Ученые отрасли ориентируют рыбную промышленность бассейна на вылов разных промысловых гидробионтов (рыб, ракообразных, моллюсков, иглокожих, водорослей) в апреле – июне в объеме около 497,5 тыс. т (14,4% от общего годового прогноза). Это на 22,6 тыс. т больше аналогичного прогноза прошлого года. Увеличение связано главным образом с минтаем и сельдью, в меньшей мере – терпугами и некоторыми другими ВБР.
Максимальную долю предстоящего улова возьмет на себя Охотское море,– несколько более 209 тыс. т, что составляет почти 41,5%от общебассейнового квартального прогноза (здесь и далее цифры округленные). При этом основа (51,5% ) приходится на Северо-Охотоморскую подзону, далее, по мере уменьшения доли располагаются: Западно-Камчатская (24,5%), Камчатско-Курильская (18%), остальное падает на подзону Восточно-Сахалинскую.
В Западно-Беринговоморской предстоит реализовать более 80 тыс. т или 6% от общего бассейнового рекомендованного улова, в Северо-Курильской – почти 73,5 (15%), в Восточно-Камчатской – 58,6 (12%), в Южно-Курильской – 40,5 тыс. т (10%), остальное – минимальная доля – приходится на Японское море, где максимум забирает Приморье.
В структурном отношении общий рекомендованный вылов состоит из многих десятков промысловых гидробионтов, среди которых по величине резко выделяется минтай. Его предстоит освоить 192 тыс. т, что составляет 39% от всех составных элементов прогноза. При этом 42% рекомендовано для вылова в Охотском море, где, как известно, во весь ход развернулась соответствующая путина. Меньше предстоит освоить его в зоне Западно-Беринговоморской (28%), затем в Восточно-Камчатской (13%), в Северо-Курильской (11%) и Южно-Курильской (4%), остальное – в Японском море.
Второе место в рекомендованном бассейновом улове отводится сельди, а именно – 43,7 тыс. т или 9% от общего бассейнового квартального прогноза. Почти полностью он относится к Северо-Охотоморской (66%) и Западно-Камчатской (33%) подзонам, где будет базироваться на обловах рыб охотского и гижигино-камчатского стад.
Камбал рекомендовано к вылову более 42 тыс. т, что составляет 8,5% от квартального бассейнового прогноза. Из них максимум (27 тыс. т) приходится на Охотское море, где основной промысел развернется в прикамчатских водах.
В меньших количествах эти рыбы будут промышляться в западной части Берингова моря (6 тыс. т), у восточной Камчатки (4,5 тыс. т), а также в других местах наших морей.
Ученые рекомендуют поднять улов терпугов до 33 тыс. т, причем основные усилия следует сосредоточить в североприкурильских водах – там можно освоить около 58%. Неплохие уловы ожидаются также у юго-востока Камчатки, Приморья.
Из других видов рыб, отраженных в прогнозе, привлекает к себе внимание треска. Рекомендованный вылов ее оценивается величиной без малого в 10 тыс. т. Она может ловиться почти повсеместно (разумеется, там, где засвидетельствовано ее пребывание). Больше всего ее – у восточной Камчатки, причем там она почти поровну распределяется в обеих подзонах.
Из нерыбных гидробионтов первое место по величине рекомендованного вылова (около 23 тыс. т) занимают кальмары, и, прежде всего, командорский (22 тыс. т), или траловый, как именуют его рыбаки. Промысел его рекомендован у северных Курил. Около одной тысячи тонн можно добыть у Приморья, но другого вида – тихоокеанского.
Крабов рекомендовано к вылову несколько более 14 тыс. т. В прошлые, не такие уж далекие времена, лидерство по уловам прочно держал краб камчатский. Затем браконьерство свело его почти на нет. Поэтому в настоящее время ведущую роль в промысле продолжают занимать крабы-стригуны. Максимально большие уловы ожидаются в Северо-Охотоморской подзоне (более 6 тыс. т), а также в Приморье (свыше 3 тыс. т).
Возвращаясь к Приморью заметим, что общий рекомендованный вылов здесь оценивается почти в 20 тыс. т. В нем выделяются анчоус, которого рекомендуется добыть 4,5 тыс. т, камбалы – 3,2, терпуги – 3,0, минтай – 1,7 тыс. т. В меньших количествах рекомендуется к вылову сайра – 0,8, треска – 0,4 тыс. т. и некоторые другие рыбы.
Судя по тексту прогноза, с промыслом анчоуса следует явно повременить, поскольку подходы его для нагула и нереста в прибрежную зону будут происходить если не в середине – конце мая, то уж в июне – наверняка. Эти сроки будут целиком определяться активностью прогрева прибрежных вод. Он появляется здесь при температуре в верхних слоях до 7 – 10 градусов. При этих условиях начинается массовый нерест в прибрежье и южного (в том числе в зал. Петра Великого), и северного Приморья, с нарастанием массы подходящих рыб к концу июня. К северному Приморью подходы начнутся лишь в июне, будут продолжаться в июле. Данное обстоятельство обусловлено более поздним прогревом вод в северных районах. Промысел будет возможен дрифтерными сетями, пелагическими ловушками, ставными и кошельковыми неводами.
Промысел камбал возможен у северного Приморья (мыс Поворотный – мыс Золотой). По мере прогрева вод миграционная активность их возрастает, что уже четко прослеживается в апреле и мае. С мест зимовки они постепенно смещаются для нагула и нереста в сторону мелководья. При этом камбалы распространяются на обширной площади шельфа, активно откармливаясь после зимовки. От этого эффективность промысла значительно уменьшается по сравнению с обловом предзимовальных и зимовальных скоплений.
В нагульный период, разумеется, не все виды камбал распределены вместе. Одни из них придерживаются прибрежного мелководья, другие – приглубых мест, но все же на меньших глубинах, чем в период зимовки. Третьи в этом отношении занимают промежуточное положение. Ареалы многих видов (в ходе промысла рыбакам приходится иметь дело примерно с 10 видами камбал) в большей или меньшей мере перекрываются. В связи с особенностями распределения, для получения, так сказать, «нормальных» уловов требуется более продолжительные траления, чем на местах зимовки.
Уловы в сутки у среднетоннажных судов могут составлять 2- 4, у малотоннажных – 1,5 – 2,0 т.
Теперь о терпугах. Доминирующим видом среди «приморских» является южный одноперый. Промысловый запас его в настоящее время немного уменьшился, однако в обозримом будущем вряд ли достигнет критических значений. По мере прогрева вод южный одноперый, впрочем, как и другие терпуги, смещается на меньшие глубины, что станет заметным уже в апреле. В это время он формирует скопления на глубинах 250 – 350 м, обеспечивающие весьма эффективный траловый промысел. Терпугов можно встретить и в зал. Петра Великого, и у северного Приморья, особенно между мысом Поворотный и бух. Успения, заливами Ольга и Владимир, мысами Белкина и Сосунова. Промысловая обстановка ожидается стабильной. Вылов до 7-12 т в сутки у среднетоннажных судов.
В мае терпуги продвинутся еще ближе к прибрежью, распространятся на обширных пространствах в основном на глубинах 90 -150 м, а в некоторых местах и на 5 – 40 м. Рыбакам стоит обратить внимание на восточные и западные районы зал. Петра Великого, на участок между мысами Поворотный и Островной, мысом Красная скала и зал. Ольга. Суточные уловы ожидаются до 8 – 10 т.
Июнь ознаменуется дальнейшим рассредоточением рассматриваемых рыб на мелководной части шельфа, активным откормом. Вероятность обнаружения плотных скоплений не велика, к тому же они будут неустойчивыми во времени. В целом эффективность промысла в этом месяце ожидается более низкой, чем в предыдущем, тем более – в апреле.
В отношении промысла минтая можно заметить следующее. Уменьшение его запасов у Приморья повлекло явное снижение эффективности промысла. Между тем даже в этих условиях он может быть наиболее рентабельным в апреле и мае, когда формируются нерестовые скопления в Уссурийском заливе. После нереста он смещается на меньшие глубины, на внешний край шельфа и далее к северо-востоку, за пределы зал. Петра Великого. К концу мая будет распределяться от зал. Петра Великого до зал. Ольга над глубинами 100 – 300 м.
В апреле и мае суточные уловы у среднетоннажных судов в зал. Петра Великого составят 3 – 6 т, в июне уменьшатся до 1 – 2 т. Севернее, между мысом Поворотный и зал. Ольга возрастут до 3 – 4 т, а у северного Приморья (к северу от мыса Белкина) не превысят 1 – 2 т.
Из нерыбных объектов, рекомендованных к промыслу у Приморья в апреле – июне, важно упомянуть крабов, которых можно добыть более 3 тыс. т, и тихоокеанского кальмара – около 1 тыс. т.
Из 6 видов крабов, встречающихся в этом районе, в настоящее время наиболее велики промысловые запасы краба – стригуна красного, которого еще именуют то японикусом, то японским. Ресурсы других видов пребывают в угнетенном состоянии.
Этот краб является наиболее глубоководным (обитает на глубинах до 2300 м), потому и скрывался от краболовов до относительно недавнего времени (промысел начат в 1993 г.). Некоторые, даже простейшие детали биологии и распределения этого краба к настоящему времени изучены неполно. Многое в жизни его не ясно, в том числе в вопросах динамики численности, которая, как известно, проливает свет на рациональное использование запасов. Словом, данный вид еще предстоит изучить.
Тем не менее, ресурсы этого краба лишь частично (примерно на 30%) вовлечены в сферу промысла. К нему привлечено пристальное внимание краболовов. В настоящее время он облавливается на глубинах 1000 – 1400 м. Глубже ресурсы не затронуты. Между тем считается, что именно на этих глубинах держится наиболее кондиционный краб, где можно получать наибольшие уловы.
И последнее. По поводу упоминавшегося выше тихоокеанского кальмара. Возможности промысла его у Приморья ежегодно весьма велики. В текущем году возможный вылов здесь оценивается в 88 тыс. т. Однако эта величина не может быть освоена в принципе из-за отсутствия заинтересованности у промышленности. Причины этого в общем ясны, и они назывались еще много десятилетий тому назад. Среди них генеральной является отсутствие специализированного флота. Это подкреплялось якобы малой экономической эффективностью промысла.
Между тем известно, что наши соседи по Японскому морю (японцы и корейцы) занимаются промыслом этого кальмара уже длительное время. При этом считают это дело весьма выгодным.
В случае, если наши рыбаки продолжат попытки организации промысла в текущем году, надо иметь в виду, что промысел можно начинать со второй декады мая с облова косяков на банке Ямато (часть ее находится в российских водах). Единовременная биомасса кальмара, формирующаяся здесь, позволит до конца июня реализовать вылов около 1 тыс. т.