Новости Fishnews.ru |
Путем диалога
В Росрыболовстве состоялся «круглый стол», посвященный проблемам при организации поставок, оптовой и розничной торговли рыбной продукцией, а также вопросам оптимизации и повышения эффективности взаимодействия предприятий-производителей отрасли, торговых (розничных) сетей и кредитных организаций в РФ.
В обсуждении приняли участие сотрудники Федерального агентства по рыболовству, представители крупнейших российских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, федеральных продовольственных сетей, представляющих их интересы некоммерческих организаций, а также представители банковского сектора. Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в ходе «круглого стола» перед представителями заинтересованных сторон стояла основная задача – определить реальные пути и выработать конкретные предложения по стимулированию внутреннего спроса на продукцию и сокращению административных барьеров, по оптимизации и повышению эффективности взаимодействия всех сегментов этих экономических отношений.
По словам руководителя ФАР Андрея Крайнего, главной целью развития рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе, в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., определено обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биоресурсов. Важную роль в этом должно сыграть и обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. К тому же сроку перед российским производителями поставлены высокие цели: в 1,8 раза увеличить добычу ВБР, в результате чего среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 (в 2007 г.) до 23,7 кг в 2020 г.
Для достижения этих целей предусматривается реализация на приоритетной основе целостного комплекса мероприятий, таких как создание современной производственно-технологической базы; модернизация рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства; формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами, развитие искусственного воспроизводства, аква- и марикультуры; приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствие с международными и многое другое.
В то же время, было отмечено, что сегодня для всех очевидны множественные проблемы, существующие в цепи «производитель – продавец – покупатель». С одной стороны, рыбаки не могут донести свою продукцию до массового розничного рынка, в то время как продавец испытывает трудности с формированием и поддержкой стабильного ассортимента. Среди причин, сдерживающих стабильность и равномерность поставок, выделяются и слабый уровень логистики, и нехватка распределительных сетей, складских площадей и холодильных емкостей практически во всех регионах.
Осознавая актуальность этих проблем, руководством отрасли сегодня создается специальная рабочая группа, которая займется разработкой предложений по оптимизации логистических схем транспортировки рыбной продукции из приморских субъектов в центральные регионы страны. В частности, по словам главы ведомства, этот вопрос планируется рассмотреть в мае 2009 г. на выездном заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в Петропавловске-Камчатском.
В числе других мер, которые предлагается внедрить Росрыболовством, – введение государственной поддержки производства и приобретения в Российской Федерации специализированных железнодорожных вагонов-рефрижераторов и специализированных контейнеров-рефрижераторов, в том числе с использованием механизма лизинга.
Также с целью преодоления проблемы высоких транспортных расходов, которые испытывают производители при доставке как готовой продукции, так и сырья из основных районов промысла – Дальнего Востока и Европейского Севера, планируется разработать меры государственной поддержки по снижению транспортных расходов по доставке ВБР и продуктов их переработки на территории Российской Федерации, включая авиа-, железнодорожный и морской транспорт. «Работа над таким документом в настоящее время завершается в Росрыболовстве», – отметил Андрей Крайний.
В то же время, несмотря на значительные затраты по доставке и «перевалке» рыбопродукции, суммарные торговые наценки при продаже этих товаров розничному покупателю уже превышают отпускную цену производителя, а наличие множества посредников только усугубляет положение дел. Сложно обстоит ситуация и с формированием спроса среди потребителей, более трети которых предпочитает приобретать замороженную рыбу как наиболее доступную по своим ценовым параметрам.
В условиях мирового финансового кризиса остро возникает вопрос своевременности расчетов с поставщиками. «Для рыбохозяйственного комплекса, который сам в силу своего сезонного характера деятельности вынужден привлекать значительные кредитные ресурсы, задержки оплаты его продукции могут повлечь веерный эффект неплатежей, в том числе по возвратам кредитов банков, – сообщил участникам «круглого стола» руководитель Росрыболовства. – В этой связи особенное значение приобретает внедрение и активное применение факторинговых схем, представляющих собой комплекс банковских услуг».
В любом случае, наиболее эффективные варианты решения всего комплекса проблем могут рождаться лишь в результате общих усилий, отметил он. «Год назад в этом же зале мы определились о проведении на регулярной основе таких вот встреч, которые должны придавать особый импульс взаимодействию государства, бизнеса и общественности. Так как без этого взаимодействия и открытого диалога невозможно выработать эффективные управленческие решения», – подытожил Андрей Крайний.
Уловы держатся в графике
Вылов водных биоресурсов российскими рыбохозяйственными организациями сначала года составил 3 млн. 68,4 тыс. тонн, что на 6,5 тыс. тонн больше уровня прошлого года. Общий допустимый улов освоен на 62,6%, что на 0,2% превышает показатели за аналогичный период 2007 г.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в центре общественных связей Росрыболовства, по Дальневосточному бассейну общий вылов водных биоресурсов составляет 2 млн. 41,4 тыс. тонн, что на 59,8 тыс. тонн больше уровня прошлого года. Квоты освоены на 59,7%. В Беринговом море всех объектов промысла выловлено 683,3 тыс. тонн (минус 93,8 тыс. тонн), в районе Северных и Южных Курил – 272 тыс. тонн минус 0,7 тыс. тонн). Освоение квот составляет соответственно 65,3% и 36,9%. В Охотском море добыто уже 1 млн. 43,6 тыс. тонн, что на 149 тыс. тонн больше уровня 2007 г. Рыбаками освоено 78,5% общей квоты.
В Северном бассейне общий вылов составляет 293 тыс. тонн и на 1,2 тыс. тонн отстает от прошлогодних показателей. Освоение составляет 62,2% от общей квоты. На Балтике с начала года добыто 32,1 тыс. тонн (минус 4,1 тыс. тонн). Освоено 47,5% от ОДУ. Вылов шпрота с начала года составил 18,1 тыс. тонн, что на 3,8 тыс. тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
На юге по Азово-Черноморскому бассейну общий вылов водных биоресурсов составил 24,6 тыс. тонн или 23,4% от ОДУ, что на 3 тыс. тонн больше, чем год назад. Вылов шпрота составляет 7,3 тыс. тонн, это на 1,3 тыс. тонн больше уровня прошлого года. На Каспии к настоящему времени добыто 21,5 тыс. тонн ВБР минус 8 тыс. тонн). Освоение составляет 22,3% от общего допустимого улова. Вылов кильки по-прежнему значительно уступает прошлогодним показателям – на 6,4 тыс. тонн и составляет 7,3 тыс. тонн.
Освоение квот вылова водных биоресурсов в зонах иностранных государств составляет 446,5 тыс. тонн, что на 6 тыс. тонн меньше, чем год назад. В конвенционных районах и открытой части Мирового океана российскими рыбаками добыто 209,4 тыс. тонн ВБР, что на 36,9 тыс. тонн меньше уровня прошлого года.
Закон начал действовать
Опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, его положения вступили в силу, за исключением отдельных норм, которые вступят в силу по истечении 1 месяца с момента официального опубликования закона.
Руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев сообщил РИА Fishnews, что в принятом Федеральном законе даны определения нескольким терминам. Среди которых – «прибрежное рыболовство», «рыбное хозяйство», «уловы водных биоресурсов». Детализирована статья, в которой регулируются вопросы производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, вводится новая статья о рыбохозяйственных мероприятиях.
Кроме того, дополнены основания для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов, отнесенными к объектам рыболовства случаями – если уловы не доставляются на таможенную территорию Российской Федерации, а также когда нарушались требования к работе технических средств контроля.
По словам Александра Савельева, Законом существенно изменен в пользу рыбаков порядок расторжения договоров о наделении долями квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов.
В отношении норм, регулирующих в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» осуществление рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, внесены изменения, согласно которым данный вид рыболовства должен осуществляться научными организациями на основании планов проведения ресурсных исследований в объемах, не превышающих необходимого для этих целей размера.
Определен порядок предоставления права на добычу видов водных биоресурсов, рыболовство которых ранее осуществлялось только в научно-исследовательских и контрольных целях.
В статью 24 действующего Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вносятся дополнения, усиливающие гарантии граждан на осуществление спортивного и любительского рыболовства.
Для сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дополняется нормами о запрете ввоза на территорию Российской Федерации синтетических рыболовных сетей и электроловильных систем. Перечень таких орудий добычи будет утвержден Правительством Российской Федерации, – пояснил руководитель центра общественных связей Росрыболовства.
С учетом правоприменительной практики Федерального закона № 333 вносятся изменения в нормы, регулирующие вылов анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и на территориальном море Российской Федерации.
Кроме того, в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вводятся новые статьи о заключительных и переходных положениях, в соответствии с которыми сохраняется защитный режим в отношении зон с особыми условиями использования территорий, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона в целях сохранения водных биоресурсов.
Законом N 250 Устанавливается процедура возникновения права на добычу водных биоресурсов у лиц, осуществляющих рыболовство до 31 декабря 2008 года.
Счетная палата обеспокоена износом флота
Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки использования средств федерального бюджета на развитие рыболовства и рыбной отрасли в 2006–2007 гг. и анализа эффективности контроля за выловом продукции морского промысла.
Ревизии подверглись также меры таможенно-тарифного регулирования при оформлении продукции морского промысла, ввоза оборудования и других товаров для предприятий по переработки морепродукции.
Как отмечается в материалах аудиторов, представленных на Коллегию, деятельность организаций рыбохозяйственного комплекса России и Приморского края за последние 3 года характеризуется позитивной динамикой развития. Общий вылов водных биологических ресурсов рыбопромышленными организациями края в 2006 г. был выше на 1,2% вылова 2005 г., в 2007 г. – на 6,3% вылова 2006 г. При этом сохраняется тенденция роста вывоза за рубеж рыбной продукции без захода в российские порты, непосредственно из районов промысла. Доля экспорта в общем выпуске продукции составила 52,7%.
Проверка проводилась в отношении ФГУ «Приморское управление по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства», ФГУП «Тихоокеанский научно-исследовательский центр», Приморского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Управления Россельхознадзора по Приморскому краю, Владивостокской и Камчатской таможни Дальневосточного таможенного управления ФТС.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в департаменте информации Счетной палаты, проведенное контрольное мероприятие показало, что в 2006–2007 гг. при использовании средств федерального бюджета и государственной собственности, выделенных на выполнение контрольных и надзорных функций в области рыболовства, а также функций, направленных на изучение, сохранение и воспроизводство ВБР, объектами проверки было допущено 41 нарушение нормативных правовых актов РФ на сумму более 126 млн. рублей. При этом средства федерального бюджета в объеме около 6,7 млн. рублей были использованы не по целевому назначению.
На Коллегии также отмечалось, что основной проблемой рыбопромыслового флота остается высокий уровень физического износа, пополнение которого происходит в основном за счет приобретения за рубежом судов, бывших в эксплуатации.
Кроме того, в настоящий момент в отдельных положениях таможенного законодательства существуют противоречия в определении для таможенных целей статуса продукции морского промысла, добытой российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации и ввезенной на территорию России.
В результате Коллегия решила направить представления в Минфин России, Росрыболовство и Россельхознадзор, информационные письма – в Правительство России и ФТС России. Отчет направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Правительственный шаг в защиту Охотоморья
Защитники природы приветствуют разработку комплекса мер, направленных на сохранение уникальных рыбных богатств Западно-камчатского шельфа от угрозы нефтяного загрязнения, и предлагают премьер-министру организовать общественные слушания по данному вопросу.
В ответ на все расширяющуюся общественную кампанию в защиту биоресурсов Охотского моря перед лицом нефтегазовых угроз, Минприроды России по заданию Правительства РФ разработало Комплекс мер, направленных на сохранение уникальных рыбных богатств Западно-камчатского шельфа. Экологические организации направили письмо председателю Правительства Владимиру Путину с просьбой организовать общественные обсуждения этого документа.
Комитет российских общественных экологических организаций в защиту Западно-Камчатского шельфа, куда входит и Всемирный фонд дикой природы (WWF), неоднократно обращался в органы государственной власти с просьбой не выдавать лицензии на разработку нефтегазоносных участков на Западно-Камчатском шельфе до тех пор, пока не будут выполнены предварительные меры: выделены особо ценные рыбохозяйственные участки; учтены интересы коренных малочисленных народов Севера; принят Закон об Охотском море, регулирующий использование природных ресурсов, и т.д.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в российском отделении WWF, в ответ на обращения экологов (под которыми теперь собрано уже свыше 10 тыс. подписей граждан РФ), Правительство сообщило, что разработан проект Комплекса мер, направленных на сохранение водных биологических ресурсов в прилегающих к Камчатской области районах промысла при разработке нефтяных месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации. По глубокому убеждению «зеленых» этот документ должен пройти общественное обсуждение, прежде чем он будет подписан Правительством.
«Мы рады, что настоятельные требования общественности обезопасить уникальные биоресурсы Охотского моря от нефтяной экспансии находят понимание в Правительстве, – говорит координатор программы WWF по экологизации нефтегазового сектора Алексей Книжников. – Мы готовы и дальше оказывать содействие Правительству в деле обеспечения продовольственной безопасности страны».
По его словам, на недавно завершившейся 9-й научной международной конференции «Сохранение биоразнообразия и прилагающих морей, прошедшей в Петропавловске-Камчатском 26–27 ноября, идея разработки Закона об особом статусе Охотского моря получила полную поддержку участников, которые рекомендовали обратиться в органы законодательного и исполнительной власти региона с предложением поддержать эту законодательную инициативу.
Совместная подготовка
Завершен первый этап совместного проекта Российского морского регистра судоходства (РС) и Государственной морской академии им. С.О. Макарова, целью которого является подготовка к внедрению Конвенции-2006 о труде в морском судоходстве в Российской Федерации.
Несмотря на то, что до вступления в силу Конвенции остается еще 3 года, многие государства уже демонстрируют высокую готовность к ее ратификации. Условием вступления Конвенции в силу является ее ратификация 30 государствами-участниками, флот которых составляет 33% общемирового.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Морского регистра, специалисты РС и ГМА им. С.О. Макарова в настоящее время участвуют в работе по подготовке Российской Федерации к ратификации Конвенции, в разработке которой они также принимали активное участие. Совместный проект является важным шагом к новому уровню подготовки и вступления в силу Конвенции в Российской Федерации. Итогом первого этапа стала разработка уникальной программы подготовки высококвалифицированного персонала в области трудовых норм в морском судоходстве и выпуск группы подготовленных экспертов РС по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенции.
Цель разработки и внедрения Конвенции – стремление МОТ создать единый согласованный акт, охватывающий, по мере возможности, все современные нормы уже существующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве с тем, чтобы суда отвечали всем требованиям современных стандартов по соблюдению достойных условий труда и отдыха моряков.
«Испытывая острый дефицит высокопрофессиональных моряков, в настоящее время морская индустрия стоит не только перед необходимостью повышения стандартов безопасности мореплавания, но и реализации первоочередных мер в области обеспечения требуемого уровня подготовки моряков, создания для них безопасных и достойных условий работы и отдыха в море, а также предоставления соответствующих социальных гарантий. Стремясь привлечь внимание к этой актуальнейшей проблеме, РС провел XI Международный семинар «Качественное судоходство: стандарт XXI века. Морская профессия: факторы престижности. Внедрение Конвенции, несомненно, служит цели повышения престижа и привлекательности морской профессии», – сообщил генеральный директор РС Николай Решетов.
Как отметил Валерий Михеев, начальник ГМА им. С.О.Макарова, «богатый опыт, накопленный поколениями сюрвейеров, высокая квалификация персонала, широкая сеть филиалов и представительств в России и за рубежом, стремление обеспечить внедрение требований Конвенции на самом высоком уровне позволяют РС отвечать требованиям организации, которая от имени государства флага может оказывать услуги по освидетельствованию судов на соответствие требованиям Конвенции».
Успешное завершение подготовки экспертов по Конвенции – это яркое подтверждение нашего плодотворного сотрудничества, главной целью которого является обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны судов, сохранности перевозимых грузов, предотвращение загрязнения, уверены представители обеих организаций.
Для преодоления кризиса
Управление рыбного хозяйства администрации Приморского края по поручению губернатора в целях снижения негативного влияния финансового кризиса проводит мониторинг финансового состояния приморских предприятий рыбной отрасли.
В целях принятия решений по снижению негативного влияния финансового кризиса на территории края руководителей рыбохозяйственных организаций просят направить в управление рыбного хозяйства в срок до 10 декабря 2008 г. информацию по состоянию предприятия.
В первую очередь это данные о том, прогнозируется ли сокращение рабочих мест и если да, то на сколько и по каким причинам. О взаимоотношениях с кредитными организациями, т.е. потребность в кредитных ресурсах, отказы и причины отказов кредитных организаций (указать какой банк) в предоставлении кредитов, выдвижение завышенных условий кредитования (указать какие условия и какой банк). А также об имеющемся дефиците оборотных средств на сегодняшний день или предполагаемом в ближайшем будущем. Если же дефицит оборотных средств отсутствует, необходимо указать, какими мерами обходится предприятие.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в управлении рыбного хозяйства администрации Приморского края, будут приниматься к сведению и другие вопросы, оказывающие негативное влияние на финансовое состояние предприятия.
Правила могут подождать
Россельхознадзор выпустил разъяснения к Правилам организации ветнадзора за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией импортных гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, вывозом с территории РФ гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции.
В целях реализации Правил организации ветеринарного надзора за ввозом, переработкой, хранением, перевозкой, реализацией импортных гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, вывозом с территории Российской Федерации гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции, утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 октября 2008 г. N 453 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выпустила разъяснения.
Согласно им, к ввозу в Российскую Федерацию не допускается импортная продукция в случаях, указанных в разделе II, а к вывозу – в случаях, указанных в разделе III, данных Правил. При этом, как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Управления Россельхознадзора по Магаданской области, отсутствие на переходный период (до 1 декабря 2009 г.) акта обследования и регистрационного номера предприятия, осуществляющего ввоз, переработку, хранение и реализацию импортной продукции, а также вывоз с территории Российской Федерации продукции, не рассматривается в качестве основания для отказа в выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Управлениям Россельхознадзора совместно с ветеринарной службой субъекта Российской Федерации поручено принять все меры к разъяснению хозяйствующим субъектам требований Правил с указанием переходного периода, установленного к срокам проведения обследования предприятий. Отсутствие на официальном сайте Россельхознадзора сведений о предприятиях, не прошедших обследование, также не является основанием для отказа в выдаче ветеринарных сопроводительных документов.