Газета «Рыбак Камчатки»

Нельзя командовать рыночной экономикой! Наша страна должна быть полноценной морской и рыбопромышленной державой

В №№ 5 и 7 «РК» развернулась полемика о том, насколько экономически оправданной для рыбопромышленной отрасли полуострова является недавно вступившая в силу норма федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», требующая обязательной поставки выловленных в «прибрежке» водных биоресурсов на территорию субъектов Российской Федерации для переработки на береговых заводах. Сегодня своё мнение высказывает генеральный директор ООО «Радуга-ДВ», депутат краевого Законодательного собрания Владимир ОБУХОВ.

Я закончил факультет промышленного рыболовства камчатского филиала Дальрыбвтуза, работал в колхозе им. В.И. Ленина, Океанрыбфлоте, на Петропавловском рыбоконсервном заводе. И не вижу причин противопоставления добытчиков и обработчиков – это всё искусственное, наносное.

Нет противостояния между береговой и морской обработкой рыбы. Но при условии, что каждый вид хозяйственной деятельности имеет равное право на жизнь.

Несколько лет назад мне довелось быть в Госкомрыболовстве, и с одним из заместителей председателя мы, сидя в его кабинете, просчитывали экономическую целесообразность доставки уловов из районов промысла и переработки их на камчатских береговых предприятиях. Экономика не складывалась. Получались одни минусы и убытки. Мой собеседник разгорячился, бросил карандаш и заявил: «Мы всё равно будем возить рыбу на берег – такова будет политика государства».

Основная мысль разработчиков этой концепции была в том, чтобы поставки рыбы на берег помогли наладить жизнь местного населения, привлечь на Дальний Восток и закрепить здесь специалистов. Чтобы сюда проехал молодой специалист, ему (как 20-30 лет назад) необходимо предоставить жильё, оплатить контейнер для перевозки вещей, платить двойную (по сравнению с регионами в европейской части России) зарплату, выдать «подъёмные». Ведь реально Дальний Восток был заселён именно так.

Как только поддержка прекратилась, люди стали уезжать. Руководителям, решившим одним махом исправить такое положение, на мой взгляд, всё-таки надо было сосредоточиться над созданием более благоприятных социально-экономических условий для приезжающих на север. И тогда сюда придёт капитал, поедут люди, и начнёт эффективно работать экономика.

Допустим, что государство всё же решило в рыночных условиях проводить активную промышленную политику, поддерживая таким образом прибрежные регионы. Но увлёкшись администрированием, мы забываем, что отдать команду – не значит получить желаемый результат. Чтобы поддержать экономику региона, ему самому необходимо дать возможность определиться с имеющимися здесь условиями, мощностями и ресурсами, как я и предлагал во время обсуждения этого закона в Госдуме – отрегулировать детали прибрежного рыболовства на уровне регионального законодательства с учётом концепции федерального закона, разумеется.

Требование поставлять всю выловленную рыбу на берег для её переработки хорошо для тех прибрежных регионов, где и объёмы добычи поменьше, и береговая инфраструктура более развита. Но Камчатка – особый регион с тысячами километров неосвоенного побережья, с тяжёлыми навигационными и погодными условиями. Ну не позволит капитан порта работать мало- и среднетоннажному флоту в ущерб безопасности мореплавания без обеспечения со стороны крупнотоннажного флота!

В то же время специализированных судов, способных круглый год возить на берег охлаждённую рыбу, на полуострове нет, да и никто не просчитывал, будет ли их работа экономически эффективной. Зимой из-за ледовой обстановки или штормов на многие береговые заводы вообще невозможно привезти рыбу. Да и летом кому сдавать уловы донно-пищевых, если нацеленные на обработку лососёвых береговые рыбообрабатывающие мощности в эти месяцы и так загружены «под завязку»?

Мы не можем идти против законов рыночной экономики, которые гласят: полуостров со своим небольшим трудоспособным населением в 70 тыс. человек способен эффективно осуществлять лишь добычу, первичную обработку, заморозку, и транспортировку рыбы к местам потребления или дальнейшей глубокой переработки, поскольку здесь дорогая электроэнергия и рабочая сила, 8 месяцев царствует зима, огромные транспортные издержки. Последнее время наметилась тенденция наращивания объёмов существующего производства, предприятия становятся на ноги и было бы самое время, реализовав принцип частно-государственного партнёрства, инвестировать в обновление флота и в более современные технологии. К тому же, люди, говорящие о необходимости заниматься глубокой переработкой здесь, основываются на экономике до финансового кризиса. Сейчас потребление филе (которое нам предлагают выпускать) резко сократилось, цена на него упала в 2 раза. Продукты глубокой переработки и ценная рыба, которые котировались раньше, для зарубежного потребителя (под которого они и были выстроены) стали не по карману. Американцы и европейцы резко затянули пояса и стали экономить деньги. Наше филе просто не находит рынок сбыта.

Моё мнение: в нынешних условиях надо ориентироваться на внутренний рынок, сосредоточившись на выпуске камбалы, наваги, терпуга и других видов рыб, где мы имеем солидные резервы.

Объёмы поставки рыбы на российский берег имеют тенденцию к увеличению. Но состыковать добытчика и обработчика можно только экономическими, а не командными методами. Почему добытчики отстаивают возможность сдавать выловленную в «прибрежке» рыбу не только на береговые заводы, но и в море? Потому что, уходя загруженным рыбопродукцией из района промысла в порт, судно рискует упустить хорошую промысловую обстановку. Когда обстановка, как говорится, «всплеснула» – тут же ловец взял рыбу, сдал на приёмщик. Но рыба не будет ждать, пока судно после перехода в порт вернётся на промысел. Ищи её потом 2-3 суток! И хорошо ещё, чтобы погода не подвела.

К тому же, производственный план современного предприятия предусматривает зимние рейсы на донно-пищевые, летом – на приёмку «красной» рыбы, осенью – работу судна на сайре или на тех же донно-пищевых. Весь год расписан, и судно-приёмщик работает там, где есть промысловая обстановка. Флот, в отличие от берегового завода, более гибкий – он ведёт промысел и в «прибрежке», и в экономзоне. Но федеральный закон, по которому прибрежные уловы нельзя сдавать в море, словно отрубает одну руку у предприятия. Не думаю, чтобы мы хотели из своей главной на полуострове рыбной промышленности получить «инвалида».

Это ведь абсурдно – поработавшее, к примеру, три месяца на приёмке сайры в экономзоне судно после этого ставить «к стенке». А как при этом сохранить коллектив специалистов, которые, нужно честно признать, в профессиональном плане работают на голову выше работников многих береговых предприятий? Останутся без работы суда-приёмщики – вслед за ними с моря уйдёт мало- и среднетоннажный флот. Без работы в период кризиса останутся тысячи рыбаков, которые могли бы пополнять бюджет налогами, а вместо этого напротив будут жить за счёт государства, получая пособия по безработице.

Для формирования на Камчатке высокоэффективной и конкурентоспособной экономики потребуются время, государственные и частные инвестиции, подготовка профессиональных кадров и соответствующая нормативная база. Допустим, государство решило, что такой вид хозяйственной деятельности, как приёмка и обработка рыбы-сырца на морских судах в прибрежке, нам не нужен. Стало быть, нужно далее определить судьбу высвобождаемых мощностей 30 современных российских действующих морских судов-приёмщиков и не менее сотни добытчиков (средний и малый флот) – что с ними делать? Ведь ещё вчера их деятельность была законной, а сегодня стала незаконной.

Кто сможет объяснить или ответить на этот вопрос?

В отрасли накопилось много проблем. И, надо признаться, органы государственной власти последнее время стали уделять гораздо больше внимания рыбакам – стали быстрее и в больших количествах приниматься своевременные и необходимые меры. В то же время мы вступаем в новый период жёсткой борьбы на внешних рынках, необходимости обеспечения продовольственной безопасности России.

Государство могло бы инвестировать средства в создание суперсовременных предприятий береговой переработки, береговой инфраструктуры, подготовку специалистов, а затем поэтапно передавать их эффективным собственникам, получая от них налоги и продукцию, которая с успехом конкурировала бы и в России, и за рубежом.

Плюс к этому закрепить за такими предприятиями современный флот, который снабжал бы берег охлаждённой рыбой.

Государственные и частные инвестиции нужны и для открытия линии рефконтейнеров, которая может связать Дальний Восток и европейскую часть России. Ведь сейчас транспортные рефсуда доставляют рыбопродукцию во Владивосток, где её перегружают, распределяют по рефсекциям, которыми по железной дороге рыба развозится по регионам на специализированные заводы. Множество посредников накручивает на каждый килограмм по 5-10 рублей, и цена для конечного покупателя вырастает вдвое. Государство могло бы вложить деньги в строительство мощного терминала по обработке рефконтейнеров на Камчатке. Отсюда, минуя посредников, продукция отправлялась бы напрямую потребителям. Как результат – снижение цен, прощание с «ножками Буша» плюс развитие портовой инфраструктуры.

Для эффективной работы – в Петропавловске-Камчатском необходим рыбный рынок, который будет регулировать цену на выловленную в «прибрежке» рыбу.

Надо создать условия, чтобы у людей была работа и стабильность, тем более в условиях мирового экономического кризиса, а качественная и недорогая рыбопродукция поставлялась на внутренний рынок. Гораздо эффективнее это будет, если действовать не административными, а экономическими мерами. Иначе от таких метаний из крайности в крайность ничего хорошего не получится – рыбная промышленность растеряет флот, основные фонды, кадры, опыт и знания. Я бы не хотел этого.

Наша страна должна быть полноценной морской и рыбопромышленной державой.

Газета "Рыбак Камчатки"