Летом 2008 г. юбилей по случаю 60-летия отмечали в ООО «Далмис», проектно-конструкторской организации, ставшей преемницей знаменитого Дальгипрорыбфлота. И две трети этого срока в отделе мореходных качеств судов работает конструктор Григорий Николаевич ТЮРМЕНКО. В рыбную отрасль он по началу не собирался. К моменту окончания в 1967 г. кораблестроительного факультета ДВПИ новоиспеченный инженер, по его собственному признанию, решил посвятить себя подводным лодкам и уехал в Большой Камень, но, вернувшись во Владивосток в 1968 г., стал искать новую работу.
Сделать выбор, оказавшийся поистине судьбоносным, было непросто. Определиться во многом помогла беседа с главным конструктором Владивостокского отделения Гипрорыбфлота Иосифом Валентиновичем, который затем стал одним из наставников Григория Тюрменко. В институте к тому времени работали такие легенды, как Иосиф Валентинович, Анатолий Пеляй, Анатолий Якименко, пережившие в студенческие годы ужасы ленинградской блокады и вернувшиеся затем на Дальний Восток строить рыбопромысловый флот. Но даже тогда молодой человек едва ли мог предполагать, что навсегда свяжет свою жизнь с одним-единственным предприятием.
Его начальником в отделе мореходных качеств судов стала заслуженный конструктор Марина Дейнар, говоря о которой, ее коллеги и сегодня восхищенно вздыхают: «Умнейшая женщина, а какая обаятельная!» По воспоминаниям самой Марины Юрьевны, ей при первом знакомстве сразу понравился взгляд новичка – открытый, ясный, спокойный и она поняла – сработаемся. Интеллигентная и вместе с тем требовательная она щедро делилась опытом и знаниями с подающим надежды коллегой, как бы задавая ему планку, до уровня которой хотелось расти и расти.
Отдел в те годы занимался документацией для обеспечения безопасности плавания флота рыбной промышленности и конструкторскими разработками. Ведущему инженеру Тюрменко поручались самые крупные и сложные проекты, по корпусной части главные конструкторы хотели видеть только его. Он принимал участие в разработке проектов и постройке грузо-пассажирских судов для обслуживания береговых поселков и предприятий рыбной отрасли, переоборудовании судов типа СРТМ в газовозы для транспортировки жидкого аммиака, создании первого на Дальневосточном бассейне специализированного судна-катамарана для обслуживания марикультурных плантаций ламинарии, гребешка и мидии.
Но безопасность мореплавания оставалась для отдела на первом месте. Работы хватало, ведь в 1960-х гг. морские катастрофы случались часто, суда переворачивались, обледеневали. Рыбопромысловый флот для бурно развивавшейся отрасли проектировался на Западе, был в основном немецкой постройки и предназначался для эксплуатации в условиях, сильно отличавшихся от дальневосточных. Сразу этого не учитывали, а потом пришла беда: как-то в один день погибло сразу 4 судна. Правда и метеоусловия в тот раз были страшные, но если бы суда были правильно нагружены, несчастье удалось бы предотвратить. А потому гипрорыбфлотовцы проводили для предприятий Дальневосточного бассейна кренование сотен судов, разрабатывая для них документацию по остойчивости.
Позднее при Минрыбхозе была организована межведомственная комиссия по безопасности мореплавания, в состав которой вошли представители всех отделений Гипрорыбфлота и многие «светила кораблестроительной науки». На заседаниях комиссии разбирались случаи гибели судов, крупные аварии. Владивостокский филиал представляли сначала Марина Дейнар, а потом и ее ученик. Григорий Тюрменко был и членом штаба ОАО «Дальрыба» по оказанию помощи судам, терпящим бедствие в море. Специалистов Гипрорыбфлота, а ныне «Далмиса» привлекали не только к спасению судов, но и выяснению причин кораблекрушений.
«Где, какая авария с судном, нас всегда вызывали, – вспоминает конструктор. – Меня привозят в «Дальрыбу», где-то гибнет теплоход, счет идет на минуты, вся информация по радио сюда стекается, а я передаю ее в отдел. Там все что-то думают, просчитывают, потом принимают решение и говорят результаты. Это, конечно, было очень интересно, но лучше бы таких случаев было поменьше».
Григорий Николаевич был одним из авторов знаменитого проекта по подъему затонувшего в Золотом Роге плавзавода «Александр Обухов». На снимках запечатлены подробности уникальной по сложности и задействованным силам операции, продолжавшейся с мая по октябрь 1982 г. Аналогичную плавбазу «Александр Косарев», пропоровшую днище и лежащую на грунте, снимали с мели под Шикотаном в течение нескольких дней. Эти случаи стали одними из первых, когда все расчеты выполнялись уже на машинах.
В конце 1960-х – начале 1970-х основным инструментом инженера была логарифмическая линейка, о калькуляторах даже и не помышляли. Однако в центральном Ленинградском институте уже начиналась эпоха вычислительной техники и для расчетов применялись стационарные ЭВМ. В этот период Георгия Тюрменко часто посылают в командировки на Запад, где он получал практические навыки работы с компьютерами, изучал новые программы, а затем помогал обучать своих товарищей.
Заложенная в еще те годы база позволяет отделу мореходных качеств ООО «Далмис» и сегодня пользоваться заслуженным признанием у партнеров. Многолетнее тесное сотрудничество связывает его с Находкинской базой активного морского рыболовства, БИФ-ТИНРО, Рыболовецким колхозом «Восток-1», Преображенской базой тралового флота. Крупнейшие рыбопромысловые компании Приморья привлекает разумное соотношение «цена–качество», быстрое согласование и прохождение документации, точное соблюдение сроков. Немалую роль играет и личность начальника отдела, который всегда держит свое слово и не бросает заказчика наедине с его проблемами.
«Григория Тюрменко я знаю уже больше 20 лет. С ним всегда приятно работать: знающий, обязательный, пунктуальный. Все вопросы, которые требуют дополнительного согласования, он старается решить, принимая к сведению все наши рекомендации. При этом несмотря на возраст и опыт он не кичится своими заслугами, и разговаривает с нашими инспекторами на равных», – слова заместителя начальника Приморского отделении Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства Александра Харламова.
Блестящий профессионал без тени зазнайства Григорий Николаевич все эти годы остается душой коллектива. Подтянутый, элегантный красавец, говоря о котором, мужчины с легкой завистью произносят «дамский любимец», а женщины начинают загадочно улыбаться. По словам Марины Дейнар, уходя на пенсию, она почти не сомневалась, кто станет ее преемником: «Сколько мы работали вместе, ни с кем ни одного конфликта. Когда речь пошла о назначении начальника отдела, у меня было еще 2 работника, которые пришли в отдел с основания института. Я побаивалась, что они обидятся, ведь Гриша совсем еще молодой парень, а те уже опытные. Но когда я с ними поговорила, они согласились, что самое рациональное – поставить его во главе отдела. Обошлось без эксцессов и неприятных ситуаций, а ведь в других отделах бывало всякое…»
Подчиненные своего шефа уважают. За опыт, за спокойный характер, за умение предвидеть ситуацию и «разложить по полочкам» даже самые трудные задачи. За интеллигентность, доброту, заботу и такт. Есть недостатки? «Наверняка, но мы к ним уже привыкли – за столько-то лет! – смеются в отделе. – Теперь их просто не замечаем».
На вопрос не надоело ему работать все 40 лет работать на одном месте, Григорий Тюрменко смеется: «Вот и я всем говорю, что нельзя столько лет работать на одном месте. А если серьезно, сейчас узким специалистом быть не просто. Мне повезло, ведь моя работа интересна сама по себе. К тому же морская безопасность – это такая область, без которой флота быть не может, а потому мы и в рыночных условиях работаем вполне успешно».