Принципы и методика оценки конкурентоспособности рыбной продукцииПродолжение – начало см. в журнале «ДВР-РХ» № 1 и 2 за 2008 год |
1. Оценка конкурентоспособности продукции на предприятиях рыбной промышленности
1.1. Принципы оценки конкурентоспособности
Объем и ассортимент продукции, выпускаемой предприятиями рыбохозяйственного комплекса Приморского края, во многом зависят от спроса на нее, от уровня конкурентоспособности продукции. Для эффективного управления уровнем конкурентоспособности продукции необходимо обеспечить возможность его количественно оценивать. Для потребителя важен не сам товар, а возможность удовлетворения определенных потребностей с его помощью (например, рыбная продукция удовлетворяет потребность во вкусном и здоровом питании, являясь мощным источником белков и других элементов для организма).
Для обеспечения реальности оценки конкурентоспособности решается комплекс задач, связанных с выявлением основных параметров, имеющих существенное значение для потребителя и оказывающих влияние на принятие им решения о покупке, выражение этих параметров в числах, соотнесение различных групп параметров и исчисление интегрального показателя конкурентоспособности рыбной продукции.
Следует отметить, что вопросы оценки конкурентоспособности продукции достаточно широко представлены в экономической литературе [20, 45, 67, 87, 90, 91, 101]. Авторы предлагают различные методики, при этом процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается. Однако вопросам оценки конкурентоспособности рыбной продукции уделяется недостаточно внимания.
Нельзя говорить об универсальной методике оценки конкурентоспособности продукции, так как основные принципы и подходы будут различны для различных видов продукции. Как отмечалось ранее, конкурентоспособность рыбной продукции реализуется в процессе продажи. Поэтому в основу оценки конкурентоспособности продукции должны быть положены исследование потребностей покупателей и требований рынка. Для объективной оценки конкурентоспособности рыбной продукции необходимо выявить и соотнести наиболее важные параметры для потребителя.
При оценке конкурентоспособности рыбной продукции особый акцент следует делать на потребительские свойства продукции.
В основе планирования и оценки конкурентоспособности рыбной продукции положены принципы планирования, приведенные в разделе 4.1 данной работы. Так как планирование и оценка являются неотъемлемыми составляющими (функциями) механизма управления конкурентоспособностью продукции, то и их принципы тесно взаимосвязаны, дополняют и расширяют друг друга. В развитие принципов планирования конкурентоспособности, оценку конкурентоспособности рыбной продукции следует осуществлять на основе:
- принципа комплексности, предполагающего выявление различных составляющих конкурентоспособности рыбной продукции и факторов, оказывающих на нее влияние;
- принципа диалектичности, подразумевающего рассмотрение совокупности факторов в развитии;
- принципа интегральности, обеспечивающего углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности.
Полный текст статьи читайте во вложенном файле