Планирование является важнейшей функцией управления, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в современных рыночных условиях. Планирование позволяет предприятию решать следующие стратегические и тактические задачи:
- предвидеть перспективу развития на будущее;
- более рационально использовать все ресурсы;
- избегать риск банкротства;
- более целенаправленно и эффективно инновационную и инвестиционную политику;
- предвидеть позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на финансовое состояние и своевременно принимать необходимые меры;
- повышать эффективность производства.
Успешная реализация перечисленных задач, возможна тогда, когда планирование производственной деятельности предприятия базируется на следующих принципах:
- принцип непрерывности планирования, который означает что, на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы. Среднесрочные и краткосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;
- принцип научности планирования, который означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип предполагает использование, самых последних достижений науки и техники, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившихся в мировом сообществе государств;
- принцип ведущих звеньев и приоритетности их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе сложившейся ситуации и перспективных вариантов развития;
- принцип взаимной увязки и координации, который предполагает учет в планировании задач развития всех производственных подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности их функционирования.
Перечислены принципы использовались при плановой экономике. Следует подчеркнуть, что они не потеряли своей актуальности и для рыночной экономики, одинаковых условиях на наш взгляд они должны быть дополнены принципом учета и предвидения инфляционных процессов конъюнктуры рынка, принципами анализа поведения своих основных конкурентов разработки и постоянные корректировки стратегии развития на основе базовых положений современного стратегического менеджмента.
Полный текст статьи читайте во вложенном файле