Выслушай всех, сделай по-своему!Во Владивостоке состоялось закрытое заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ. Собравшиеся обсудили вопросы реализации отдельных норм закона о рыболовстве, касающиеся обязательной доставки всей уловов на российскую таможенную территорию. |
Напомним, согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» с первого января 2009 года все добытые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации водные биоресурсы и продукты их переработки должны доставляться на российский берег с целью их последующего таможенного декларирования.
Нагрузка на таможенные органы, по признанию начальника таможенного управления Игоря ВЛАСЕНКО, увеличиться в разы. Ведь сегодня в порты Дальнего Востока завозится чуть больше 600 тыс. тонн рыбопродукции (при том, что холодильных мощностей всего 60 тыс. тонн), а уже со следующего года только минтая на российский берег поступит 1 млн. 500 тонн.
Сложности возникнут и в связи с тем, что приходящие суда необходимо будет оформлять не более 3 трех часов, как это предписано Постановлением Правительства РФ N 184 от 19 марта 2008 года. Сегодня этот срок может растягиваться от нескольких дней до недели.
По словам Игоря Власенко, таможенники сделают все возможное для того, чтобы не затягивать оформление. «В частности, 99% будет проходить вообще без всяких досмотров, досматриваться будут лишь те грузы, о которых поступила информация от наших агентов, – пояснил начальник ДВТУ. – Мы будем работать по заявительному принципу». Вместе с тем г-н Власенко заметил, что «вопрос по сокращению сроков таможенного досмотра должен решаться совместно с другими проверяющими службами, так как проверки ДТУ занимают всего 25% времени от общего времени досмотра».
В свою очередь рыбопромышленники считают, что этих мер недостаточно и предлагают сократить перечень документов, необходимых и достаточных для таможенного оформления судов, уловов водных биологических и/ или продукции морского рыбного промысла при ввозе их на таможенную территорию России и вывозе из порта. Тем более что многие из них имеются у других контролирующих органов.
По словам президента Ассоциации Германа ЗВЕРЕВА, это существенно избавит от необходимости всякий раз предъявлять в таможенный орган: свидетельство о праве собственности на судно, о праве плавания под флагом на одни и те же суда флота, осуществляющие заход в российские порты и выход из портов; разрешение на добычу водных биологических ресурсов в доказательство законности происхождения ввозимой на таможенную территорию РФ и декларируемой продукции морского рыбного промысла; подтверждение количества разрешенных к добыче и фактически добытых уловов и количество продукции на борту судна, являющихся объектом таможенного контроля и декларирования в порту РФ, в условиях, когда погрузка товара, перемещаемого через таможенную границу РФ до момента его ввоза на таможенную территорию РФ была совершена в присутствии инспектора территориального пограничного управления береговой охраны ФСБ РФ. То есть законность происхождения груза уже проверена и подтверждена, о чем свидетельствует личная печать уполномоченного должностного лица пограничных органов ФСБ РФ на документах и те же самые документы и сведения имеются у органов государственной власти, осуществляющих контроль за добычей водного биоресурса и за операциями с продукцией морского рыбного промысла.
В этих целях можно использовать Приказ ГТК РФ N 785 от 14.11.2000г., которым утверждено Положение о взаимодействии и координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, – считают в Ассоциации добытчиков минтая.
«Установленный этим совместным Приказом порядок взаимодействия всех органов государственной власти как федеральных, так и территориальных (региональных, бассейновых), располагающих в полном объеме информацией и документами о пользователе водным биологическим ресурсом (товаропроизводителе-грузоотправителе); о законности происхождения добытых им уловах и произведенной из них продукции морского промысла; о судне и грузе (по видам и объемам), доставляемом им (или по его поручению) на таможенную территорию РФ, на наш взгляд, в достаточной степени позволяет выполнять цели и задачи таможенного контроля», – говорит Герман Зверев.
Рыбопромышленники также подняли вопрос об упрощении таможенного оформления судовых припасов, в том числе топлива и горюче-смазочных материалов и судовых запасных частей путем предоставления упрощенного порядка их оформления и декларирования. «Правительством Российской Федерации установлена продолжительность работы комиссии по оформлению и государственному контролю рыбопромысловых судов и продукции морского промысла – не более трех часов. Однако в деятельности таможенных органов трехчасовой контроль применим лишь на финальном этапе выхода судна из порта. Два предшествующих этапа таможенного контроля по-прежнему не усовершенствованы. В частности, это этап таможенного оформления ГТД на вывозимые за пределы таможенной территории уловы ВБР, продукцию морского рыбного промысла, судовые припасы и снабжение, который на практике может длиться неделю или более. А также этап погрузки на судно судовых припасов и снабжения, который не ограничен во времени», – комментирует Герман Станиславович.
По информации рыбопромышленников, чтобы получить оформленную грузовую таможенную декларацию на вывоз топлива и горюче-смазочных материалов на экспорт (23) (95) надлежит предварительно согласовать с таможенным постом срок временного вывоза во исполнение Указания ГТК РФ N 01-12/1112 от 05.10.04 г. Для чего через секретариат таможенного поста на имя начальника поста подается заявление о сроках временного вывоза, на котором ставится виза (согласование) руководителя отдела таможенного оформления и таможенного контроля и начальника поста.
При такой процедуре, оформление ГТД в режиме экспорт (23), включая время согласования сроков временного вывоза, затягивается и, например, в Приморском крае занимает не менее трех дней. Данное обстоятельство, хотя и не нарушает Таможенный Кодекс РФ, согласно которому выпуск ГТД осуществляется в срок не свыше трех суток, но существенно затягивает сроки выхода судов из порта. Соответствующее же подразделение таможенного органа Камчатской области за одни рабочие сутки обрабатывает и выпускает не более 14 штук деклараций.
АДМ предложили после захода судна в порт таможенный контроль свести к документарной сверке количества груза в трехчасовой срок. Выдавать подтверждающий документ «Port-Clearance», проставлением отметки «отгрузка разрешена» на поручении на отгрузку экспортного груза, если грузоотправитель/судовладелец заявляли, что судно заходит в порт без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации. После чего, таможенное оформление и таможенный контроль считать завершенным и предоставить судну право выхода из порта Российской Федерации.
Другое рациональное предложение минтайщиков – наладить эффективный электронный документооборот, чтобы судовладелец мог представлять таможенниками необходимые для оформления судов и продукции морского промысла в таможенный орган по электронной почте заблаговременно до захода судна в порт. Таможенники же в свою очередь также должны уведомлять судовладельца о результате обработки документов до момента захода судна в порт.
Еще один вопрос, поднятый Ассоциацией минтайщиков в ходе консультативного совета, – упрощение процедуры вывоза с таможенной территории РФ потребляемых судовых припасов (продуктов питания и др.) и судового снабжения, включая топлива и ГСМ в случаях, когда они предназначены для собственных нужд судов и экипажей российского рыбопромыслового флота, ведущих промысел за пределами территориальных вод РФ.
«На наш взгляд, процедура оформления припасов, которые с 2007 г. разделяются на российские/импортные; эксплуатационные, потребляемые/продаваемые на основании Приказа ФТС РФ N 1665 от 29.12.2007 г. «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима перемещения припасов» была усложнена без достаточных на то правовых оснований? – поясняет президент Ассоциации добытчиков минтая.
- При вывозе данной категории товаров не происходит перемещения товаров в целях осуществления внешнеторговой деятельности в значении, установленном Таможенным Кодексом РФ. Торговой деятельности в данном случае – нет. Судовые припасы, снабжение, включая топливо и ГСМ, предназначены для собственного потребления российскими гражданами- работниками экипажа российского рыболовного судна.
Кроме того, весьма затруднительно применение Приказа ФТС РФ от 14.05. 2008г. N 578 для досылки как отдельных видов продуктов питания, так и в целом партии припасов.
Поскольку к ГТД требуется приложить спецификацию, в которой помимо сведений по каждой позиции снабжения, кода ТН ВЭД каждого товара и его стоимости, необходимо указать количество мест, вес нетто, вес брутто, сведения о производителе и товарный знак. Представить данные сведения точно и оперативно особенно для обеспечения эксплуатации крупнотоннажных судов не всегда возможно, поскольку требуется взвешивание товаров, его досмотр, идентификация. При необходимости досылки большого количества позиций снабжения, подготовка спецификации и заявления может занять от нескольких дней до нескольких недель».
По мнению членов Ассоциации, в случаях, когда грузоотправителем, грузополучателем товара (а при наличии у рыбодобывающего предприятия собственных транспортных судов – и перевозчиком) может являться одно и то же российское юридическое лицо, собственное судно которого ведет промысел за пределами территориальных вод РФ, декларирование судовых припасов и топлива путем оформления ГТД в таможенных режимах временного вывоза 95 и экспорт 23 – является излишним административным барьером. Учитывая необходимость исполнения задач, определенных Правительством РФ 19.03.08г. в Постановлении N 184, есть основания рассмотреть вопрос о введении особого, упрощенного порядка оформления таких товаров. Тем более что практика взаимоотношений таможенных органов и рыбодобывающих предприятий до 2007 года предусматривала работу именно по упрощенной схеме.
Рыбопромышленники предложили исключить из перечня документов, необходимых для таможенного оформления судовых припасов следующие документы: сертификат качества, фитосанитарный и карантинный сертификаты при вывозе продуктов питания, подпадающих под действие Федерального Закона от 05 12.2008 г. N 183 «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» и Федерального Закона от 15.07.00 г. N 99 «О карантине растений», предназначенных для потребления российскими гражданами-членами экипажа российского рыболовного судна, ведущего промысел за пределами территориальных вод Российской Федерации.
Члены Ассоциации предложили отменить декларирование потребляемых судовых припасов, ограничиться подачей сведений о досылаемых припасах в форме предоставления декларации о припасах «List of Ships Stories».
Логичные, но вряд ли выполнимые требования – о введении круглосуточного режима оформления судов, о приоритетном оформлении «рыбных» грузов.
Начальник ДВТУ, генерал-майор таможенной службы Игорь Власенко в свою очередь заверил, что «работать таможенники будут по заявительному принципу, а полученные предложения обязательно рассмотрят». «Я не допущу бюрократизма, и если кто-то будет проявлять чересчур большое рвение в проверках рыбацких судов, мы с этим разберемся», – сказал он. Игорь Власенко согласился с тем, что объем холодильных мощностей, которые имеются в приморских портах, недостаточен, что специалистов не хватает, но «закон есть закон, и там написано, что судно должно оформляться не более трех часов». Вместе с тем он заметил: «О круглосуточном режиме работы и думать не надо! Такого нет нигде в мире!»
Справка
ДВТУ является самым крупным по занимаемой территории региональным управлением Федеральной таможенной службы России, протяженность морской границы с нейтральными водами составляет – 23 тыс. км, установлено 56 морских пунктов пропуска. В регионе деятельности ДВТУ, кроме того, установлены 10 воздушных пунктов пропуска, 5 автомобильных, 3 железнодорожных, 10 авто/речных.