Газета «Рыбак Камчатки»

Для них есть один закон - алчности

Интересная подробность: для жителя любой западной страны, не потерявшего работу и оставшегося при тех же доходах, наступивший кризис – великолепное время: всё становится более дешёвым. В новостях то и дело проскальзывают сообщения о снижении стоимости литра бензина (не на рубль-полтора, как у нас, а наполовину), резко упали цены на аренду жилых и нежилых помещений, автомобили (в Англии два продают по цене одного), снижаются они и на продовольствие.

Везде, но только не у нас. У нас они имеют одну особенность – неудержимо рваться вверх, особенно на еду и особенно на Камчатке. Если бы в стране существовал коэффициент жадности, то самые высокие рейтинги достались бы камчатским предпринимателям, снабжающим полуостров продовольствием. Защиты от их алчности искать не у кого, вот и приходится лишь возмущаться и протестовать в бесполезном формате. Приходится признать, что везде в мире действуют законы рынка, образования цен на их основе. И только в нашей стране и особенно в нашем крае власть взял в свои безжалостные руки закон жмотства и жадности. От него, повторяем, нет спасения.

Пришёл и всё испортил

По данным пресс-службы Росстата, в феврале в 14 субъектах РФ прирост потребительских цен составил более 2 %. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Камчатском крае – на 3,1 %, где продукты питания подорожали на 4,1 %, услуги – на 3,3 %.

Большая часть граждан склонна винить в неуёмном росте цен пресловутый экономический кризис: дескать, вот пришёл он, такой-сякой, – и всё испортил, а бедные продавцы, чтобы не разориться окончательно и не торговать себе в убыток, просто вынуждены поднимать цены.

Но, товарищи, прежде чем жалеть наших «сирых и убогих» отечественных бизнесменов от торговли, придавленных тяжёлой пятой беспощадного кризиса, давайте задумаемся: а с какого такого перепугу в это нелёгкое время во всём остальном мире товары и продукты либо поднимаются в цене незначительно, либо и вовсе дешевеют, а у нас дорожают в разы?

Вот цифры. По официальным данным федеральной службы государственной статистики РФ рост цен на продукты питания в России составил 17,7 % в среднем, тогда как в странах Европейского союза продовольствие подорожало всего на 4,1 %. Соответственно, хлеб и крупы у нас выросли в цене на 25,5 %, у них на – 6,2 %, мясо у нас – на 23 %, у них – на 5,1 %, сахар и сладости у нас – на 17,8 %, у них – на 4,7 %.

Ознакомившись с этими данными, поневоле задумаешься: может у нас в родном Отечестве действуют какие-то другие экономические законы, отличные от всего остального мира?

Законы-то одни, универсальные, а вот смысл торгового процесса в России и, к примеру, в тех же европейских странах, – увы! – разнится существенно, примерно так, как слон отличается от балерины.

Европейская торговля ориентирована, в конечном счёте, на покупателя. Есть у него средства – ему предложат дорогой товар, убедят с помощью рекламы, что без него покупателю жизнь будет не мила. А нет денежек (или есть, но мало в связи с тем же кризисом) – снизят цены, устроят распродажи, объявят сезон скидок или придумают ещё что-нибудь, чтобы товар сбыть. Поскольку понимают, что для осуществления непрерывной торговли необходим непрерывный же оборот: товар-деньги-товар. Пусть прибыль иностранные торговцы получат меньшую, чем планировали изначально, но всё же получат какую-то. На часть прибыли накупят нового товара, опять выставят его на продажу и т. д. и т. п.

У нас не так. В основе отечественной торговли в большинстве случаев ещё со времен перестройки лежит алчное желание обогатиться как можно быстрей, а для этого «наварить» немыслимые проценты, как можно быстрее «отбить» вложенные «бабки» в двойном, как минимум, размере. На покупателя таким торгашам по большому счёту начихать с высокой колокольни. Поэтому когда в условиях кризиса покупательская способность падает, эти нахрапистые деляги цены поднимают.

«Купят, никуда не денутся», – думают они и задирают цены до небес.

Бороться с их неуёмной жадностью тяжело. Дело в том, что с 1995 года в стране действует указ президента о свободе розничных цен, согласно которому цены на потребительские товары формируются продавцами самостоятельно.

Разумеется, контроль за ростом цен всё же ведётся. Согласно местным постановлениям о дополнительных мерах по стабилизации цен на отдельные виды значимых продуктов торговая надбавка на них не может быть более 10 %. Но эта норма не носит обязательного характера, т.е. продавец сам решает, сколько процентов накрутить на товар — 10 или 40.

И накручивают.

Виноваты поставщики

– Цены на продукты питания на Камчатке растут из-за сложностей с получением кредитов и повышением цен у поставщиков, – сообщил представитель Ассоциации предприятий и предпринимателей Камчатки.

– На протяжении последних двух-трёх месяцев у оптовых поставщиков, ввозящих продукты питания на полуостров, возникают серьёзные проблемы с получением кредитов и отсрочками по платежам за приобретённый в центральных регионах России товар, – сказал наш собеседник.

По его словам, около 80 % продовольственных товаров ввозится на Камчатку из Москвы и Санкт-Петербурга. «При этом поставщики, которые раньше, учитывая отдалённость региона и сроки доставки, давали возможность оплачивать товар по получении, а значит, сэкономить на процентах по кредиту, сейчас категорически отказываются работать в рассрочку», – отметил представитель камчатского бизнес-сообщества.

Вот такую информацию вычитала я на днях в вездесущем Яндексе. Оно бы и ничего, аргументированная такая «отмазочка», но смущает тот факт, что ФИО представителя ассоциации, сетующего на проблемы и трудности, не названа, как впрочем и ФИО журналиста и название издания, для которого это интервью давалось, печатного ли, электронного – бог весть.

Усомнилась я и в том, что 80 % поставляемых к нам на полуостров продуктов – из столицы и города на Неве. Да полноте – китайское у них происхождение, с чего ж их к нам через Москву завозить? Или для наших «коммерсов», как для бешеной собаки, 100 верст – не крюк?

И потом, дорожают – и весьма существенно – не только завозные, но и местные продукты. Вот корюшка, например. С чего бы это она поднялась после нового года в цене? Стоила 120 рублей за кило, а теперь за неё просят 160? Да что там продукты, если теперь даже прежде бесплатные полиэтиленовые пакеты в супермаркетах стали продавать по рублю.

  • * *

Про рост цен сейчас не говорит и не пишет только ленивый. Газету открой, ТВ включи, а там каждый день одно и то же: подорожали крупы, подорожало мясо, подорожали овощи. Вон на Кубани в марте цена на рис выше, чем на зарубежных сырьевых биржах: 34 рубля против 20. А ведь это Кубань, так сказать, богатейшая отечественная житница… Рис там выращивают давно и, надо полагать, умеют это делать. А поди ж ты, цену на местный продукт задрали «по самое не балуйся».

Понятно, что в условиях, когда дорожают энергоносители, топливо, электричество и остальное – некоторое увеличение стоимости продуктов неизбежно. Но не на столько же!

Так что не верьте, граждане, когда вам пытаются задурить мозги «сложностями кредитования» и проблемами с поставщиками. Алчность во всём виновата, обычная человеческая алчность…

Наибольший прирост цен в феврале по данным Росстата отмечался на сахар-песок – 8,5 %. Бананы подорожали на 18,6 %, груши и виноград – на 9,1 % и 8,8 % соответственно. Цены на капусту – на 5,8 %.

На 4,6-5 % выросли они на различные виды замороженной рыбы. На 2,8 % – на окорочка куриные, на 2-2,3 % – на мясные консервы, печень, колбасу. На 2-4,4 % – на сыры, шоколад, карамель, сухое молоко и фруктовые консервы для детского питания. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце февраля составила 2 тыс. 190 руб. в расчёте на месяц.

Также подорожали жилищно-коммунальные услуги. За месяц – на 2,1 %. На 19,4 % увеличилась стоимость пересылки простого письма внутри России, на 13,3 % – плата за отправку обыкновенной внутренней телеграммы. На 5,7-6,5 % возросла стоимость туров в Германию и Турцию, а также поездок в Китай.

И это не предел.

Людмила ПЛЕТНЕВА.