать в налоговый орган уточненные сведения о сумме сбора, подлежащей уплате, определив ее, исходя из новых размеров ставок сбора, установленных статьей 333.3. Федеральным законом от 29.11.07 г. N 285-ФЗ.

Третья ситуация. В случае, если разрешение на ведение промысла было получено до 05 января 2008 г. с датой начала ведения промысла после 05 января 2008 г., и изменений в разрешение на ведение промысла в части даты начала срока действия разрешения уполномоченным органом не вносилось, размер сбора определяется в соответствии с ФЗ от 29.11.07 г. N 285-ФЗ, и от него исчисляется сумма разового взноса – 10%.

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА