Газета «Рыбак Приморья»

Меры срочного реагирования

Росрыболовство предлагает обсудить комплекс мер, направленных на развитие отечественной береговой рыбопереработки, приемки и транспортировки.

Однако сфера влияния предлагаемых мер значительно шире, поскольку их конечная цель – не только развитие инфраструктуры, но и, что очевидно, наполнение внутреннего рынка конкурентным товаром, а также повышение рентабельности предприятий.

Сразу бросается в глаза и радует: в представленном перечне нет административных заградительных мер по типу обязательных биржевых торгов. Вместо них предусмотрена «разработка предложений по поэтапному (в течение трех лет) повышению ставок вывозных таможенных пошлин в отношении экспорта уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки с низкой степенью переработки, а также ввозных таможенных пошлин в отношении импорта продуктов переработки водных биоресурсов с высокой степенью переработки для рассмотрения Комиссией Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике». Планируется, что в октябре соответствующие предложения будут представлены правительству.

В качестве стимулирующих отечественную переработку мер предлагается перевод всех субъектов этого бизнеса на уплату ЕСХН. Кроме того, вновь созданным организациям и предприятиям, занятым переработкой и хранением, будут предусмотрены трехлетние налоговые льготы.

К июню Росрыболовство совместно с другими ведомствами планирует подготовить перечень необходимого для отрасли оборудования и судов, а также классифицировать их наименования в соответствии с ТН ВЭД для рассмотрения правительственной комиссией вопроса об отмене ставок ввозных таможенных пошлин.

Чтобы простимулировать обновление и модернизацию флота, предлагается внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость за предоставление услуг судоремонтными и судостроительными предприятиями Российской Федерации. Вместе с тем суда, которые были построены и куплены за рубежом (а не только прошли модернизацию), также планируется освободить от НДС и налоговых пошлин при ввозе на территорию РФ до конца года. Перевооружить флот Росрыболовство намерено и при помощи «Росагролизинга», которому распоряжением правительства будут выделены средства на эти цели.

Заслуживает отдельного внимания пункт 12 «Комплекса мер Росрыболовства». Он касается подготовки рекомендаций субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества по минимальным ставкам аренды для размещения торговых площадей, специализирующихся на реализации рыбной продукции. Согласно документу, эти рекомендации совместно с Росрыболовством к маю должны выработать Минпромторг, Минэкономразвития и Минрегион.

К проблеме наличия на прилавках недорогой отечественной рыбопродукции «РП» обращался неоднократно. И, на наш взгляд, решение этой проблемы – задача исключительно власти, а не рыбаков или торговых сетей. Поэтому низкими арендными ставками здесь не обойтись. Рыбопромышленник может, но не должен торговать своей продукцией в розницу, содержать торговый павильон, продавцов, обслуживающий персонал, регулировать отношения со всеми контролирующими розницу органами, и прочее. Иначе это мероприятие опять превращается в обычный коммерческий магазин, только обремененный дополнительными проверками, обусловленными льготной арендой. К тому же все это мероприятие потребует немалых оборотных средств, коих у переработчиков нет.

Местной власти, как наиболее заинтересованной в сдерживании цен на продукты питания в нынешней ситуации, целесообразно, не дожидаясь особых распоряжений из Москвы, опробовать пилотные проекты муниципальной торговли, где задача рыбопромышленника – поставить продукцию и обеспечить качество, а задача власти – удовлетворить потребности своего населения и вовремя расплатиться за поставки. Во всяком случае, для решения этой важной государственной задачи стоит собрать рекомендации не только вышеперечисленных министерств, но и обобщить соответствующий опыт властей на местах. Тем более что на субсидирование расходов по созданию в субъектах РФ специализированных рынков по продаже рыбной продукции Росрыболовство намерено добиваться выделения средств федерального бюджета. Естественно, деньги достанутся тем регионам, где чиновники будут наиболее расторопны.

Возвращаясь к «Комплексу мер…», стоит отметить еще несколько позитивных моментов. Федеральное агентство не оставляет усилий по снижению железнодорожных тарифов на перевозку рыбы и готовит предложение о выделении средств на субсидирование транспортных расходов в периоды с февраля по апрель и с августа по октябрь.

Будут иметь несомненный положительный эффект для рыбаков и готовящиеся изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, исключающие двойное взимание платежей и повышающие рентабельность предприятий. Это касается определения статуса уловов и продукции, доставляемых из ИЭЗ и с континентального шельфа на таможенную территорию РФ, а также внесения изменений в коды ТН ВЭД на продукцию морского промысла, вывозимую на экспорт.

Вообще документ «О комплексе мер…», несмотря на то что в Росрыболовстве его считают «предварительным перечнем мероприятий», носит вполне конкретный характер. Но для того, чтобы все его двадцать с лишним пунктов обрели форму работающих правительственных и законодательных актов, руководство отрасли рассчитывает привлечь к совместному нормотворчеству рыбаков.

РИА Fishnews.ru

Елена ФИЛАТОВА