Газета «Рыбак Приморья»
Витрины с рыбопродукцией

Рыбное место пусто не бывает

В Приморье создадут специализированные рыбные рынки. Такая возможность обсуждалась на совещание в краевой администрации. По мнению авторов идеи, рынки позволят доставлять морепродукцию напрямую потребителю, минуя торговые сети. Промысловики намерены таким путем выйти из конфликта с торговцами, завышающими ценовые надбавки и предъявляющими переработчикам зачастую невыполнимые требования.

На минувшей неделе в присутствии представителей городской и краевой администраций рыбопромышленники озвучили проблемы, препятствующие эффективной и полноценной реализации рыбо- и морепродукции в торговых сетях города и края. Среди них – высокая степень монополизации последних, завышенные и даже зачастую невыполнимые условия договоров (например, сети настаивают на предоставлении рассрочки по платежам, возврате продукции и т.д.), высокие наценки, ненадлежащие условия хранения скоропортящегося товара. «Наш товар в сетях продается как минимум на 50% дороже»,— привела пример гендиректор ООО «СИТЭК» Нина СЕВРУК.

При этом, по словам рыбопромышленников, сети берут на реализацию далеко не весь ассортимент, что значительно ограничивает в выборе потребителя. «Из 50 наименований, которые мы предлагаем к реализации, обычно на прилавках магазинов представлено лишь пять. Торговые сети забиты импортом сомнительного качества или дешевым отечественным нелегальным товаром. Мы сталкиваемся и с фальсификатом — берут дешевую рыбу, готовят из нее филе, крепят любую этикетку и все. Так, макруруса продают под видом пангассиуса»,— поделился с участниками совещания директор ООО «Рыбзавод Большекаменский» Сергей ПОЛУЭКТОВ.

Представители отрасли настаивали на том, что китайский и норвежский импорт вреден не только для экономики, но и для здоровья населения.

Справка «РП»

По итогам 2008 года импорт морепродуктов из КНР возрос на 7,3 тыс. тонн (на 22% в сравнении с 2007 годом). При этом в другие страны экспорт китайской продукции снизился. Так, поставки в Корею снизились на 219,2 тыс. тонн, в Японию — на 21,6 тыс. тонн, на Тайвань — на 26 тыс. тонн. По мнению Китайской рыбной ассоциации, снижение экспортных показателей вызвано не мировым финансовым кризисом, а высоким содержанием химикатов в морепродуктах.

В тоже время в 2008 г. Россия возглавила список основных рынков экспорта норвежских морепродуктов. Поставки рыбопродукции в нашу страну составили 4,05 млрд. норв. крон (575,7 млн. долларов), что на 407 млн. крон (57,7 млн. долларов) больше, чем в 2007 г.

Участники совещания предложили один из возможных вариантов решения проблемы – организовать специализированные рыбные рынки, где каждый производитель сможет самостоятельно без посредников (а значит и без дополнительных наценок) реализовать свой товар. Торговлю рыбопродукцией можно наладить как уже на действующих 13 рынках, так и на новой территории.

- «Такой подход позволил бы нам частично решить вопрос продовольственного обеспечения жителей края и поднять уровень потребления белка до необходимого уровня», – прокомментировал возможный сценарий заместитель начальника управления рыбного хозяйства Александр ЦЫМБАЛ.

Представителей торговли на совещание не было. Как сообщили «РП» в руководстве торговой сети «Ратимир», доля китайского импорта на их прилавках с рыбопродукцией составляет приблизительно 70%. «У нас есть категорийный отдел, который работает по так называемой «матрице» – фиксированное число поставщиков, фиксированное число наименований продукции. Он обеспечивает приемлемое качество по конкурентной цене. Если наши производители смогут предложить конкурентную цену с таким же или лучше качеством – милости просим», – заявил источник. Условия договоров он назвал типовыми: «Если производители продукции не согласны по ним работать – пусть не работают. Это бизнес». Наценка на продукцию в «Ратимире» составляет 25-30% (на отработку затрат), но бывает и выше – на элитные товары. Сейчас в компании работают над тем, чтобы снизить наценку. Регулирует ее специальный отдел: снижает на неходовые товары, но повышает на «горячие». Смысл любой сети в том, чтобы с минимальной торговой наценкой продать максимум товара, а мелкие магазины и точки действуют наоборот, пояснил он.

ИП Ирина Кузьмина, уже много лет занимающаяся реализацией рыбы и морепродуктов в розничной сети, объяснила «РП» механику ценообразования. Розничные цены складываются, помимо прочего, под влиянием спроса и предложения. Продавец исходит из закупочной цены производителя или посредника и класса продукции. Вторая немаловажная составляющая – это транспортные расходы. Далее – хранение. Плюс оплата работ обслуживающего персонала на холодильнике – грузчиков, кладовщиков и прочее. Продавец также тратится на аренду торгового места (или «отбивает» построенное здание). Продавцу, как и рыбаку, необходимы кредиты на развитие бизнеса, например, на закупку оборудования, витрин, которые стоят по 4 тыс. евро за одну секцию и т.д. Этот расход закладывается в стоимость товара. Далее – зарплата продавцам и обслуживающему персоналу на торговой точке. В стоимость рыбы плюсуются также налоги. Если товар бракованный, то его приходится просто выкинуть, а убытки опять-таки заложить в «ликвид». В торговую надбавку, по сути, закладываются издержки обращения. В итоге цена от закупочной увеличивается на 10-60%. Прибыль продавца составляет от 5 до 15%. Торговля рыбопродукцией, как и сама рыбалка, – бизнес сезонный. Для торговли самые сложные периоды – это посленовогоднее затишье и летняя пора. Поэтому единых цен нет. Во время путины цена на рыбу падает.

- «Продавец, будь то ритейлерская сеть или частный предприниматель, – неотъемлемое звено рыбного, да и любого другого производственного бизнеса. Крупные производители не будут продавать продукцию «с машин», это просто невыгодно и хлопотно. Весь цивилизованный мир работает через оптовиков, и это нормально», – пояснила «РП» Ирина Владимировна.

Оба представителя торговли отвергли претензии к хранению рыбопродукции, подчеркнув, что витрины с режимами температур сохраняют скоропортящийся рыбный товар намного дольше и лучше, чем это возможно в условиях уличной торговли. Как отметил источник в «Ратимире», рыбаки зачастую сами экономят на транспорте, перевозят продукцию не в рефрижераторах и даже не в термосах, поэтому иногда сети предлагают продукцию отнюдь не в лучшем состоянии.

Вместе с тем, представители торговли признают, что рынки могут составить конкуренцию сетям: «Особенно если будут располагаться недалеко от магазинов. В условиях кризиса потребитель отдает предпочтение низкой стоимости товара, а не качеству обслуживания и ассортименту». С другой стороны, тезис о том, что цены на рынках будут значительно ниже, необъективен: там покупатель рискует быть обвешанным, купить некачественный товар.

В свою очередь представители отдела сельского и рыбного хозяйства управления торговли администрации Владивостока заверили присутствующих, что готовы к диалогу и в рабочем порядке помогут решать все возникающие проблемы.

- К сожалению, административно мы никак не можем повлиять на торговые сети, но договориться, думаю, всегда возможно. Сегодня мы рассматриваем возможность организации сельскохозяйственных, рыбных рынков. Нам для этого даже выделен бюджет. Теперь – слово за вами, – напутствовал присутствующих представитель горадминистрации Александр ПАЛИХИН.
Сроки реализации проекта и конкретные объемы финансирования на совещании озвучены не были.

Более точные цифры и даты были обозначены в программах государственной поддержки предприятий рыбоперерабатывающего комплекса. В частности, речь шла о субсидиях из краевого бюджета на уплату части процентов по кредитам, полученным на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промрыбоводства на срок до пяти лет; на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства на срок до 8 лет; на строительство, реконструкцию и модернизацию рыбопромыслового флота, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию рыбоперерабатывающих производств на срок до 8 лет. А также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам или договорам лизинга на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования на срок до 5 лет. В 2007 году по этой программе было выделено 6 млн. рублей, в 2008 – 10 млн. рублей, в текущем году – 9 млн. Однако объемы эти фактически не осваиваются – посетовали чиновники. Так, предоставленной возможностью по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам воспользовались пока всего 2 приморских предприятия. «Боюсь, это может привести к тому, что объемы финансирования будут значительно урезаны», – поделился своими опасениями Александр Цымбал.

Хотя критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидий, вполне лояльны. Во-первых, предприятие должно осуществлять свою деятельность (рыбоводство, рыбохозяйственную деятельность) на территории Приморского края; во-вторых, предприятие должно подтвердить целевое использование кредитных средств; в-третьих, не находиться в процедуре банкротства; и последнее – доказать отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней.

- «Краевой администрации и рыбопромышленникам необходимо теснее взаимодействовать, – сделал вывод зам руководителя управления рыбного хозяйства. – Только тогда наша работать будет иметь положительный эффект и рыбаки ощутят реальную поддержку».

Ксения ПИСАРЕВА

  • Витрины с рыбопродукцией
  • Морепродукты на рынке Владивостока
  • Совещание в администрации Приморского края