Страницы истории. Освоение русскими моряками дальневосточных морейСреди многочисленных русских моряков, оставивших свой след в истории описания восточного побережья России и исследования дальневосточных морей, находится Алексей Пещуров. Это имя, как представляется, мало кому известно даже из жителей восточных рубежей нашей страны. |
Он принимал самое активное участие в описании залива Петра Великого и некоторых других акваторий наших морей, а также в решении ряда судьбоносных решений.
Алексей Пещуров (1834 – 1891 гг.) в возрасте 12 лет был определен в Морской кадетский корпус, который окончил в 1851 г. с производством в гардемарины. Затем в течение трех лет состоял при вице – адмирале Евфимии Путятине, исполняя обязанности адъютанта, в том числе во время известного плавания фрегата «Паллада» в Китай и Японию в 1853 г. под командованием капитан – лейтенанта Ивана Унковского и под флагом главы дипломатической миссии самого Путятина.
В этом плавании, кроме фрегата «Паллада», принимала участие группа кораблей, включая шхуну «Восток», корвет «Оливуца» и транспорт «Князь Меньшиков» под общим командованием адмирала. Переговоры, касающиеся важных политических вопросов, проходившие в Нагасаки в течение трех месяцев, для нашей делегации окончились безрезультатно, чем все члены нашей делегации были огорчены. Несомненно, это решающим образом было связано с надвигающимися крупными военными событиями (Крымской войной) и, в связи с этим, переговоры затягивались японской стороной. С началом тех событий наши корабли, в то время находившиеся в Нагасаки, в целях скрытности от англо-французской военной эскадры, покинули Японию, добрались, всячески маневрируя, до Манилы, затем – до Шанхая и Ликейских островов, потом рассредоточились.
По всему видно, что еще в юношеские годы Алексей Пещуров окунулся в гущу политических и близких к военным событий. Это, разумеется, не могло не отложить отпечаток на дальнейшей его службе.
Кстати, находясь в Нагасаки, он, хорошо владея основами картографии, полученными во время учебы в Кадетском морском корпусе, по поручению Путятина составил достаточно подробный план этого порта, а некоторое время спустя, принимал самое активное участие в описании корейского побережья, некоторых районов залива Петра Великого, в частности, залива Посьет.
В 1854 – 1855 гг. он второй раз сопровождал Путятина в Японию, на этот раз на фрегате «Диана», и также использовал возможности для составления планов Хакодате, Осака, Симода и некоторых других портов.
По возвращению в российские воды он принимал самое активное участие в описании Сангарского пролива, сведения по гидрографии которого в то время носили весьма отрывочный характер.
По завершении «японского» похода Алексей Пещуров в 1955 г. на шхуне «Хеда» сопровождал своего «шефа» в Николаевск (Николаевск-на-Амуре), затем по Амуру и через Сибирь в Санкт-Петербург.
Проходя вверх по Амуру, он по заданию Путятина выполнил промеры и астрономические наблюдения до самой последней возможности.
В 1885 – 1857 гг. состоял при адмирале в Кронштадте и в Англии. После этого Алексей Пещуров назначается агентом по заказам Морского министерства в Англии и Франции. При его содействии в Англии в 1860 г. был построен клипер «Гайдамак», на который он назначается командиром, и который он затем перегнал на Дальний Восток.
В 1863 – 1964 гг. находился в составе Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Андрея Попова, совершившей плавание в Сан-Франциско для решения особо важных дел. После этого прибыл в Кронштадт.
В 1866 г. снова командируется в Англию, на этот раз в целях ознакомления с броненосным судостроением.
В следующем году, уже в ранге специального правительственного комиссара, прибыл в Ново-Архангельск (США), чтобы подписать протокол о передаче русских владений Америке. И он был подписан. По высочайшему царскому повелению. Тем самым была поставлено «жирная точка» в окончании заселения русскими людьми американского континента.
Кстати, к этому событию в разных слоях русского общества отнеслись далеко не однозначно. Особенно негативно воспринял произошедшее событие «торговый» люд.
В последующие годы Алексей Пещуров исполнял разные высокие, в том числе государственные должности. Был вице – директором, затем директором Канцелярии Морского министерства, товарищем управляющего, потом управляющим упомянутого министерства, главным командиром Николаевского флота и порта Николаевска, военным губернатором, главным командиром флота и портов Черного и Каспийского морей, был в Свите Его Величества, членом Госсовета. Прошел по воинской лестнице до вице-адмирала. На разных должностях всячески содействовал выполнению программы строительства военно-морского флота, в том числе броненосных судов.
Алексей Пещуров много сделал при описании залива Восток, одной акваторий залива Петра Великого. Об этом напоминает мыс залива, нанесенный на карту в 1861 г. экспедицией клипера «Гайдамак» и названный по его фамилии не позже 1863 г.
А что же с клипером «Гайдамак», который наш герой перегнал на Дальний Восток, будучи его командиром, какие оно несло мореплавательные характеристики? Это тем более любопытно, что название этого корабля присвоено некоторым географическим образованиям в заливе Петра Великого и местам во Владивостоке.
Тот клипер был деревянным, парусно-винтовым, построенным на верфи Норфолка (Англия).
Имел следующие характеристики: длина корпуса – 64,9, ширина – 9,6 м, водоизмещение – 1094 т, осадка – 4,5 м, мощность – 250 л.с., скорость – 13 узлов. Нес 7 орудий.
Штатный экипаж предусматривал 159 человек, включая 9 офицеров и 150 нижних чинов.
По завершению постройки клипер некоторое время находился в порту Плимут (Англия) для подготовки к плаванию. После завершения комплектования команды в конце того же 1860 г. корабль под командованием уже знакомого нам капитан-лейтенанта Алексея Пещурова покинул Плимут и совершил плавание в Шанхай с включением в состав Тихоокеанской эскадры.
В первой половине 1861 г. «Гайдамак» проводил гидрографические изыскания в заливе Петра Великого, а именно – в заливах Восток и Америка, затем проводил промерные работы в Татарском проливе, включая северную часть.
В конце июня того же года с клипером случилась неприятность. При надвигающемся сильном шторме капитан принял решение переждать непогоду, зайдя в залив Дуэ близ нынешнего Александровска. Так и было сделано, но, к сожалению, разыгравшимся волнением «Гайдамак», словно щепку, выбросило на прибрежную мель, и судно получило угрожающий крен. В таком состоянии оно пробыло без малого год. Все это время экипаж, как мог, ценой невероятных усилий обеспечивал жизнедеятельность находящего в аварийном состоянии корабля, с трудом решились вопросы питания людей, в том числе в холодное время года.
Клипер удалось выручить из беды только в первых числах июня 1862 г., когда для этой цели подошли в залив Дуэ корвет «Калевала», транспорт «Японец», пароходокорвет «Америка».
Снятый с мели клипер в сопровождении одного из спасителей добрался до Шанхая, где прошел докование с устранением разных повреждений.
В начале 1863 г. «Гайдамак» провел в Южно-Китайском, Филиппинском и Сулу морях специальную съемку в военном и навигационном отношениях (на случай возникновения театра военных действий).
В последующие годы он совершал плавания в разные порты, в том числе Николаевск, Кронштадт, Сан-Франциско, Мельбурн и некоторые другие, преследуя разные цели, в том числе политические. Сменялись и командиры корабля.
После 13 – летнего плавания, в 1873 г., в Кронштадте клипер прошел капитальный ремонт, включая замену котлов. Под командованием Степана Тыртова прибыл во Владивосток, был включен в состав Тихоокеанской эскадры, выполнял разные задачи.
1875 г. осуществлял крейсерство в Беринговом море, где наряду с охраной границ, выполнил гидрографические работы в Анадырском заливе и севернее, вплоть до селения Уэлен. Ведь этот район в то время был наиболее слабо изучен. Полученная подробная информация была положена в основу составления навигационных карт Анадырского лимана, описания бухты Провидения.
В 1876 – 1877 гг. находился в распоряжении российского министра – резидента в Японии.
В октябре 1885 г. клипер «Гайдамак» был исключен их списков флота за невозможностью дальнейшего использования. К этому времени сильно постарел, деревянный корпус поизносился. Он завершил четвертьвековое служение верой и правдой своему Отечеству.
Однако имя этого корабля не забыто моряками, прежде всего теми, кто был связан с ним многие годы. Имя «Гайдамак» присвоено бухте, вдающейся в западный берег залива Восток между мысами Бурунным и Чайковского, открытой и описанной в 1861г., а также гавани, вдающейся в вершину бухты Гайдамак.
И это не все.
Имя корабля увековечено в названии сквера на разветвлении улиц Светланской и Новоивановской. Напротив – остановка муниципального транспорта под названием «Гайдамак». Отрадно, что имя известного клипера бытует в сознании людей.
Впрочем, названия и того сквера, и той остановки к увековеченным вряд ли стоит относить. Учитывая ускоряющиеся темпы нашего бытия, через какое-то время эти «пункты» могут уйти в небытие, вместе с названиями…
Жаль, но многое теряется в летах.