Газета «Рыбак Приморья»
Фото из архива www.vl.ru

Не дай себя запошлить!

Более двух тысяч владельцев автомобилей с правым рулем выехали в воскресенье 14 декабря на улицы Владивостока. Массовые акции протеста проходили в ответ на правительственное постановление о значительном повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок. Так, цена на машину 5-тилетнего возраста увеличится в полтора-два раза, а на 7-летние - вырастет на 50 процентов и станет по сути запретительной.

Протестующие фактически заблокировали проезд по центральной улице города. Движение в городе было восстановлено только после того, как в эфире местного телевидения вице-губернатор Приморья Александр КОСТЕНКО и глава города Игорь ПУШКАРЕВ сообщили, что голос протестующих услышан властями, а в результате беспорядков были задержаны 15 человек.

Сотни автомобилистов Владивостока поставили свои подписи под обращением к федеральным властям, в котором они призывают отменить постановление о повышении таможенных пошлин на иномарки. Депутаты Законодательного собрания Приморского края в понедельник приняли обращение к правительству России с просьбой отложить повышение таможенных пошлин на автомобили иностранного производства.

Мнение законодателей и приморской общественности единогласно: запрет правого руля может значительно подорвать экономику края и оставить безработными около 200 тысяч приморцев, а, следовательно, дать дополнительный толчок оттоку дальневосточников. Специфика Дальневосточного региона состоит в том, что автомобили японского производства с правым рулем составляют 95% от общего числа машин.

История попыток запрета на эксплуатацию праворульных машин началась еще в 1993 году. Тогда Правительство России приняло постановление N 79, согласно которому МВД с 1 июля 1993 года должно было прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 – запретить их использовать. В тот раз постановление так и не обрело законную силу, в первую очередь из-за массовых протестов жителей Дальнего Востока.
В 2002 году из Минпромнауки в различные ведомства поступил план долгосрочного развития отечественного автопрома, в котором рассматривалась возможность запрета на ввоз в Россию иномарок с правым рулем с 1 января 2005 года.

Тогда предлогом для запрета явилась статистика, согласно которой праворульные иномарки повышали опасность аварий на российских дорогах. Впрочем, в министерстве заверяли, что запрет не будет вводиться до тех пор, пока Приморье не будет обеспечено достаточным количеством недорогих машин с левым рулем.

Однако жители Приморья и тогда решили отстоять свое право на самостоятельный выбор автомобиля, и окончательного запрета так и не последовало.
Нынешнее обращение приморских депутатов в Государственную думу содержит те же доводы, что «российская автомобильная промышленность не может обеспечить конкурентность производимых автомобилей, которые были бы дешевле, комфортнее, и главное, безопаснее транспортных средств с правым рулем, ввозимых из Японии.

«Повышение таможенных пошлин на автомобили иностранного производства приведет к подрыву сложившейся в России системы автобизнеса, что, в свою очередь, приведет к повышению социальной напряженности в стране», – говорится в обращении приморских депутатов.

«Учитывая высокую социальную и экономическую значимость данного вопроса для приморцев в условиях мирового финансового кризиса, просим Вас не принимать предложенные в проект Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» поправки, прямо или косвенно запрещающие или ограничивающие эксплуатацию и ввоз автотранспортной техники с правым рулем», – обращаются депутаты приморского парламента к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ Борису Грызлову.

Находящийся в рабочей командировке в Москве губернатор Приморского края Сергей ДАРЬКИН также поднял тему запрета эксплуатации автомобилей с правым рулем в России на встрече с заместителем председателя правительства РФ Игорем Сечиным.

«Подавляющее большинство не только личного, но и коммерческого автотранспорта также имеет правое расположение руля», – подчеркнул губернатор Приморья. Вице-премьер заверил, что на уровне правительства будет введен мораторий на 5 лет на принятие решений, запрещающих ввоз или эксплуатацию «праворульных» автомобилей.

О том, что вводить запрет на эксплуатацию праворульных машин правительство не собирается, также сообщил член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Приморского края Вячеслав Фетисов, который посетил с рабочим визитом Приморье. Сенатор сообщил, что встречался с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым и начальником ГИБДД России Виктором Кирьяновым, которые заверили, что не планируется вводить никаких запретов или ограничений на праворульный автотранспорт.

Необходимо учитывать экономическую ситуацию в мире и стране, – заявил Вячеслав Фетисов. – Раз приморцы вышли на улицы, значит, это действительно серьезно затрагивает их жизнь. Наша страна огромная и нужно учитывать внутренний и внешний рынок. Обещаю, что донесем переданные нам требования до Правительства и возьмем под контроль развитие ситуации».

Кроме того, приморские законодатели просят поддержать Обращение в парламенты соседних регионов, где преобладают праворульные машины.
Выступление приморцев было поддержано автомобилистами Москвы, Санкт-Петербурга, Иркурска, Красноярска и Новосибирска, где также прошли акции протеста и сборы подписей за отмену указа правительства.

Елена ФИЛАТОВА, Екатерина БОРИСЮК, Александр ИВАНОВ

  • Фото из архива www.vl.ru
  • Фото из архива www.vl.ru
  • Фото из архива www.vl.ru
  • Фото из архива www.vl.ru